Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС
рабочая программа на тему

 «Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kubanovedeniyu.docx92.69 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Владимирской

муниципального образования Лабинский  район

                                                             УТВЕРЖДЕНО

           решением педсовета 

                                                                             протокол №1 от 29.08.2014 года

                                                              председатель педсовета

                                                                         __________  Герасимова И.Г.

       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по     кубановедению

Ступень обучения  начальное общее образование 1-4 класс 

Количество часов 135

             

Уровень базовый

Составитель  Катасонова Н.Г.

                                                                                                                 

Программа разработана на основе программы «Кубановедение» для 1 – 4 классов общеобразовательных  учреждений Краснодарского края. Авторы-составители Е.Н. Ерёменко, Н.М. Зыгина и др. Краснодар, «Перспективы образования», 2013 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

  1. Программа разработана на основе авторской программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанной  с учетом требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования..Краснодар: Перспективы образования. Авторы-составители: Еременко Е.Н., Мирук М.В. и др.. Используемые учебники: учебник-тетрадь 1, 2 класс , Еременко Е.Н., «Кубановедение» 3-4 классы Мирук М.В, рабочие тетради для 3, 4 классов Науменко Т.А. ,Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли» Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2008, Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., Краснодар: Перспективы образования, 2008.

  В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным.

Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, она соединяет знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность дает ребенку возможность получить целостное и системное представление об исторических, экономических особенностях Краснодарского края.

Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Цели предмета

 «Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данная учебная дисциплина  в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:

- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

- развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;

- формирование эмоционально- волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;

-развитие креативности мышления младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.

Характеристика учебного предмета

Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004г. № 01.8/2228).

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), внутри ступеней - по классам.

В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. 

Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. 

Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Введение

1

1

1

1

1.

Я и моя семья

8 ч.

8 ч

8

-

-

-

2.

Я  и моя школа

7 ч.

7 ч

7

-

-

-

3.

Я и мои родные места

9 ч.

9 ч

9

-

-

-

4.

Я и природа вокруг меня

8 ч.

8 ч

8

-

-

-

5.

Природа моей местности

13 ч.

13 ч

-

13

-

-

6.

Труд и быт моих земляков

13 ч.

13ч

-

13

-

-

7.

Населенные пункты  

7 ч.

7 ч

-

7

-

-

8.

Нет в мире краше Родины нашей

11 ч.

11 ч

-

-

11

-

9.

Без прошлого нет настоящего

10 ч.

10 ч

-

-

10

-

10.

Казачьему роду нет переводу

12 ч.

12 ч

-

-

12

-

11.

Береги землю родимую, как мать любимую

11 ч.

11 ч

-

-

-

11

12.

Земля отцов- моя земля

13ч.

13 ч

-

-

-

13

13.

Жизнь дана на добрые дела

9 ч.

9 ч

-

-

-

9

Итого:

135

135

33

34

34

34

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется  с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор  наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе  возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире.

Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Место учебного предмета «Кубановедение» в учебном плане.

Согласно базисному плану школы  всего на изучение кубановедения в начальной школе выделяется 135 часов, в связи со «ступенчатым» режимом обучения в 1 классе отведено 30 часов, так уплотняется изучаемый материал из-за сокращения часов в адаптационный период I и II четверти; во 2 – 4 классах – по 34 часа в год.

                    Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

•  в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к  семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

•  в познавательной (когнитивной) сфере — способность к   познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной   деятельности;

•  в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать  свои умения для обустройства родной станицы.

Метапредметные результаты:

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим  содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла,  способности оценивать результаты  исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной   деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского  искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты   деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание учебного предмета

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1час)

                                                Тема 1. «Я и моя семья» (8 часов).

 Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект будем жить одной семьей.

Тема 2: «Я и моя школа» (7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи»

Тема 3. «Я и мои родные места» (9 часов).

Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект, «Какой я житель»

Тема 4. «Я и природа вокруг меня» (8 часов).

Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто, где живет. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»

Планируемые предметные результаты:

учащиеся должны знать

  • свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
  • адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
  • Традиции своей школы;
  • Улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
  • Основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания населенного пункта;
  • Основные достопримечательности родного населенного пункта;
  • Профессии жителей своей станицы;
  • Основных представителей растительного и животного мира своей местности( ближайшее окружение)6

Учащиеся должны уметь

  • Выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
  • Составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
  • Находить географические объекты на карте-схеме;
  • Реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.

2 класс

Введение. Символика района (города), в котором я живу (1час)

                     Тема 1. «Природа моей местности» (14 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть1: «Уж небо осенью дышало»

       Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»

Тема2. «Населенные пункты» (7 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть2: «Зимушка-зима, зима снежная была»

Населенные пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улицы моего населенного пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названия улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моем городе (районе). Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время»  

     

Тема 3. «Труд и быт моих земляков» (13 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть3: «Ласточка с весною в сени к нам летит»

Земляки – жители моего района (города, станицы, села хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремесла, распространенные в районе. Знаменитые люди. Доска почета в населенном пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков. Творческий проект «Труд в моей семье» Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 4: «Здравствуй, лето!

Планируемые предметные результаты

учащиеся должны знать/понимать

  • особенности времён года своей местности;
  • характерные особенности рельефа своей местности;
  • названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края;
  • названия и отличительные признаки 5 - 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности.
  • значение Красной книги Краснодарского края
  • особенности труда и быта земляков
  • родственные связи в семье, уклад семьи
  • герб, флаг, гимн Краснодарского края
  • Кубанские песни, пословицы, поговорки
  • основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, в школе, на дорогах, у водоёмов
  • выдающихся деятелей искусства, культуры.
  • уметь
  • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт
  • рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
  • •различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
  • бережно относится к растительному и животному миру Кубани.
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
  • соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
  • соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах
  • поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани и т.д.

3 класс

Введение. Изучаем родной край (1час)

Тема 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (11 часов).

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололед.) Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, водохранилища, лиманы. Черноземы - природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный  мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей»

Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

Прошлое и настоящее. «Лента времени» Древние города (Горгипия и Гермонесса) Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея.

  Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

Тема 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

          Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

           Проектная работа : «Казачьему роду нет переводу»

 

Планируемые предметные результаты

учащиеся должны знать/понимать

  • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
  • природные условия, территориальную принадлежность, коренное население,  особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
  • формы земной поверхности Краснодарского края;
  • разновидности водоёмов Краснодарского края
  • особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных;
  • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
  • основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической) • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
  • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры , спорта и т. д.
  • уметь        
  • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
  • различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
  • ориентироваться по карте Краснодарского края
  • давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для
  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
  • выполнения правил сбора грибов в своей местности
  • правильного поведения у водоёма в разное время года
  • бережного отношения к растениям и животным

4 класс

Введение. Мой край на карте России (1час)

Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11часов).

            Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоемы. Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края,  их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

         Проектная работа «Береги землю родимую, как мать родимую»

Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов).

       Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения, (культовые, спортивные и др) Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремесла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар- административный центр Краснодарского края. Губернатор.

        Проектная работа «Земля отцов – моя земля»

 

Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (9 часов).

 Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»

     

Планируемые предметные результаты

учащиеся должны знать/понимать

• природные зоны Краснодарского края

• природные богатства родного края и их использование человеком

• символику Краснодарского края

• органы местного самоуправления

• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

• достопримечательности родного края, своего района

• наиболее важные события исторической, общественной,
спортивной и культурной жизни Краснодарского края

• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

• важнейшие зоологические проблемы Краснодарского края

• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края

• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

уметь

• определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

• определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)

• правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

• исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

• выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения

• исполнения знакомых народных песен

• самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Авторская  программа по кубановедению.Еременко Е.Н.,2013г

1

2

 Учебники по кубановедению 1,2кл;(Еременко Е.Н.), 3-4 классы(Мирук М.В)

По количеству учащихся

3

Рабочие тетрадидля 3,4 классов (Науменко Т.А.)

По количеству учащихся

4

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков кубановедения).

1

5

Справочные пособия

Фонд в  библиотеке

6

Художественная литература кубанских писателей

Фонд в библиотеке

7

Карта Краснодарского края и РА, адм

Карта Краснодарского края и РА, физ.

Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение» для начальной школы

Животный мир Кубани: Комплект учебно-наглядных пособий.

Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению

1

3

1

3

Информационно-коммуникативные средства

1

Мультимедийные средства обучения

1

2

Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи музыки.

1

2

Аудиозаписи голосов птиц

2

Технические средства обучения

1

Компьютер с программным обеспечением

9

2

Интерактивная доска

2

3

Мультимедийный проектор

3

4

Фотокамера цифровая.

1

5

Проектор

7

6

Телевизор

2

Модели и натуральный фонд

1

Школьный музей

1

2

Настольная игра «Мой край»

3

3

Муляжи фруктов и овощей (набор)

1

4

Гербарии

2

СОГЛАСОВАНО                                                            СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО                                                   зам.директора по УВР

Учителей начальных классов                                           ________Ф.И.О.

От 29.08.2014г №1

__________ ФИО рук. МО                                                         28.08.2014г

Таблица тематического распределения  количества часов

Разделы

     Количество часов

             Рабочая программа

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

аудит

неауд

Характеристика деятельности

Введение

Мой родной край.

1

1

1

1

1

Знать:

-свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес;

основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении;

-традиции своей школы;

-улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования;

-основные достопримечательности родного города;

-профессии жителей своего города (села, станицы и др.);

-основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения;

Характеризовать понятия «лекарственные растения», ядовитые растения»;

Знать названия некоторых растений, занесенных в красную книгу Краснодарского края.

На практическом уровне:

-выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;

-составлять описательный рассказ по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

Анализировать для описания (рисования, фотоизображения и др.)объект природы. Анализировать его достоинства.

Планировать и  выполнять индивидуальный проект.

Я и моя семья

8

Я и моя школа

7

6

1

Я и мои родные места.

Населенные пункты.

9

7

7

4

2

3

Я и природа    вокруг меня.

Природа моей местности.

8

13

4

9

4

4

Земля отцов – моя земля

2

17

15

17

Знать/понимать:

-характерные особенности разнообразия и красоты природы Краснодарского края;

-природы, растительного и животного мира своей местности, особенности рельефа;

-название морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края;

-название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Краснодарского края;

-особенности труда и быта кубанцев;

-сущность понятия «Красная книга», «Красная книга Кубани»;

-родственные связи в семье;

-герб, флаг, гимн Кубани;

-кубанские песни, пословицы и поговорки;

-основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе;

-выдающихся деятелей искусств, культуры и др.;

Уметь:-показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт;

-рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.;

-различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

-сохранять гармонию в природе, бережно относиться к растительному и животному миру Кубани;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выполнения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

-удовлетворения познавательных интересов, поисков дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края; промыслов и ремёсел Кубани и т. д.

-соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага.

Природа родного края

14

14

14

Труд и быт жителей Кубани

11

11

11

Населенные пункты Краснодарского края

7

7

7

Нет в мире краше Родины нашей

12

12

12

Знать/понимать:

-связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;

-Краснодарский край в изучаемый период:

природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры, сельскохозяйственные предприятия своего района; выдающихся сельскохозяйственных работников, характерные признаки сезонов года в Краснодарском крае;

-формы поверхности Краснодарского края;

-разновидности водоемов Краснодарского края;

-особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных;

-названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;

-отличительные особенности физической, административной и исторической карты Краснодарского края;

-герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы родного города (станицы), района;

-фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, и т.д.;

Уметь:

-определять местонахождение Краснодарского края на физической карте России;

-узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека;

-узнавать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края;

-ориентироваться по карте Краснодарского края;

-давать словесное описание истории возникновения своего населенного пункта, его достопримечательностей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности;

-выполнения правил сбора грибов в своей местности;

-правильного поведения у водоема в разное время года;

-бережного отношения к растениям и животным.

Без прошлого нет настоящего

10

10

10

Казачьему роду нет переводу

12

12

12

Береги землю родимую, как мать любимую

11

11

11

Знать/понимать:

-природные богатства родного края и их использование человеком;

-административную карту Краснодарского края;

-символику Краснодарского края;

-органы местного самоуправления;

-даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.;

-народы, населяющие Кубань, особенности их быта и культуры;

-достопримечательности родного края;

-наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани;

-особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;

-важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;

-заповедники, находящиеся на территории Краснодарского края;

-фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани;

Уметь:

-находить на физической карте Краснодарского края местонахождение изучаемого объекта;

-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;

-определять последовательность основных событий на Кубани;

-правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Кубани;

-исполнять гимн Краснодарского края;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-правильного поведения во время исполнения гимна России и Кубани;

-выполнения изученных правил безопасного поведения;

-исполнения знакомых народных песен;

-самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.

Жизнь дана на добрые дела

8

8

8

Всего

132

30

34

34

34

132

Практическая часть

Практические работы  

Экскурсии  

Проектные работы

Проверочные работы

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Авторская  программа по кубановедению

1

2

Учебно-методические комплекты к программе по кубановедению, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства. Учебники по кубановедению.

1

3

Рабочие тетради.

1

4

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков кубановедения).

1

5

Учебно-наглядные пособия.

1

6

Справочные пособия

В библиотеке

Информационно-коммуникативные средства

1

Мультимедийные средства обучения

1

Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи музыки.

1

Технические средства обучения

1

CD/DVD -проигрыватели

1

2

Аудиомагнитофон

1

3

Компьютер с программным обеспечением

1

4

Интерактивная доска

2

5

Мультимедийный проектор

2

6

Фотокамера цифровая.

1

Модели и натуральный фонд

1

Школьный музей

1

2

Настольная игра «Мой край»

3

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Учебник: «Кубановедение» 3-4 класс, авт. Ерёменко Е.Н., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я.  – Краснодар, ОИПЦ Перспективы образования 2010г.

Рабочая тетрадь: «Кубановедение» Рабочие тетради для 1,2,3,4 классов, авт. Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. – Краснодар, ОИПЦ Перспективы образования 2013 г. 

Методические материалы: Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных  учреждений, 2007;

            Родная Кубань: Книга для чтения  /Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008;

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

 от 29 августа 2012 года  № 1

Руководитель МО МАОУ СОШ № 3    

__________ Т. А. Никерина

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-методической работе  ____ Е.В. Свирская

«29» августа 2012 года

Тематическое планирование с описанием основных видов учебной  деятельности

обучающихся начального общего образования.

                                                               1 класс - 30 часов

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Я и моя семья (9ч.)  

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье.

Мой родной край

Будем знакомы!

Мое имя

Мои друзья

Мои любимые занятия

Любимые занятия моих друзей

Моя семья

Родословное древо моей семьи

Урок- викторина «Моя семья»

Мои обязанности в семье

Семейные традиции

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Осмысливать значение понятия «Моя Родина»

Находить на карте России родной регион и административный центр

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи.

Знакомиться с понятием родственные связи

Готовить рассказ о семейных традициях

Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками

Наша школа(7 ч.)

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Наша школа

В нашей школе -юбилей!

Правила поведения в школе

Экскурсия по школе

Школьные поручения

Дружба с одноклассниками

Школьная дружба

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Познакомиться с учителем, одноклассниками

Познакомиться с историей школы

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками

Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.)

Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями

Родной город (село, станица, хутор) (8 ч.)

Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Знакомые школьнику профессии. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Родной город

Главный город нашего края

Улица, на которой я живу

Правила безопасного поведения на улице

Виды транспорта

Правила поведения в общественном транспорте

Достопримечательности моего города

Труд людей моей местности

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах

Называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории родного города

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

Будем жить в ладу с природой (8 ч.)

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растений(свет, тепло, воздух, вода.) Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных(воздух, вода, тепло, пища). Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Красная книга России, ее значение, отдельные представители Красной книги.

Родной край – частица России. Родной город, край: название, основные достопримечательности; музеи, театры. Важные сведения из истории родного края.

Будем жить в ладу с природой

Явления природы

Красота природы родного края

Природа живая и неживая

Растительный и животный мир

Забота о братьях наших меньших

Красная книга Краснодарского края

Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

       1 ч.

1 ч.

1 ч.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность

Приводить примеры явлений природы

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных

Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей

Различать правильные и неправильные формы поведения в природе

Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздников, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со старшими членами семьи

                                                                 2 класс-34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

По плану

По факту

Характеристика деятельности учащихся

     Земля отцов - моя земля (2 ч.)

Моя малая родина. Государственная символика Краснодарского края: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна.

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края.

Флаг, герб родного города. (региона)

1 ч.

1 ч.

Находить на карте России родной регион

Исполнять гимн Краснодарского края, родного города.

Характеризовать символику Краснодарского края, родного города.

Природа родного края (14 ч.)

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) Лето и его признаки (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений) Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (условное обозначение равнин и гор на карте). Водоемы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растении родного края, название и краткая характеристика.  Грибы: съедобные и ядовитые. Привила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные.  Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу4. Привила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники и парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных красной книги. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Лето на Кубани

Дары лета

Формы поверхности земли

Водоемы моей местности и их обитатели

Правила поведения у водоемов

Растения моей местности

Роль растений в природе и жизни людей

Лекарственные растения

Грибы: съедобные и ядовитые

Ядовитые растения

Животный мир моей местности

Роль животных в природе и жизни людей

Красная книга Краснодарского края

Бережное отношение к природе родного края

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года.

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов.

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Оценивать влияние на природу современного человека.

Характеризовать работу людей по сохранению природы. Оценивать личную роль в охране природы.

Труд и быт жителей Кубани (11 ч.)

Значения труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Профессии людей.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Подготовка растений и животных к зиме. Зима и ее признаки (короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды, особенности жизни птиц и зверей зимой). Погода зимой.

Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Культура общения и взаимная ответственность в семье.

Труженики родного края

Профессии моих земляков

Жизнь и быт населения региона

Загадки кубанской зимы

Казачья хата

Быт казаков

Праздничные дни России и родного города

Православные праздники

Ремесла на Кубани

Уклад кубанской семьи

Семья и семейные традиции

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанными с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками.

Населенные пункты Краснодарского края (7 ч.)

Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы.

Крупные населенные пункты своего населенного пункта и Краснодарского края. Физическая карта Краснодарского края; основные объекты, свой населенный пункт и его улицы.

 Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Весна. Признаки весны (увеличение продолжительности дня, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения.) Погода весной.

Важные сведения из истории родного края. События Великой Отечественной войны. Посещение школьного музея.

Праздник в жизни народа как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками.

Родной город (станица, хутор, село)

Кубанская весна

Улицы моего населенного пункта

Населенные пункты Краснодарского края

Краснодар – главный город Краснодарского края

События Великой Отечественной войны на Кубани

День Победы- всенародный праздник

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Находить на карте России родной регион.

Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации.

Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века»(о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.)

Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории.

Участвовать в праздновании Дня Победы.

                                                                3 класс-34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Нет в мире краше родины нашей(12 ч.)

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги(общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте.) Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (море, река, озеро); использование человеком. Водоемы родного края искусственные и естественные(название, краткая характеристика на основе наблюдений).Почва, ее состав, значение для живой природы и для жизни человека. Растения и животные, их разнообразие. Растения и животные родного края, названия и краткая характеристика (в прошлом и настоящем).

Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным.

Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

Разнообразие городов – курортов Краснодарского края.

Рельеф Краснодарского края

Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение)

Водоемы Краснодарского края (естественные)

Водоемы Краснодарского края (искусственные)

Почва, их значение для жизни растений и животных

Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем

Разнообразие животного мира в прошлом и настоящем

Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.

Кубань – здравница России

Красота окружающего мира

Нет в мире краше Родины нашей (проектная деятельность)

Защита проектной работы «Нет в мире краше Родины нашей»

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Находить на карте России родной регион и его административный центр.

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности.

Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название.

Приводить примеры явлений природы.

Проводить самостоятельно наблюдения явлений природы.

Оценивать результаты своих наблюдений.

Различать состав почвы, роль почвы в экосистеме и роль живых организмов в образовании почвы.

Характеризовать условия необходимые для жизни растений и животных.

Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы.

Практическая работа: составлять сообщения о городах – курортах и их здравницах.

Подготавливать небольшие сообщения о родине на основе дополнительной информации и обсуждать полученные сведения.

Без прошлого нет настоящего (10 ч.)

История родного края. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни региона в разные исторические периоды.

Важные сведения из истории родного края. Основание городов и станиц с переселением казаков на Кубань. Символика Краснодарского края: герб, гимн, флаг; правила поведения, при прослушивании гимна.

«Лента времени»

Древние города

Переселение казаков на Кубань

Основание станиц

Основание городов

С верою  в сердце

История Кубани в символах

Добрые соседи

Без прошлого нет настоящего (проектная деятельность)

Защита проектной работы  «Без прошлого нет настоящего»

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Практическая работа: с «Лентой времени» (определять последовательность исторических событий).

Извлекать дополнительную информацию  из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом региона.

Знакомиться с особенностями символики Краснодарского края.

Практическая работа: составлять сообщение о прошлом и настоящем региона и обсуждать полученные сведения.

Казачьему роду – нет переводу (12 ч.)

Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав.

Имена и фамилии выдающихся деятелей культуры на Кубани.

Кубань многонациональный регион.

Народы, населяющие Краснодарский край, их обычаи и традиции, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Твоя родословная

Ты и твое имя

Из истории кубанских фамилий

При солнышке – тепло, при матери – добро

Кто  ленится, тот не ценится

Кубанские умельцы (писатели)

Кубанские умельцы (художники)

Кубанские умельцы (композиторы)

Народные обычаи и традиции

Казачий фольклор

Казачьему роду нет переводу (проектная деятельность)

Защита проектной работы «Казачьему роду нет переводу»

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Оценивать степень участия своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи (рода).

Практическая работа: подбирать в творчестве народов своего края пословицы и поговорки (фольклор), обычаи и традиции на Кубани.

Составлять устные сочинения с использованием сведений о выдающихся деятелей Кубани.

Обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям и обычаям, религии.

Извлекать дополнительную информацию  из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о казачьем роде.

                                           

   4 класс-34 часа

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Береги землю родимую, как мать любимую (11 ч.)

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы.)

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Родной край – частица России. Родной город (село), регион, край: название, основные достопримечательности. Важные сведения из истории родного края. Личная ответственность человека за сохранность историко-культурного наследия края.

Природные зоны края

Влияние человека на природу изучаемых зон

Заказники и заповедники

Охрана природных богатств

Использование и охрана водоемов

Водоемы родного края

Защита и охрана почв

Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование

Значение полезных ископаемых в жизни человека

Краснодарский край на карте России

Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа)

1ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Находить на карте изученные природные зоны

Характеризовать климат, растительный и животный мир, влияние человека на природу изучаемых природных зон

Анализировать примеры использования человеком богатств природы

Оценивать чистоту воды в водоемах.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы

Пересказывать и понимать тексты о природе

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых

Описывать их применение в хозяйстве человека

Находить на карте России родной регион

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников(словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Земля отцов – моя земля (15 ч.)

История родного края. Дата основания, возможное происхождение названия и герб административного центра региона. Некоторые яркие и важные события  из истории родного региона. Жизнь и быт населения региона а разные исторические времена. Известные люди края, их роль в истории и культуре. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Охрана памятников истории и культуры. Картины быта, труда, традиции людей в прошлом: положение отдельных групп населения(жилище, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники о обычаи. Уважительное отношение к своему и другим народам, их языкам, традициям, религии.

История Кубани в архитектуре

Памятники истории и культуры региона, их охрана

Вещи рассказывают о прошлом

Экскурсия в краеведческий музей и к памятникам истории и культуры региона.

Народные ремесла

Одежда жителей Кубани

Письменные источники

Как изучают историю Кубани

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани

Народы, проживающие в родном городе, характерные особенности быта

Устная история родного края

Проведение дня памяти выдающегося земляка

Екатеринодар – Краснодар

Символика Краснодарского края

Земля отцов – моя земля (проектная работа)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках родного края на основе дополнительной информации

Наблюдать (в родном крае, городе)  исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом

Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия.

Подготавливать групповое сообщение об одном из народов Кубани; изготавливать (по возможности) модель национального костюма или его элементов.

Находить дополнительную информацию о прошлом родного края, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы)

Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков.

Собирать материал о праздничных днях, обычаях родного города, на основе бесед с родными.

Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного флага Краснодарского края, родного города, узнавать его среди других флагов.

Жизнь дана на добрые дела(8 ч.)

Человек – член общества людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. История Отечества. Счет лет в истории. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Выдающиеся люди. Понятие «честь страны».

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие, как общественно значимая ценность в культуре народов России. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Просветители земли кубанской

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны.

Труженики полей

Радетели земли кубанской

Ты – наследник земли отцов

Жизнь дана на добрые дела(проектная работа)

Защита проектной деятельности «Жизнь дана на добрые дела».

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Практическая работа: составлять сообщения о героях ВОВ, просветителей кубанской земли: тружеников полей и обсуждать полученные сведения.

Участвовать в групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения «О Великой Отечественной войне» (рассказы ветеранов, их вклад в общую победу).

Посещение школьного музея, встреча с ветеранами ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.

Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 кл. ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по кубановедению 1,2,3,4 кл....

Рабочая программа по кубановедению, 1-4 классы. ФГОС.

Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1-4 классы Е. Н. Ерёменко, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. М. Зыгиной, Н. Я. Паскевич "Кубановедение". Краснодар. "...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Ерёменко)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы  Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко. Г.В.  Куб...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при подборе материала.Основная цель курса «Куба...