Методический семинар "Формирование УУД на уроках математики"
материал (4 класс) на тему

Сенина Галина Владимировна

Методический семинар "Формирование УУД на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_kasyanova_gv.pptx844.08 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx70.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель года - 2016 Методический семинар «Формирование УУД на уроках математики » Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск Подготовила: Касьянова Галина Владимировна, учитель начальных классов

Слайд 2

Меня зовут Касьянова Галина Владимировна. Я закончила в 2011 году Братский педагогический колледж №1 по специальности "Преподавание в начальных классах", а затем в 2014 г. БФ Иркутский Государственный Институт по направлению "Психология" Вот уже почти 5 лет работаю учителем начальных классов в МОБУ СОШ №4 р.п. Лесогорск.

Слайд 3

Цель: способствовать формированию УУД через уроки математики.

Слайд 4

Актуальность Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Слайд 5

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.

Слайд 6

Универсальные учебные действия – это это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Слайд 8

Личностные УУД

Слайд 9

Для формирования личностных УУД я использовала следующие виды заданий: - решение творческих заданий; (Составить задачу по рисунку. Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств.) - участие в мини проектах; Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. - выполнение самооценки событий; - подведение итогов урока.

Слайд 10

Личностные УУД Самоопределение (внутренняя позиция школьника)

Слайд 11

Самооценка

Слайд 12

Смыслообразование (уровень школьной мотивации)

Слайд 13

Регулятивные УУД Целеполагание; Планирование; Прогнозирование; Контроль; Коррекция; Оценка; Саморегуляция .

Слайд 14

Для формирования регулятивных УУД применяла следующие виды заданий: - проверка домашнего задания; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - выполнение заданий типа «Преднамеренная ошибка», (Выпиши примеры, в решении которых допущена ошибка. Реши их правильно.) «Верно – не верно!», «Ищу ошибки», - решение текстовых задач (При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий) - проблемные ситуации.

Слайд 15

Регулятивные УУД (выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля)

Слайд 16

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль; Коррекция. Для формирования коммуникативных УУД использую следующие виды заданий: - работа в парах, в группах (Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству.) - постановка вопросов (поставить вопрос к задаче и решить её). - составь задание партнеру;

Слайд 17

Коммуникативные УУД

Слайд 18

Познавательные УУД общеучебные универсальные действия логические универсальные действия постановка и решение проблем Для формирования познавательных УУД использую следующие виды заданий: - моделирование (Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач.) - работа с таблицами, с текстом; - составление схем – опор; - задания «Поиск лишнего» (Задание: не вычисляя, найди лишний пример.), «Найди отличие», «Цепочки».

Слайд 19

Познавательные УУД (уровень развития словесно-логического мышления)

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема: Формирование УУД на уроках математики.

Цель: способствовать формированию УУД через уроки математики.

По данной теме самообразования я работаю первый год.

Актуальность темы: Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

        Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.

Для того, чтобы работать по теме самообразования мне необходимо было изучить литературу.Я начала изучать психолого-педагогическую литературу «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г. Асмоловой). Параллельно произвела отбор необходимых методик для выявления уровня УУД.

Личностные УУД

Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание).  Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Для формирования личностных УУД я использовала следующие виды заданий:

- решение творческих заданий; (Составить задачу по рисунку. Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств.)

- участие в мини проектах; Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

- выполнение самооценки событий;

- подведение итогов урока. Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Провела методику на определение сформированности «Внутренней позиции школьника» (самоопределение) и выявила осознанность ребенком цели и важности учения.

Внутренняя позиция школьника (самоопределение)

Самооценка

Для выявления сформированности самооценки школьника я использовала методику Дембо- Рубенштейна в модификации А. М. Прихожан.

Получила следующие результаты:

Уровень самооценки

Смыслообразование

Для выявления уровня школьной мотивации учащихся я использовала анкету «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

Результаты анкетирования

Смыслообразование

Регулятивные УУД.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Для формирования регулятивных УУД применяла следующие виды заданий:

- проверка домашнего задания;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- выполнение заданий типа «Преднамеренная ошибка», (Выпиши примеры, в решении которых допущена ошибка. Реши их правильно.) «Верно – не верно!», «Ищу ошибки»,

- решение текстовых задач (При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий)

- проблемные ситуации.

Для выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля я использовала методику П.Я Гальперина и С.Л. Кабыльницкой и выявила следующие уровни:

Уровень сформированности внимания и самоконтроля

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они  обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных УУД использую следующие виды заданий:

-   работа в парах, в группах (Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству.)

-  постановка вопросов (поставить вопрос к задаче  и решить её).

- составь задание партнеру;

Для оценки коммуникативных УУД использовала методику дополнения И.А. Гальперина.

Результаты:

Познавательные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они  включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Для формирования познавательных УУД использую следующие виды заданий:

-   моделирование (Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач.)

- работа с таблицами, с текстом;

- составление схем – опор;

 - задания «Поиск лишнего» (Задание: не вычисляя, найди лишний пример.),  «Найди отличие», «Цепочки».

В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Чтобы выявить уровень развития словесно-логического мышления я использовала методику «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)

Результаты:

В данном учебном году я планирую продолжить работу по теме самообразования «Формирование УУД на уроках математики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....

Методическая разработка технологической карты урока математики 2 класс по теме "Умножение и деление на 2"

Технологическая карта урока включает подробное описание содержания деятельности как учителя, так и обучающегося на уроке математики. Урок включает в себя задания на повторение и обощение таблицы умнож...

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Как найти неизвестный множитель"

Тема: Как найти неизвестный множитель.Цель: познакомить учеников с решением уравнений с неизвестным множителем.Планируемые результатыПредметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизв...

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Разряд десятков тысяч"

Цель: познакомить с разрядом десятков тысячПланируемые результатыПредметные: познакомить с новым понятием класс , исследовать  новое понятие;Метопредметные:•    Познавательные: раз...

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Деление "круглых" сотен на число 100"

Тема: Деление «круглых» сотен на число 100.Цель: научить делить «круглые» сотни на число 100.Планируемые результатыПредметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизвестного множителя....

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме "Задачи на кратное сравнение"

Тема: задачи на кратное сравнениеЦель: научить решать задачи на кратное сравнениеПланируемые результатыПредметные: формировать умение решать задачи на кратное сравнениеМетапредметные:·...