Представление опыта "Патриотическое воспитание младших школьников"
статья на тему

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа города Липецка

Представление опыта:

«Патриотическое воспитание младших школьников»

подготовила

учитель начальных классов

Воробьёва Наталья Владимировна

г. Липецк

2013

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Гражданская позиция ученика выражается такими  качествами  личности, как:

патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье)

гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране)

активная жизненная позиция

нравственность

творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)

     Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, самой себе. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я.

Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы и без участия родителей  представляется сложным.

Ведь важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины.

Все направления моей воспитательной деятельности как педагога, реализуемые в целостной воспитательной системе класса,  способствуют формированию гражданской позиции школьника. Вот некоторые из них:

Воспитание Человека Культуры: свободной личности, способной к самоопределению в мире, гуманной личности, духовной личности, личности творческой и адаптивной к любым жизненным изменениям, гражданина России. Это достигается путем привития ребенку норм поведения культурного человека как на классных часах, школьных мероприятиях, так и личным примером педагога.

Патриотическое отношение к своей школе формируется у детей на протяжении всего обучения: это и участие в   олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать честь своей школы, это и подготовка таких общешкольных мероприятий как «1 сентября», «Последний звонок»в начальной школе и т.д.

Работа в направление "Интеллект" в школе ведется уже на протяжении многих лет. Проводятся межпредметные, общие предметные недели, школьные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.

 Направление "Нравственность и эстетика" включает в себя как воспитательную среду (оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций) так и психологическую атмосферу на уроках и в самой школе. В школе проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. За время обучения детей  проводится  много классных часов, посвященных нравственному и эстетическому воспитанию.

   Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество.

 Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление ветеранов войны и труда.

Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни,8 и 9 мая в День великой Победы.

Традиционно ко Дню защитника отечества проводится конкурс «А ну-ка, парни!»

В рамках патриотического воспитания ведется историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: экскурсии в школьный музей, знакомство с историей города, с историей легендарных членов нашего города.

Осознавая значимую роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у ребенка, я стараюсь по максимуму привлекать родителей к жизни класса. Это помощь в организации и проведении мероприятий как классных так и общешкольных, выездные мероприятия. Посредством родителей устанавливается связь с общественностью. Это встречи с ветеранами, благотворительные акции. Самое важное на начальном этапе установить контакт с семьей, который строится на уровне взаимопонимания, сотрудничестве, но не на заигрывании с родителями. Во мне родители должны увидеть единомышленника, а я в них помощника, но при этом должна остаться грань учитель – родитель. Связующим звеном является ребенок.

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

- понятия основных социальных ролей - дочери, сына

- преемственность поколений, семейные традиции

- любовь к Родине, гордость

- гражданский долг

- активность жизненной позиции

- соблюдение правил и норм поведения

- верность долгу

- профессиональное самоопределение и польза обществу

- призвание и успех в жизни

- роль коллектива

-уважение других людей

- сопереживание и участие

- лидерская позиция и др.

Таким образом наша школьная  жизнь у нас получается полезной, интересной и необычной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....