Программа по кубановедению 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа по кубановедению 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по кубановедению 1 класс | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Приморско-Ахтарска
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета
протокол №….
от «…..»……………2013 года
Председатель педсовета
……………../Пеньков В.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению
Ступень обучения 1-4 классы начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135 в первом классе 33 часа
Уровень базовый
Составитель Мазик Валентина Васильевна
Программа разработана на основе примерной программы по кубановедению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ департамента образования и науки Краснодарского края №018/889 от 27.05.2004). Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по кубановедению (Краснодар: Перспективы образования, 2004г.).
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным.
Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;
-освоение знаний об истории и культуре Кубани;
-формирование ценностных ориентаций;
-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.
Цели курса:
Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;
- развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;
- воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;
- на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.
«Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004г. № 01.8/2228).
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), внутри ступеней - по классам.
В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.
Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.
- МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно базисному плану школы всего на изучение кубановедения в начальной школе выделяется 135 часов Количество часов в 1 классе-33 час( 33 учебные недели), во 2,3и 4 классах по 34 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные | Метапредметные | Предметные |
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; • в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности; • в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы. | • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием; • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников. | • в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона; • в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов; • в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности; • в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). |
V.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1 КЛАСС ( ч)
Тема 1. «Я и моя семья» (8 часов).
Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.
Тема 2: «Наша школа» (8 часов).
Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость. Определение своего поведения в школе.
Тема 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (9 часов).
Населенный пункт, в котором живет ребенок, его название, важнейшие предприятия, учреждения культуры, достопримечательности. Преобладающие профессии людей родного города (села, станицы, хутора). Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях.
Тема 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).
Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Комнатные растения, разнообразие форм, красок комнатных растений. Их значение в жизни человека. Разнообразие животного мира. Домашние и дикие животные, их отличие. Значение в жизни человека. Отношение человека к растениям и животным. Определение своего отношения к растениям и животным.
2 КЛАСС ( ч)
Тема 1. «Земля отцов - моя земля» (2 часа).
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб района.
Тема 2. «Природа родного края» (14 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности местности. Особенности времен года и погоды. Водоемы Краснодарского края: моря, реки. Водоемы местности. Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные. Красная книга Кубани.
Тема 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Населенные пункты Кубани. Краснодар - столица Кубани. Родной город (станица, хутор и т.п.). Моя семья, хозяйство семьи. Герб, флаг, гимн Кубани. Промыслы и ремесла на Кубани. Устное народное творчество (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, былины). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.
Тема 4. «Населенные пункты Краснодарского края» (7 часов).
История родного населенного пункта, улицы, школы. Краснодар - главный город Краснодарского края. События ВОВ на Кубани.
3 КЛАСС ( ч)
Тема 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги). Природные явления Краснодарского края (штормы, смерчи, суховей и др.). Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, водохранилища, лиманы. Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
Древние города. Основание станиц, городов. Переселение казаков на Кубань. Особенности труда и быта жителей родного края. Административная карта Краснодарского края. Родной город (станица, хутор и т.п.); название, краткая характеристика достопримечательностей, особенности труда земляков. Без прошлого нет настоящего. Добрые соседи.
Тема 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Моя родословная. Мое имя. Историческая карта Кубани. Екатеринодар - Краснодар (достопримечательности). Выдающиеся личности в истории Кубани. Устное народное творчество (кубанские загадки, пословицы, поговорки, казачьи сказки). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов, художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
4 КЛАСС ( ч)
Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края. Заповедники и заказники Краснодарского края. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный состав населения. Административная карта Краснодарского края. Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор, Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Кубани.
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края.
Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта Кубани. Общие представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной жизни кубанцев.
Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов и художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования.
Разделы | Количество часов | ||||||
Авторская программа | Рабочая программа | ||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | Всего часов | Характеристика деятельности | ||
Я и моя семья | 8 | 8 | 8 | Знать: -свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес; основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении; -традиции своей школы; -улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования; -основные достопримечательности родного города; -профессии жителей своего города (села, станицы и др.); -основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения; На практическом уровне: -выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; -составлять описательный рассказ по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения | |||
Наша школа | 8 | 8 | 8 | ||||
Родная станица | 9 | 9 | 9 | ||||
Будем жить в ладу с природой | 8 | 8 | 8 | ||||
Земля отцов – моя земля | 17 | 2 | 15 | 17 | Знать/понимать:
Уметь
| ||
Природа родного края | 14 | 14 | 14 | ||||
Труд и быт жителей Кубани | 11 | 11 | 11 | ||||
Населенные пункты Краснодарского края | 7 | 7 | 7 | ||||
Нет в мире краше Родины нашей | 12 | 12 | 12 | Знать/понимать:
Краснодарский край в изучаемый период:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| |||
Без прошлого нет настоящего | 10 | 10 | 10 | ||||
Казачьему роду нет переводу | 12 | 12 | 12 | ||||
Береги землю родимую, как мать любимую | 11 | 11 | 11 | Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| |||
Жизнь дана на добрые дела | 8 | 8 | 8 | ||||
Всего: | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Авторские программы по кубановедению | 1 |
2 | Рабочие тетради. | 1 |
4 | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков кубановедения). | 1 |
5 | Учебно-наглядные пособия. | 1 |
6 | Справочные пособия | В библиотеке |
Информационно-коммуникативные средства | ||
1 | Мультимедийные средства обучения | 1 |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Аудиозаписи музыки. | 1 |
Технические средства обучения | ||
1 | CD/DVD -проигрыватели | 1 |
2 | Компьютер с программным обеспечением | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Мультимедийный проектор | 1 |
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Учебная литература по кубановедению. | Комплект |
2. Печатные пособия | ||
2. | Тетрадь по кубановедению 1 класс Авторы:Е.Н. Ерёменко, Н.М.Зыгина,Г.В.Шевченко,2013 год. | |
7. Оборудование класса | ||
1. | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | 15 |
2. | Стол учительский с тумбой. | 1 |
3. | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. | 3 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов МБОУ СОШ № 3
от ___________ 20__ года №
___________ _________
подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол № … РМО учителей Заместитель директора по УВР
От «…..» ……………….2013 г. ……………../Л.В. Давиденко/
Руководитель РМО «….»…………………….2013 г
…………/…………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс
Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.
Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС
«Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно ...
Рабочая программа по кубановедению, 1-4 классы. ФГОС.
Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1-4 классы Е. Н. Ерёменко, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. М. Зыгиной, Н. Я. Паскевич "Кубановедение". Краснодар. "...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Ерёменко)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко. Г.В. Куб...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс
Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при подборе материала.Основная цель курса «Куба...