Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Ерёменко)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко. Г.В. Кубановедение ОИПЦ «Перспективы образования» 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.kubanovedenie_1-4_klassy.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Краснодар: Перспективы образования, 2013.
Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.
2.Общая характеристика учебного предмета
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что имея ярко выраженный интергративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель предмета «Кубановедения» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно – к жителям края.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся решает следующие задачи:
- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;
- развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
- формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
- развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.
Предмет призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Содержание предмета позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребенка. Общение с природой, знакомство позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.
Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования( наблюдение, изучение научной литературы, использование Интернет-ресурсов) а также с историческими источниками ( вещественными, письменными, устными). Это позволяет универсализировать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». Рекомендуемая последовательность изучения курса позволяют создать условия для освоения в дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе своего ребенку 6-7 летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, родным местам. Актуализация знаний учащегося, обращение к его пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания - принципу природосообразности. Второй год обучения – изучение своего населённого пункта, его географического положения, растительного и животного мира своей местности. Учащиеся исследуют традиции жителей своего города , района, основные занятия своих земляков. В третьем классе, школьники узнают о крае, его географических и климатических особенностях, природе, жителях, людях разных национальностей. Четвертый год посвящен изучению особенностей своего края как части Российской Федерации, его уникальности, заслуг его жителей перед Родиной.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется учителем в соответствии с содержанием программы с учетом условий развивающей образовательной среды ОУ.
3.Ценностные ориентиры учебного предмета
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем мире.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Таблица тематического распределения количества часов по темам
Разделы | Количество часов | |||||
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | ||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
Введение. | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Я и моя семья | 8 | 8 | 8 | |||
Я и моя школа | 7 | 7 | 7 | |||
Я и мои родные места | 9 | 9 | 9 | |||
Я и природа вокруг меня | 8 | 8 | 8 | |||
Природа моей местности | 13 | 13 | 13 | |||
Населенные пункты | 7 | 7 | 7 | |||
Труд и быт моих земляков | 13 | 13 | 13 | |||
Нет в мире краше родины нашей | 11 | 11 | 11 | |||
Без прошлого нет настоящего | 10 | 10 | 10 | |||
Казачьему роду нет переводу | 12 | 12 | 12 | |||
Береги землю родимую, как мать любимую | 11 | 11 | 11 | |||
Земля отцов – моя земля | 13 | 13 | 13 | |||
Жизнь дана на добрые дела | 9 | 9 | 9 | |||
Итого: | 135 часов | 135 часов | 33 часа | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
4.Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана 135 часов, из них в 1 классе отведено 33 часа, во 2,3,4 классах – по 34 часа в год (при 1 ч в неделю).
5.Планируемые результаты изучения
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечивать достижение обучающимися:
- воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослым - учителями, родителями – как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своем населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка;
- на втором уровне воспитания осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
На третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путем наращивания изучаемой информации, за счет концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается насколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
В ходе организации проектной деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения предмета «Кубановедение» является:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового древа, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье. Истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
6.Содержание программы
I класс (33 часа)
Введение. Мой родной край. (1 час).
Раздел 1. «Я и моя семья» (8 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2: «Я и моя школа» (7 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. «Я и мои родные места» (9 часов).
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (8 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Планируемые предметные результаты
учащиеся должны знать
- Свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес
- Адрес школы, основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
- Традиции своей школы
- Улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно
- Основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
- Основные достопримечательности родного города (станицы, села)
- Профессии жителей своего города (села, станицы и др.)
- Основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
Учащиеся должны уметь
- Выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
- Составлять рассказ – описание по картине, по увиденному
- Находить географические объекты на карте-схеме
- Реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
II класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу. (1 час).
Раздел 1. «Природа моей местности» (13 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. «Населенные пункты» (7 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Населенные пункты моего района История образования города (района). Глава города (района). Улица моего населенного пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моем городе (районе).
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (13 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Земляки – жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремесла, распространенные в районе. Знаменитые люди. Доска почета в населенном пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
- Особенности времен года своей местности
- Характерные особенности рельефа своей местности
- Название водоемов, крупных населенных пунктов своей местности и Краснодарского края
- Название и отличительные признаки некоторых растений и животных, обитающих на территории своей местности, правила защитников природы
- Значение Красной книги Краснодарского края
- Особенности труда и быта земляков
- Родственные связи в семье, уклад семьи
- Герб, флаг, гимн Краснодарского края
- Кубанские песни, пословицы и поговорки
- Основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе
- Имена выдающихся людей своего района
Учащиеся должны уметь
- Показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населенный пункт
- Рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
- Различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
- Бережно относиться к растительному и животному миру Кубани
- Выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоемов, в лесу, в горах
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремеслах, распространенных на Кубани, планирования и реализации индивидуального проекта.
III класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край. (1 час).
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (11 часов).
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления Краснодарского края (дождь, снег, ветер, туман, гололед). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края (моря, реки, озера, водохранилища, плавни, лиманы). Соленые и пресные водоемы Краснодарского края. Черноземы – природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и народа. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные , исторические, спортивные традиции нашего края.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
- Связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
- Природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
- Формы земной поверхности Краснодарского края
- Разновидности водоёмов Краснодарского края
- Особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных
- Названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
- Основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
- Герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
- Фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
учащиеся должны уметь
- Определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
- Различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
- Ориентироваться по физической карте Краснодарского края
- Объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- Обогащения жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей;
- Выполнения правил поведения во время стихийных бедствий
- Соблюдения правил сбора грибов в своей местности
- Правильного поведения у водоёма в разное время года
- Бережного отношения к растениям и животным
IV класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России. (1 час).
Раздел 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоемы. Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов).
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремесла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных, источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов – моя земля».
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (9 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
- Природные зоны Краснодарского края
- Различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности
- Природные богатства родного края и их использования человеком
- Символику Краснодарского края
- Органы местного самоуправления
- Даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора, аула и т.д.
- Особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края
- Достопримечательности родного края, своего района
- Наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края
- Особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
- Важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
- Заповедник и заказники, находящийся на территории Краснодарского края
- Фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
Учащиеся должны уметь
- Определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
- Узнавать наиболее распространенные лекарственные растения
- Определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных).
- Правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
- Исполнять гимн Краснодарского края
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- Правильного поведения во время исполнения гимна России и гимна Краснодарского края
- Соблюдения изученных правил бережного и безопасного поведения
- Исполнения знакомых народных песен
- Выполнения исследовательских и творческих проектов
- Примерное учебно-тематическое планирование по кубановедению
Содержание (разделы, темы) | Количество часов. | Характеристика деятельности обучающихся | |||
всего | ауд | неауд | |||
Введение | 1 | ||||
Мой родной край. | 1 | 1 | Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает. | ||
Я и моя семья | 8 | ||||
Будем знакомы! Кто я? Какой я? | 1 | 1 | Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. | ||
Любимые занятия. | 2 | 2 | Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. | ||
Моя семья. | 1 | 1 | Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. | ||
Обязанности и увлечения в нашей семье. | 1 | 1 | Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. | ||
Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. | 2 | 2 | Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. | ||
Творческий проект «Будем жить одной семьёй». | 1 | 1 | Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. | ||
Я и моя школа | 7 | ||||
Наша школа. Правила поведения в школе. | 1 | 1 | Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. | ||
Знакомство со школой. Традиции нашей школы. | 2 | 1 | 1 | Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. | |
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. | 1 | 1 | Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. | ||
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. | 2 | 1 | Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. | ||
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». | 1 | 1 | Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. | ||
Я и мои родные места | 9 | ||||
Главный город Краснодарского края. | 1 | 1 | Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. | ||
Достопримечательности. | 2 | 2 | Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». | ||
Мой адрес. Улица, на которой я живу. | 1 | 1 | Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. | ||
Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. | 2 | 1 | 1 | Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждала правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. | |
Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. | 2 | 1 | 1 | Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. | |
Исследовательский проект «Какой я житель». | 1 | 1 | Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте ( достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью. | ||
Я и природа вокруг меня | 8 | ||||
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто, где живёт. | 2 | 1 | 1 | Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. | |
Забота о комнатных растениях и домашних животных. | 2 | 1 | 1 | Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). | |
Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края. | 2 | 1 | 1 | Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. | |
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». | 2 | 1 | 1 | Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. |
2 класс ( 34 часа)
Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
всего | ауд. | не- ауд | ||
Введение | 1 | |||
Символика района (города), в котором я живу. | 1 | 1 | Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. | |
Природа моей местности | 13 | |||
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. | 2 | 1 | 1 | Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. |
Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. | 2 | 1 | 1 | Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. |
Разнообразный растительный мир моей местности. | 2 | 1 | 1 | Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. |
Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. | 1 | 1 | Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений | |
Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. | 1 | 1 | Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. | |
Животный мир моей местности. | 2 | 2 | Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. | |
Красная книга Краснодарского края. | 1 | 1 | Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. | |
Правила защитников природы. | 1 | 1 | Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы. | |
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». | 1 | 1 | Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. | |
Населённые пункты | 7 | |||
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. | 2 | 1 | 1 | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта. |
История образования города (района). | 1 | 1 | Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. | |
Населённые пункты моего района. | 2 | 1 | 1 | Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. |
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». | 2 | 1 | 1 | Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. |
Труд и быт моих земляков | 13 | |||
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. | 2 | 1 | 1 | Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. |
Особенности казачьего быта. | 2 | 1 | 1 | Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. |
Уклад кубанской семьи. | 1 | 1 | Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. | |
Ремёсла, распространённые в моём районе. | 1 | 1 | Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. | |
Труженики родной земли. | 1 | 1 | Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». | |
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. | 2 | 1 | 1 | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. |
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. | |
Семья и семейные традиции | 1 | 1 | Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. | |
Творческий проект «Труд в моей семье» | 1 | 1 | Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. | |
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». | 1 | 1 | Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. |
3 класс (34 часа)
Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
всего | ауд. | не ауд | ||
Введение | 1 | |||
Изучаем родной край. | 1 | Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. | ||
Нет в мире краше Родины нашей | 11 | |||
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. | 1 | 1 | Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края. | |
Природные явления и стихийные бедствия | 2 | 2 | Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. | |
Водоёмы Краснодарского края. | 2 | 2 | Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. | |
Растительность и животный мир Кубани. | 3 | 2 | 1 | Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. |
Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. | 1 | 1 | Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). | |
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. | 1 | 1 | Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант». | |
Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). | 1 | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. | |
Без прошлого нет настоящего | 10 | |||
Прошлое и настоящее. «Лента времени». | 2 | 2 | Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». | |
Историческая карта, история на карте. Древние города. | 1 | 1 | Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. | |
Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. | 2 | 1 | 1 | Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. |
С верою в сердце. | 1 | 1 | Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений, . Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). | |
Символика Краснодарского края. История и современность. | 1 | 1 | Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. | |
Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. | 1 | 1 | Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край. | |
Без прошлого нет настоящего (проектная работа). | 2 | 1 | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
Казачьему роду нет переводу | 12 | |||
Твоя родословная. | 1 | 1 | Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». | |
Ты и твоё имя, имена в моей семье. | 1 | 1 | Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. | |
Из истории кубанских фамилий. | 1 | 1 | Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |
Мама. | 1 | 1 | Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. | |
Твои земляки – труженики. | 2 | 1 | 1 | Анализировать и устанавливать связь между природно-климатиче-скими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда – земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях. |
Кубанские умельцы | 2 | 1 | 1 | Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказьтать, какими ремёслами владеют родные и близкие. |
Народные обычаи и традиции. | 1 | 1 | Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |
Казачий фольклор. | 1 | 1 | Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |
Казачьему роду нет переводу (проектная работа). | 2 | 1 | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
4 класс ( 34 часа)
Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
всего | ауд. | не ауд | ||
Введение | 1 | |||
Мой край на карте России. | 1 | Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы – соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. | ||
Береги землю родимую, как мать любимую | 11 | |||
Природные зоны Краснодарского края. | 2 | 1 | 1 | Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. |
Кавказский биосферный заповедник. Заказники. | 1 | Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказатать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. | ||
Естественные и искусственные водоёмы Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов. | 2 | 1 | 1 | Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. |
Типы почв. Защита и охрана почв. | 1 | 1 | Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. | |
Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. | 2 | 1 | 1 | Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. |
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. | 1 | 1 | Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. | |
Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). | 2 | 1 | 1 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
Земля отцов – моя земля | 13 | |||
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. | 1 | 1 | Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. | |
Древние жилища. Современный облик края. | 1 | 1 | Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |
Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. | 1 | 1 | Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей. | |
Народные ремёсла и промыслы на Кубани. | 1 | 1 | Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. | |
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. | 1 | 1 | Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |
Письменные источники. | 1 | 1 | Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. | |
Устная история родного края. | 2 | 2 | Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. | |
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. | 1 | 1 | Планировать и реализовывать проект «Мы – дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. | |
Современная административная карта Краснодарского края. Районы Краснодарского края. | 1 | 1 | Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. | |
Екатеринодар -Краснодар. Краснодар — административный центр Краснодарского края. | 1 | 1 | Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. | |
Земля отцов – моя земля (проектная работа). | 2 | 1 | 1 | Отвечать на вопросы, вьшолнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
Жизнь дана на добрые дела | 9 | |||
Просветители земли кубанской. | 1 | Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. | ||
Защитники Отечества. | 2 | 1 | 1 | Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков. |
Труженики полей. | 1 | 1 | Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных-селикционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. | |
Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. | 2 | 1 | 1 | Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). |
Ты – наследник земли отцов. | 1 | 1 | Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия. | |
Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). | 2 | 2 | Отвечать на вопросы, вьшолнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. |
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный материал (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект для работы в группах (один на 5 — 6 учащихся).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Прим. |
1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. 1. | Кубановедение: программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко Е.Н., Мирук М.В.– Краснодар: Перспективы образования, 2013. | + |
1.2. | Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1-4 кл. общеобразоват. учреждений / Е.Н. Ерёменко, Н.М. Зыгина, Г.В. Шевченко. – Краснодар: Перспективы образования, 2013. | К |
1.3. | Учебные пособия «Кубановедение» 1 – 4 класс | К |
1.4. | Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием) | + |
1.5 | Справочная литература (справочники, энциклопедии) | + |
1.6 | Методические пособия для учителя | + |
2. Печатные пособия | ||
2.1. | Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых | - |
2.2. | Географические карты региона, Российской Федерации | - |
2.3. | Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.) | - |
3. Технические средства обучения | ||
3.1. | Аудиторная доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц | + |
3.2. | Экспозиционный экран | + |
3.3. | Мультимедийный проектор | + |
3.4. | Компьютер | + |
3.5. | Сканер | + |
3.6. | Принтер | + |
3.7. | Ксерокс | + |
3.8. | Фотокамера цифровая | - |
3.9. | Видеокамера цифровая (по возможности) | - |
4. Игры и игрушки | ||
4.1. | Наборы ролевых игр (например, «Семья»), игрушек и конструкторов (например, «Дом», «Одежда», «Школа» и др.) | - |
4.2. | Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, ножницы, клей | + |
Список литературы:
1. М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» учебник для 3 – 4 классов, ОИПЦ «Перспективы образования», 2013
2. Т. А Науменко, Ю. А. Матвеева рабочая тетрадь по кубановедению 3 класс.
3. Кубановедение: программа курса для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко Е.Н., Зыгина Н.М. и др. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013г.
4. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. Автор – составитель Ерёменко Е.Н. Краснодар: Вика – принт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа России"", авторы Л, М. Зеленина,Т. Е. Хохлова
Данная рабочая программа составлена к учебнику русского языка 3 класса, авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова на основе программы УМК «Школа России». В программе имеется титульный лист, поя...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 кл. ФГОС "Школа России"
Рабочая программа по кубановедению 1,2,3,4 кл....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК Школа России автор Канакина
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС для 1 класса УМК "Школа России автор Канакина...
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС
«Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно ...
Рабочая программа по кубановедению, 1-4 классы. ФГОС.
Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1-4 классы Е. Н. Ерёменко, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. М. Зыгиной, Н. Я. Паскевич "Кубановедение". Краснодар. "...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 классов. Умк "Школа России"....