Межпредметный модуль " Юные исследователи"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Межпредметные модуль "Юные исследователи" для начальеной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
межпредметный модуль | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа межпредметного модуля «Юный исследователь» предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи: познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к исследовательской деятельности;
2. Общая характеристика
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Место курса «Юный исследователь» в базисном учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 2 класса. Программа реализуется через модуль на базе школы.
Срок реализации программы – III четверть, 10 часов, 1час в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
6. Система оценки деятельности.
Курс модуля «Всезнайка» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
7.Формирование самостоятельной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
- Содержание тем межпредметного модуля «Всезнайка»
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий) | Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении | Направления проектной деятельности учащихся | Использование резерва учебного времени | ||
Что такое исследование? Кто такие исследователи? (1 час) | Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий | |||||
Опыты с Кока-Колой | .Изучить информационные источники с целью получить больше информации о Кока-Коле, изучить историю создания продукта, узнать состав напитка и секрет популярности мирового бренда. Опыт 1. «Гольфы не сдаются!» Опыт 2. «Кока-Кола и металл» Опыт 2. «Кока-Кола и металл» Опыт 4. «Грозит ли Кока-Кола нашим зубам?!» | Опыт 1. «Гольфы не сдаются!» Опыт 2. «Кока-Кола и металл» Опыт 2. «Кока-Кола и металл» Опыт 4. «Грозит ли Кока-Кола нашим зубам?!» | ||||
Как получить крахмал | Собрать и изучить информацию о крахмале; изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты; подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование; выделить крахмал из картофеля и пшеницы; узнать о сфере применения крахмала; проанализировать полученные результаты Опыт 1 «Исчезающие чернила» Опыт 2 «Крахмал в действии» Опыт 3 Забавные игрушки-мнушки из крахмала и шариков | Опыт 1 «Исчезающие чернила» Опыт 2 «Крахмал в действии» Опыт 3 Забавные игрушки-мнушки из крахмала и шариков |
- Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся
во 2 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. | |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий | Принимать и удерживать учебную задачу. Самостоятельно выполнять индивидуальные задания Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Самостоятельно выполнять индивидуальные задания Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | Личностные УУД: Учитывать разные мнения и инте ресы и обосновывать собственную позицию Формирование интереса к учению; Адекватно воспринимать оценку учителя. Формирование интереса к учению. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Учитывать разные мнения и инте ресы и обосновывать собственную позицию Регулятивные УУД: Ориентироваться в новых понятиях. Умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении Сформировать умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончанию работы. Умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении Познавательные УУД: Принимать и удерживать учебную задачу. Самостоятельно выполнять индии видуальные задания Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Самостоятельно выполнять индивидуальные задания и различие. Коммуникативные УУД: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Умение тактично участвовать в конкурсах. Обращаться за помощью к учителю Умение тактично участвовать в конкурсах. Обращаться за помощью к учителю Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Самостоятельно находить решение возникающих проблем; отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности | |
2 | Опыты с Кока-Колой | 5 | Изучить информационные источники с целью получить больше информации о Кока-Коле, изучить историю создания продукта, узнать состав напитка и секрет популярности мирового бренда. Опыт 1. «Гольфы не сдаются!» Опыт 2. «Кока-Кола и металл» Опыт 2. «Кока-Кола и металл» Опыт 4. «Грозит ли Кока-Кола нашим зубам?!» | |||
3 | Как получить крахмал | 4 | Собрать и изучить информацию о крахмале; изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты; подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование; выделить крахмал из картофеля и пшеницы; узнать о сфере применения крахмала; проанализировать полученные результаты Опыт 1 «Исчезающие чернила» Опыт 2 «Крахмал в действии» Опыт 3 Забавные игрушки-мнушки из крахмала и шариков | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование межпредметного модуля "Введение в школьную жизнь"
Календарно-теметическое планирование модуля по трбованиям ФГОС в 1 классе...
программа межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"
межпредметный модуль введения в школьную жизнь "В школу с радостью" проводится в первые две недели начала обучения первоклассников....
Межпредметный модуль "Моя родословная"
Рабочая программа по модулю для 3 класса...
Межпредметный модуль "Путешествие во времени "
межпредметный модуль "Путешестви во времени"...
Рабочая программа межпредметный модуль «Юный исследователь»
Рабочая программа межпредметный модуль«Юный исследователь»базовый уровень, 2 класс/адаптированная на основе Примерной программы...
рабочая программа межпредметного модуля "Мы исследователи"
Межпредметный модуль «Мы – исследователи» сформирован из часов учебных предметов: окружающий мир, изо, технология. Рассчитан на 10 часов. Курс по выбору. Состоит из 4 блоков: «...
Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."
АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...