Рабочая программа по кубановедению, 1-4 классы. ФГОС.
рабочая программа на тему

Щербакова Ирина Васильевна

Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1-4 классы Е. Н. Ерёменко, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. М. Зыгиной, Н. Я. Паскевич "Кубановедение". Краснодар. "Перспективы образования", 2012 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kubanovedeniyu_1-4.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой

                                                                          УТВЕРЖДЕНО

                                                                                        решением педагогического совета

                                                                                        от 30 августа 2013  года протокол № 13

                                                                                        Председатель педсовета

                                                                                         _____________   Назаров С.С.

                                                                                             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    кубановедению

Уровень образования (класс)  начальное  общее, 1-4 классы

Количество часов   135             

Учитель   Щербакова И. В.

Программа разработана на основе  авторской программы по кубановедению 1-4 классы  Е.Н., Еременко, Г.В Шевченко, М.В. Мирук, Т.А. Науменко, Н.М. Зыгина, Н.Я. Паскевич «Кубановедение».   Краснодар. «Перспективы образования»,  2012 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе  авторской программы по кубановедению 1-4 классы  Е.Н., Еременко, Г.В Шевченко, М.В. Мирук, Т.А. Науменко, Н.М. Зыгина, Н.Я. Паскевич «Кубановедение».   Краснодар. «Перспективы образования»,  2012 г.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. Основная цель его заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края.

Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Учебный курс «Кубановедение» имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

Рабочая программа по классам

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 класс

33ч.

33ч.

33ч.

1.

Раздел I.  Я и моя Семья.

10

10

10

2.

Раздел II. Наша школа.

7

7

7

3.

Раздел III. Родной город (село, станица, хутор).

8

8

8

4.

Раздел IV. Будем жить в ладу с природой

8

8

8

2 класс

34ч.

34ч.

34ч.

1.

Раздел I. Земля отцов – моя земля

2

2

2

2.

Раздел  II. Природа родного края

14

14

14

2.1

Тема 1. Формы поверхности. Климат.

5

5

2.2

Тема 2. Растительный и животный мир Краснодарского края

9

9

3.

Раздел III. Труд и быт жителей Кубани

11

11

11

3.1

Тема 1. Труд жителей Кубани

4

4

3.2

Тема 2. Быт жителей Кубани

7

7

4.

Раздел IV. Населённые пункты краснодарского края

7

7

7

3 класс

34ч.

34ч.

34ч.

1.

Раздел I. Нет в мире краше Родины нашей

12

12

12

1.1

Тема 1. Природа вокруг нас

5

5

1.2

Тема 2.Разнообразие растений и животных

7

7

2.

Раздел II. Без прошлого нет настоящего

10

10

10

3.

Раздел III. Казачьему роду нет переводу

12

12

12

3.1

Тема 1. Твоя родословная

4

4

3.2

Тема 2. Труд на Кубани

3

3

3.3

Тема 3. Обычаи и традиции на Кубани

5

5

4 класс

34ч.

34ч.

 34ч.

1.

Раздел I. Береги землю родимую, как мать любимую

11

11

11

1.1

Тема 1.Природные зоны края

5

5

1.2

Тема 2. Разнообразие природы

6

6

2.

Раздел II. Земля отцов – моя земля

15

15

15

2.1

Тема 1.История Кубани

10

10

2.2

Тема 2.Символика Краснодарского края

5

5

3.

Раздел III. Жизнь дана на добрые дела

8

8

8

Общее количество часов:

135

135

33

34

34

34

  1.  Общая характеристика учебного предмета 

       Ведущим принципом отбора материала в курсе «Кубановедение» является краеведение в сочетании с мировидением. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края.  Данный курс призван решать следующие задачи:

     -  изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

     - развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

     -  воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

     -  развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

     - сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.  

     Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. Ребёнок учится  объяснять окружающий его мир. Для более успешного усвоения учебного предмета  предусмотрены проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

       Программа учебного предмета «Кубановедение » рассчитана на обучение с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю: в 1 классе на 33 учебных недели (33 часа в год);   в 2-4 классах на 34 учебных недели (34 часа в год).

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

       Учебный предмет «Кубановедение» создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы становится хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Обогащает чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В сфере личностных универсальных учебных действий:

     - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

     - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

     - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

     - понимание оценок учителей, товарищей, родителей;

     - основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности;

      - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

      - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения;

      - основы экологической культуры – готовность следовать нормам природоохранного поведения.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

      - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

      - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;

      - строить сообщения в устной и письменной форме;

      - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

      - осуществлять синтез как составление целого из частей;

      - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

      - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

      - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

      - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

       - устанавливать аналогии.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

     - принимать и сохранять учебную задачу;

     - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

      - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с учётом конечного результата.

      - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

      - адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей;

       - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

      - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

      - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

     - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - строить понятные для партнёра высказывания;

    - задавать вопросы.

     - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

      - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

      - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

  1. Содержание учебного предмета

1 класс (33  часа)

       Раздел 1. «Я и моя семья» (8 часов).

       Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

       Раздел 2. «Наша школа» (8 часов).

       Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

       Раздел 3. «Родной город » (9 часов).

       Родной город. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.  Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

       Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).

       Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

 

2 класс (34 часа)

       Раздел 1. «Земля отцов - моя земля» (2 часа).

       Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).

        Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов).

        Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

        Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).

        Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

        Тема 4. «Населённые пункты Краснодарского края» ( 7 часов).

         Родной город. Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы - всенародный праздник.

3 класс (34 часа)

       Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).

       Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

       Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

       «Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

       Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

       Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет

переводу (проектная работа).

4 класс (34 часа)

       Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов)

       Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

       Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).

       История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар - Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов - моя земля (проектная работа).

       Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).

       Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

   


  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 класс

33

Я и моя семья

10

 Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции

Знать своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес.

Составлять рассказ-описание по картине, увиденному.

Наша школа

7

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Знать основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении. Улицы, расположенные вблизи школы и дом.

Уважать традиции своей школы

Родной город

8

 Родной город. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.  Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

Родной город. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.  Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

Знать основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

Характеризовать основные достопримечательности родного города.

Соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

Приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)

Будем жить в ладу с природой

8

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родно (итоговое занятие).

Различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

Пересказывать,  выразительно читать литературные произведения

2 класс

34

Земля отцов - моя земля

2

 Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).

 Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).

Знать герб, флаг, гимн Краснодарского края., родного города.

Соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

Природа родного края

14

Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

       Формы поверхности. Климат

Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели.

Растительный и животный мир Краснодарского края

Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

  Знать и различать. Особенности времён года своей местности. Характерные особенности рельефа своей местности.

Названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края

Приводить примеры названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности.

Объяснять значение Красной книги Краснодарского края.

Соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах

Труд и быт жителей Кубани

11

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

Определять родственные связи в семье, уклад семьи

Знать кубанские песни, пословицы и поговорки. Особенности труда и быта земляков. Выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

Населённые пункты Краснодарского края

7

 Родной город. Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы - всенародный праздник.

Родной город. Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы - всенародный праздник.

Показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт.

Рассказывать о достопримечатель- ностях  родного города.

Находить и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.

3 класс

34

Нет в мире краше Родины нашей

12

Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Природа вокруг нас

Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных.

Разнообразие растений и животных

Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани.

Знать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры о Краснодарском крае.

Формы земной поверхности Краснодарского края. Разновидности водоёмов Краснодарского края.

Характеризовать особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных.

 Знать названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных.

Узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека.

Без прошлого нет настоящего

10

 «Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Лента времени.

Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Ориентироваться по карте Краснодарского края.

Давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательнос –тей.

Казачьему роду нет переводу

12

Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

 Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет

переводу (проектная работа).

Знать своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес.

Определять родственные связи в семье, уклад семьи.

Знать кубанские песни, пословицы и поговорки. Особенности труда и быта земляков. Народные обычаи и традиции.

4 класс

34

Береги землю родимую, как мать любимую

11

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Природные зоны края

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края.

Разнообразие природы

Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Характеризовать природные зоны Краснодарского края.

Знать природные богатства родного края и их использование человеком.  Заповедник,  находящийся на территории  Краснодарского края

Анализировать важнейшие экологические проблемы Краснодарского края.

Земля отцов - моя земля

15

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар - Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов - моя земля (проектная работа).

История Кубани

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар - Краснодар.

Символика Краснодарского края

Символика Краснодарского края. Земля отцов - моя земля (проектная работа).

Знать и характеризовать наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края.

Сравнивать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края.

Определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных).

Знать символику Краснодарского края. Органы местного самоуправления. Даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

Исполнять гимн Краснодарского края. Правильное поведение во время исполнения гимнов России и Кубани

Жизнь дана на добрые дела

8

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Знать фамилии  и  имена  выдающихся  исторических,   научных, культурных деятелей Кубани.

Уметь правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Программа 1-4 классы. -  Краснодар: Перспективы образования,  2011 г.

2. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Учебник-тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. -  Краснодар: Перспективы образования,  2011 г.

3. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Учебник-тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. -  Краснодар: Перспективы образования,  2012 г.

4. Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. Кубановедение: учебник для 3 класса. - Краснодар: Перспективы образования,  2013 г.

5.Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. рабочая тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учреждений, доработанное с учётом ФГОС. Краснодар: Перспективы образования,  2013г.

2.Печатные пособия

2.

Географические и административные настенные карты.

3.

Символика Краснодарского края.

1

4.

Портреты выдающихся деятелей Кубани.

1

5.

Справочники, энциклопедии

3.Технические средства обучения

6.

Магнитная доска

3

7.

Мультимедийный проектор

2

8.

Компьютер

2

4.Экранно-звуковые пособия

9.

Видеофильмы: животный мир края, растительный мир края, исторические события края.

10.

Аудиозаписи, фонотека.

СОГЛАСОВАНО:

протокол заседания МО

учителей начальных классов

от  30  августа 2013 года  № 1

__________Е.А.Полубояринова

                   СОГЛАСОВАНО:

                   Зам. директора по УМР

                    ___________ Е.Г.Громова

                    30 августа 2013 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.

Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 кл. ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по кубановедению 1,2,3,4 кл....

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС

«Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно ...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Ерёменко)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы  Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко. Г.В.  Куб...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при подборе материала.Основная цель курса «Куба...