Межпредметный модуль "Путешествие во времени "
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
межпредметный модуль "Путешестви во времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_vo_vremeni.docx | 41.96 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа межпредметного модуль «Путешествие во времени» ". Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей
Цель и задачи курса.
Цель – расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Воронежскую область, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
- изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
2. Общая характеристика
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса по данному курсу:
- частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
- беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
- словесные, наглядные, проблемные, творческие.
- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
В качестве процедур оценивания используются тестирования, выставки рисунков и поделок, соревнования, конкурсы чтецов, проектно-исследовательские работы, экскурсии в музеи, наблюдения за изменениями в природе.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Место курса «Путешествие во времени» в базисном учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 2 класса. Программа реализуется через модуль на базе школы. Срок реализации программы – 2 четверть, 7 часов, 1час в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни, ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживаниячувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
6. Система оценки деятельности.
Знания и умения учащихся в конце обучения:
- знать историю происхождения своего города, района, области уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия курса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности
Курс модуля «Путешествие во времени» предполагает безотметочную форму оценивания. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
7. Формирование самостоятельной деятельности.
Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).
Информационная и коммуникативная грамотность в начальной школе может быть проверена и оценена с помощью проектных задач.
Учебная грамотность как основа ключевой компетентности:
- производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
- производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
- различать оценку личности и оценку действия;
- сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
- выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
- задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
- указывать в определенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
- совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
Информационная грамотность как основа ключевой компетентности
- поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
- проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
- использовать знаково-символические средства (чертежи, схемы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения учебных и практических задач;
Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности
- использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
- инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
- договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
- Содержание тем межпредметного модуля «Путешествие во времени»
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий) | Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении | Направления проектной деятельности учащихся | Использование резерва учебного времени | |||
Воронежская область | Моя область Воронежская. Вводное занятие. История моего края. Знаменитые люди нашего края. Мой любимый уголок . Экскурсия. Конкурс рисунков «Мой край родной» Тестирование. | прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего края, познакомить с традициями края, рассказать о жителях родного края, воспитание гордости за свою Малую Родину. | |||||
Россошанский район. Природа родного края. | Росошанский район . Вводное занятие. Ланшафт. Животные края. Растения родного края. Охраняемые виды животных родного края. Итоговое занятие по курсу «Наш край» Защита проекта «Мой край Россошанский» | обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение в природе; |
9.Тематическое планирование модуля «Путешествие во времени»
№ п/п | тема | Кол-во часов | Основное содержание по теме | Оборудование | Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы | |
1. | Моя область Воронежская. Вводное занятие. | 1 ч | Воронежская область часть Российской Федераци. | Физическая карта области,презентация,карточки. | Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Метапредметные результаты: ) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; | |
2. | История моего края. | 1 ч | Возникновение и развитие Воронежской области, символика,значимые даты. | Презентация, дидактический материал. | Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Метапредметные результаты: определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | |
3. | Знаменитые люди нашего края. Конкурс рисунков «Мой край родной | 1 ч | Творческий отчет «чем знаменит наш Воронежский край»,конкурс знатоков «Знай и люби свою родину» | Презентация, дидактический материал, встреча с А.Я.Морозовым. Презентация,рисунки детей | Личностные результаты: ) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Метапредметные результаты: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | |
4. | Росошанский район . Вводное занятие. Ланшафт. | 1 ч | Россошанский район часть Российской Федерации, история возникновения города Россоши. Рельеф,реки,лесные насождения территории Россошанского района | Презентация, дидактический материал,карта россошанского района. Карта россошанского района, презентация. | Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Метапредметные результаты: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; | |
5. | Животные края. Растения родного края. Охраняемые виды животных родного края. | 1 ч | Животные дикие и домашние обитающие на территории района. Растения икорастущие и культурные произростающие на территории Россошанского района | Презентация, дидактический материал. | Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | |
6. | Охраняемые виды животных родного края. | 1 ч | Охраняемые виды животных обитающих на территории Росошанского района. | Презентация, дидактический материал,тесты. | Личностные результаты: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Метапредметные результаты: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; | |
12. | Итоговое занятие по курсу «Путешествие во времени» | 1 ч | Подготовка к защите проекта, оформления результатов проектной /исследовательской работы и подготовка к ее презентации. | Презентация, тесты. | Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
- Описание материально – техническое обеспечения образовательного процесса.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Концепции социального воспитания дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2016 гг, приказ от 21 декабря 2011 № 154;
4. Закона Воронежской области от 06.10.2010 г. № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области».
5. Морозов А.Я. Россошь. Земли родной начало.- Воронеж, ТО «Альбом», 2004.
6. Люби и знай родной свой край. Учебное пособие по географии, истории, культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. – Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.
7. Историко – культурное краеведение: книга для учителя. Н.П. Красикова, Ю.В. Пыльнев. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2012.
8. Историко – культурное краеведение: книга для учителя. М.И.Баранникова. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2012.
9. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, Изд – во «Истоки», 1992г.
10 Филоненко С.И, Филоненко А.С. Острогожско – Россошанская операция – «Сталинград на Верхнем Дону». – Воронеж: Кварта, 2005.
11. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.
Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"
Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать ди...
«Время. Единицы времени. Определение времени по часам.»
Математика по УМК «Школа 21 века»...
Консультация для воспитателей «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».
Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности....