Представление опыта работы "Исследовательская деятельность младших школьников"
статья ( класс) на тему
Исследовательская деятельность младших школьников (февраль 2016г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
(15 минут+5 минут вопросы жюри)
Тема: «Исследовательская деятельность младших школьников»
В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
«Исследовательская деятельность младших школьников- это, прежде всего, творческая деятельность , направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности». Она обеспечивает условия для продуктивного развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся , формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня , возросших требований к знаниям учащихся, мною взята на вооружение организация исследовательской работы младших школьников в своём классе. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять работы.
Актуальность моей работы определяется тем, что она направлена на развитие творческой , самостоятельной личности младшего школьника; отвечает потребностям современной школы в разработке педагогических технологий
1
развития умений исследовательской деятельности ученика; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.
Цель педагогического опыта : достижение высокого качества знаний и индивидуального уровня развития у обучающихся первой ступени на основе формирования навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности ( слайд 2)
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач
(слайд 3)
- Выявить наиболее эффективные способы обучения младших школьников исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях;
- Разработать систему занятий исследовательского типа и комплекс заданий поискового характера;
- Проверить на практике позитивное влияние разработанной системы учебно-исследовательской деятельности на развитие познавательной активности младших школьников.
Анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогической практике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:
- Социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к учебно-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации учебного процесса;
- Потребности педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к учебно-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы;
- Широким спектром возможностей современного содержания начального образования и низким уровнем познавательной деятельности обучающихся.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является совершенствование организации учебного процесса младших школьников посредством введения уроков и внеурочных занятий исследовательского типа.
2
Длительность работы над опытом
Над данной проблемой работа ведётся четвёртый год. Разрешение противоречий между необходимостью повышения уровня развития познавательной активности учащихся и недостаточной возможностью традиционного подхода к организации учебного процесса в начальных классах проводилась в несколько этапов.
Первый этап-2012-2013 учебный год: проведение входной диагностики уровня развития учащихся и обнаружение проблемы, теоретическое изучение и анализ методической литература.
Второй этап- 2013-2014 учебный год: апробация форм, методов и средств организации уроков и внеурочных занятий исследовательского типа. Промежуточная диагностика уровня развития учащихся.
Третий этап-2014-2015 учебный год: организация исследовательской деятельности учащихся, участие учащихся в работе конференций, конкурсах. Проведение открытых уроков для педагогов города, области.
Четвёртый этап- 2015-2016 учебный год: обобщение опыта работы. Итоговая диагностика.
Анализ диагностических данных на заключительном этапе свидетельствует об актуальности темы опыта и успешности выбранных средств для решения педагогических проблем.
Диапазон опыта представлен системой уроков исследовательского типа и системой учебных занятий исследовательского характера, используемых на уроках и во внеурочной деятельности. Разработки данного материала расположены в интернет ресурсе - социальной сети педагогов.
Теоретическая база опыта
В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика - труды А.М.Каменский
В трудах В.В.Давыдова, Л.В.Занковой, Д.Б.Эльконина доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.
О том, как открывать знания вместе с учениками. Технология проведения проблемного урока раскрыта Н.Ю.Пахомовой
3
Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И.Савенкова
Идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества раскрыты в трудах В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили
В качестве метадологии психолого-педагогического сопровождения, предложенные А.М.Каменским
Новизна опыта состоит:
- В обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования исследовательской деятельности школьников;
- В организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, основанной на передовых идеях педагогов-новаторов, обеспечивающей эффективность формирования учебно-исследовательской деятельности;
- В разработке комплекса заданий и упражнений поискового характера, способствующих развитию мыслительных операций.
Преподавание в начальной школе должно быть ориентировано на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний, на сотрудничество учителя и ученика.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений. «Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать , самостоятельно искать новые сведения о мире- это те важнейшие качества, которые необходимо поддерживать в процессе обучения и совершенствовать.
Исследовательский подход в обучении
- предполагает воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, развитие интеллектуальности ученика;
- состоит во введении общих и частых методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах, в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
- помогает школьнику увидеть связь между разрозненными явлениями и фактами.
4
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках рассматривается в двух аспектах:
1. урок-исследование;
2. урок с элементами исследования.
При ознакомлении с новой темой основной формой является урок: проблемного характера; исследовательского типа. На уроках с иной образовательной тематикой применяются методы и приёмы, обладающие наибольшим развивающим потенциалом.
Методы: беседа, частично-поисковый, поисковый, исследовательский, наблюдение, эксперимент
Приёмы: общедидактические ( сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез)
Организация учебно-исследовательской деятельности
Урок:
- постановка проблемы, организация диалога, поиск решения;
- включение в урок заданий, имеющий поисковый характер.
Внеурочная деятельность:
- выбор темы исследования, определение цели, сбор информации;
- подготовка к защите и защита исследования.
Урок-исследование в начальной школе это особая разновидность проблемного урока, на котором дети учатся сами отыскивать проблемы и особым образом скомпонованном материале и решать их. На таком уроке решается не одна, а целая цепочка проблем, когда ученики справившись с одной, наталкиваются на другую. По содержанию изучаемого материала для такого урока характерно рассмотрение теоретических основ явлений и фактов, уяснение связей с похожими или противопоставленными явлениями, выявление не только существенных, но и не существующих признаков, исследование способов рассуждения при объяснении и
5
доказательстве каких-либо фактов.
Структура урока-исследования характеризуется рядом особенностей. Она близка к структуре проблемного урока, но отличается от неё более многоступенчатой организацией. В ней как бы отражается модель процесса реального научного исследования со всей присущей ему динамикой и противоречивостью. Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:
(слайд 4 ) можно не говорить
- актуализация прежних знаний
- возникновение интеллектуального затруднения
- осознание проблемы учащимися, её словесное оформление
- свободная дискуссия ( высказывание, любые, даже самые абсурдные предположения по поводу вариантов решения проблемы)
- проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации
- словесное оформление вывода и фиксация его ( в устной или письменной форме)
- применение полученных знаний на практике
- введение нового материала, в котором содержатся факты, не соответствующие первоначальному выводу
- цепочка микроисследований, связанных с решением частых исследовательских задач
- выводы, обобщение наблюдений.
Решая проблемную ситуацию , выполняя исследования, ученик либо находит новое, перекомбинируя хорошо известное ему новое, либо пытается свести неизвестное к уже усвоенному ранее, и тем самым разрешить проблему. Поэтому создание проблемной ситуации и её решение связываются с функцией творческого мышления.
Для продуктивной исследовательской деятельности младших школьников необходима особая готовность, которая заключается в следующем:
6
- формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
- умение спрашивать (выяснять с точки зрения других учеников, делать запрос у учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться ( выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение);
- развитие мышления, определённая интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак;
- возможность выделять общий способ действий
- накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
Задания, развивающие исследовательские способности.
Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков.
По мнению А.И.Савенкова « Обучение исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений». Эти занятия позволяют учащимся овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
7
- развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
Увидеть проблему часто бывает сложнее, чем решить её. Умение видеть проблемы- интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Решению этой сложной педагогической задачи в значительной мере помогают упражнения:
- «назовите как можно больше признаков предмета» Например: дерево- ветвистое, высокое, кряжистое то есть называем как можно больше признаков;
- «Сколько значений у предмета» Например: предлагаю обычный предмет линейка- и прошу найти новое значение предмета- можно в роли указки, закладки;
- «Посмотри на мир чужими глазами» Например: на улице выпал снег, а вы водитель автобуса или вы цветок, который вырос вблизи проезжей части. Опишите, что испытывали бы мы оказавшись вместо них.
- Развитие умений выдвигать гипотезы ( умение предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть, предположим, допустим, возможно, наверное»). В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а так же личные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Задание: «Давайте вместе подумаем»
Почему вода в водоёмах становится непригодной для питья?
Гипотезы:
-Может быть рядом с водоёмом находится завод или фабрика, сточные воды которого попадают в неё.
-Возможно это воздействие человека (бросаем в воду бутылки, банки, предметы частого использования)
-Предположим обмеление водоёма из-за аномальной жары .
8
- Развитие умений задавать вопросы (вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, а гипотеза- как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа.
Задание: «Найди загадочное слово» Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете , начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»
Например: Проблема : загрязнение водоёма; объект исследования - река.
Вопросы:
- Почему вода в водоёме стала непригодной для питья?
-Зачем необходимо устанавливать фильтры по очистке воды на фабриках и заводах расположенных близ водоёма?
-Что могло произойти с водоёмом, в результате чего вода стала непригодной для питья?
4. Подбор литературы по заданной теме.
Тема : «Загрязнение водоёма. Путь её оздоровления»
Задание: прочитай внимательно предложенный перечень литературы. Каждая книга имеет сопроводительный номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
- Об истории человечества
- Об исследователях и учёных
- Об использовании человеком науки и техники
5.Установление общего признака объектов. Самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные) , при выполнении которых , дети оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Однако каждое задание- это мыслительная задача, предполагающая сравнение, высказывание собственного суждения, умозаключения.
Задание: часы, чайка, дочка, точка, щавель, ночка, тучка, роща
-Что объединяет эти слова между собой?
9
-распределите слова по группам. Обосновать признак распределения слов
6. Вывод, обобщение, предполагающие соотнесение и обобщённое выражение усвоенных школьниками конкретных знаний.
В жизни мы часто используем фильтры, каждый из которых имеет своё предназначение. Какие фильтры вы знаете? (фильтр по очистке воды, фильтр по очистке воздуха, масляные фильтры). Очень часто поливая цветы в горшках, вы обращали внимание на то, что в поддон стекает прозрачная вода. А не напоминает ли вам это работу фильтра.
Задание: из подручного материала соберите фильтр.
Вам предложены те предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни (коробка из под молока, ткань, фильтровальная бумага, песок, мелкие камушки, вата)
Проведи эксперимент: пропусти грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью через собранный тобою фильтр. Видишь, что полилось?
Но не пей её! Она ещё не питьевая! Сделанный тобой фильтр не способен очистить воду от химических примесей, а только от механической грязи.
Запиши:
-Что тебя удивило при проведении данного эксперимента?________________
-К какому результату мы пришли вследствие проведённого эксперимента?_____
-В результате проведённого опыта мы доказали, что _______________________
Вывод : собрав данный фильтр мы пришли к тому …
10
Введение элементов исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях посволяет формированию универсальных учебных действий:
- Личностные- развитие мотивов учебной деятельности, появление опыта практической деятельности, осознание ценности творческого труда;
- Познавательные- умение строить сообщения, выделять информацию и осуществлять поиск, анализировать объекты, умение строить рассуждения;
- Регулятивные- планирование своих действий, осуществление пошагового контроля, корректировать результаты, развитие волевой саморегуляции;
- Коммуникативные- планирование деятельности, определение целей деятельности, формулирование вопроса, ориентация на позицию партнёра.
Эффективность применения продуктивных современных методик и приёмов организации исследовательской деятельности школьников доказывается результатами анализа диагностических данных, результатами участия обучающихся в конкурсах, акциях различного уровня.
(слайд 5)
Уровень сформированности коммуникативных умений
2014-2015г.г.
11
Результаты итоговой диагностики показали достаточное овладение обучающимися класса различными видами коммуникативных умений. Это позволяет сделать вывод об овладении детьми коммуникативной компетентностью, необходимой для решения большинства учебных задач и для овладения продуктивной исследовательской деятельностью. Умение задавать вопросы, находить ответы, аргументировать свою позицию и подтверждать позицию другого - ключевые элементы исследовательской деятельности и работы а группах.
Более 90% обучающихся систематически пользуются справочной литературой. (на слайде данные школьной библиотеки). Рост составил от 45% в первом классе до 97% в четвёртом классе, с увеличением количества разрабатываемых проектов растёт и потребность в литературе (фактически эти понятия прямо пропорциональны друг другу)
К интеллектуальной зрелости относят такие качества мышления , как гибкость, вариативность. Самостоятельность. (психологические исследования проводятся только с согласия родителей и относятся к персональным данным и не подлежат разглашению). Но косвенными доказательствами происходящих изменений можно считать участие в конкурсах и конференциях различного уровня. Разная направленность работ подтверждает позитивные изменения в развитии у обучающихся индивидуальных интересов к изучению образовательных областей, что позволит им в дальнейшем определиться с профилем обучения.
12
(слайд 6)
Результативность участия учащихся в конкурсах и конференциях
http://nsportal.ru/muhitdinova-luiza-urazaevna
Учебный год | Тема работы | Уровень участия | Результат участия |
2013-2014 г.г. | Городской конкурс юных экологов «Тропинка» | Городской | Победители |
Конкурс юных экологов «Тропинка» | Областной | Участники | |
Информационный центр атомной отрасли Конкурс «Мой атом» | Областной | Почётные грамоты | |
Конкурс «Страна безопасности» | Всероссийский | Почётные грамоты | |
«80 лет Челябинской области» конкурс творческих работ | Городской | Победитель | |
Юный учёный-Всероссийский портал. Литература | Всероссийский | Сертификаты участников | |
Центр поддержки талантливой молодёжи. Предметные олимпиады для школьников (литература, русский язык) | Всероссийский | Сертификаты участников |
13
Учебный год | Тема работы | Уровень участия | Результат участия |
2014-2015г.г. | «Грамотей-марафон» (проверка уровня орфографической грамотности) | Всероссийский | Сертификаты участников |
Метапредметный конкурс «ЭМУ- эрудит» | Всероссийский | Сертификаты участников | |
| Всероссийский | Сайт «Юный художник» Выставка работ | |
Дистанционная олимпиада «Фгос тест» | Всероссийский | Сертификаты участников | |
Центр поддержки талантливой молодёжи 5 Всероссийская предметная олимпиада | Всероссийский | Сертификаты участников | |
«Герои Отечества- наши земляки» посвященного Дню Героев Отечества | Областной | Участники | |
МЧС- глазами детей. Знание правил пожарной безопасности | Городской | Премия-3000руб; Кубок победителей, грамоты | |
Научно-практическая конференция «Я-исследователь» | Городской | Участник | |
Плакат-афиша «70 –летию Великой Победы посвящаем…» | Городской | Грамота (3 место) |
14
Неизменно растёт число обучающихся участников конкурсов и конференций различного ранга. От 11 обучающихся самой первой акции «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца » это 1 класс, второй класс 14-участников Всероссийского конкурса «Мирный атом» с проектами «Перволого» и участие в первой городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» с работой экологического плана, мы впервые применили микроскоп. На данный момент все ребята принимают активное участие олимпиадах и конкурсах, что составляет 100%. Данные результаты представлены в интернет-ресурсе «Социальные сети педагогов», на официальной странице
http://nsportal.ru/muhitdinova-luiza-urazaevna
Полученные результаты доказывают, что организация исследовательской работы является важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, позволяет на достаточном уровне сформировать учебно-организационные умения.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод , что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод о том, что исследовательская деятельность- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и позволяет полностью овладеть универсальными учебными действиями, способствует развитию личности в рамках духовно-нравственного развития. Данный опыт адресован как учителям начальной, так и средней, старшей образовательной ступени.
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-344343-1385976359.jpg)
Представление собственного инновационного педагогического опытаДеятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника
Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...
Представление опыта "Патриотическое воспитание младших школьников"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-560015-1420646585.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".
1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-494150-1412840380.jpg)
О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.
В 2007 г. я участвовала в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...
Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»
Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...