Рабочая программа факультатива "36 занятий для будущих отличников" 4 класс.
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» (автор Л.В. Мищенкова) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы общеобразовательного учреждения (раздел – программа курсов внеурочной деятельности), программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) 2014г, с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой, Москва: РОСТ книга, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fak-v_4kl_36_zanyatiy_15-16g_.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов _______________________ /Симанавичус И.В./ Протокол № ___ от «____» ___________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ /Щапова Л.Н./ | «Утверждаю» Приказ №______ От «___»_________2015г. Директор: ______________________ /Черниговская Т.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Факультатива «36 занятий для будущих отличников»
для 4 класса (1ч/нед.)
на 2015-2016 учебный год
Шаманова В.И.
Составлено на основе программы курса «Развитие познавательных способностей. 36 занятий для будущих отличников». Автор Л.В. Мищенкова, «Рост» Москва 2014г. |
г. Свирск 2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» (автор Л.В. Мищенкова) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» 2013г (раздел – программа курсов внеурочной деятельности), программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) 2014г, с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой, Москва: РОСТ книга, 2014г.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Данная рабочая программа внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования «МОУ СОШ № 3 г. Свирск» ориентирована на достижение следующих целей и задач:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- стремиться к созданию условий для становления и развития способностей обучающихся к самоопределению, саморазвитию.
Задачи начальной школы:
- помочь каждому ребенку в индивидуальном развитии;
- реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах;
- обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную деятельность;
- создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого: ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;
- поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;
- обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества;
- создать пространство для социальных практик обучающихся и приобщения их к общественно значимым делам;
- создать условия для сохранения и развития здоровья обучающихся и обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
- обеспечить научно – методическое сопровождение педагогов в области знаний учебного предмета;
- совершенствовать технологии обучения с учетом знания психолого-физиологических особенностей обучающихся;
- развить воспитательный потенциал с использованием традиций, современного опыта и инноваций.
Цель данного курса: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.
Задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы и представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения, реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Особенности организации учебного процесса
Курс «РПС» ориентирован на детей 6-10 лет, рассчитан на 36 занятий (Программа скорректирована на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классах) и предназначен для работы в любой системе начального образования. Занятия проводятся 1час в неделю по 40 минут во 2-4 классах; в 1 классе – в соответствии с приказом Минздрава России от 06.09.99 года.
Содержание программы
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Развитие восприятия, слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки.
Структура программы
№ | Название областей | Кол-во часов | Общая характеристика |
1 | Задания русского языка | 6 | Большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. |
2 | Задания литературы | 4 | Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание; высказывание своего отношения к героям, к их поступкам; различение хороших и плохих поступков. |
3 | Задания математики | 4 | Составление и моделирование предметов, построение фигур из счетных палочек, построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм", разрезание фигур. |
4 | Задания окружающего мира | 10 | Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Любознательность, инициатива в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Умение видеть красоту окружающего мира, оценивать состояние окружающих растений и животных. Планирование своих действий под руководством учителя. |
5 | Задание на развитие культуры поведения | 3 | Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Представление о нормах морально-нравственного поведения. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. |
6 | Задания на развитие эстетической культуры | 7 | Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. |
Основные формы работы курса «РПС»:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Работа на занятиях проводится по комплекту двух рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся 1-4 классов.
Способы стимулирования творческой активности школьников
на занятиях внеурочной деятельности
- Обеспечения благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его от высказывания критики в адрес ребёнка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Требования к уровню освоения программы внеурочной деятельности
Оценка планируемых результатов
Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 3 г. Свирск», на базе которой разрабатывается рабочая программа внеурочной деятельности.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, которые оцениваются по трём уровням:
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности обучающихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в интеллектуальных играх.
Контроль планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (диагностика развития психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения).
2. Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
3. Итоговый контроль (тестирование, практические и творческие работы, контрольные задания).
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Планируемые результаты
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования «МОУ СОШ № 3 г. Свирск»:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.
Регулятивные УУД:
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
- планирование своих действий под руководством учителя;
- приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
- Формирование рефлексии.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
К концу обучения в начальной школе обучающиеся должны уметь:
- находить и называть закономерности в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам;
- находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т.д.);
- уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать своё мнение;
- самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и т.д.), а также составлять простейшие головоломки;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- конструировать фразы различными способами (путём соединения начала и конца; путём подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и т.д.);
- подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек;
- называть положительные и отрицательные качества характера;
- узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение;
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
- запоминать не более 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а также не более 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания;
- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица неодушевлённого предмета;
- выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
- высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Календарно – тематическое планирование
Сроки | № урока | Название раздела, тема | УУД Ддеятельностиь обчасющихся | Коррекция программы | |
план | факт | ||||
1 | Государственные символы. | Обобщают знания о гос. символах страны: гербе, флаге, гимне; развивают внимание, память, мышление. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
2 | Моя семья. | Уточняют представление о российской семье; воспитывают чувство близости с членами семьи. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
3 | Мой портрет в лучах солнца. | Акцентируют внимание на положительных качествах, присущих каждому человеку; развивают артистические способности, речь. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности и познавательной активности, умения делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
4 | Интеллектуальный клуб «Мыслитель». | Развивают внимание, быстроту реакции, логическое, нестандартное мышление, воображение. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
5 | Вода в нашей жизни. | Расширяют представление о значении воды в нашей жизни; воспитывают бережное отношение к воде. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, делать выводы и обобщения; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
6 | Матушка-землица. | Уточняют представление о ценности земли; воспитывают любовь к земле. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
7 | Юные кулинары. | Расширяют представление учащихся о кулинарии, знакомятся с некоторыми названиями мясных блюд. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
8 | Куда летят крылатые слова. | Знакомятся с понятием крылатые слова, происхождением этого термина, автором первого российского сборника «Крылатые слова»; расширяют словарный запас; воспитывают чувство восхищения богатством русского языка. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
9 | Фильм, фильм, фильм… | Получают первоначальное представление о кинематографе; развивают внимание, мышление, конструкторские способности, зрительную память. К: умение слышать и слушать партнёра. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
10 | Путешествие в мир пушкинских сказок. | Углубляют знание пушкинских сказок. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
11 | И снова нас ждет мир пушкинских сказок. | Продолжают работу по систематизации знаний о пушкинских сказках; развивают внимание, мышление, конструкторские способности. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
12 | Приветствуем зиму. | Вспоминают приятные моменты, связанные с зимой; развивают пространственную ориентацию, расширяют словарный запас. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности; умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
13 | Пернатые друзья. | Знакомятся с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширяют представления о пернатых. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: доброжелательность, доверие и внимание, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
14 | Олимпийские игры древности. | Формируют представление об Олимпийских играх древности. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
15 | Олимпийские игры современности. | Расширяют представления об Олимпийских играх современности; знакомятся с символами Олимпиады. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие познавательной активности, планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
16 | Я расскажу тебе о цирке. | Получают представление об особенностях циркового искусства. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении; планирование своих действий. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
17 | Калейдоскоп головоломок. | Развивают внимание, мышление, воображение, речь, фонематический слух. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
18 | Музыкальная шкатулка. | Знакомятся с понятием «классическая музыка», именами композиторов-классиков, получают первоначальные сведения о музыкальных инструментах – барабане и скрипке, величайших мастерах – создателях скрипки – Амати и Страдивари, а также о гениальном скрипаче Н. Паганини. К: умение уважать своё и чужое мнение. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
19 | Что мы знаем о памяти. | Знакомятся с видами памяти (слуховой, зрительной, моторной); развивают внимание, зрительную и слуховую память, нестандартное мышление. К: умение планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности, ставить вопросы, делать выводы; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
20 | Приди, Масленица, с радостью! | Уточняют представления о народном празднике Масленица; развивают артистические способности. К: умение уважать чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие любознательности и познавательной активности, приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
21 | Золушка. | Развивают внимание, смысловую память, логическое мышление, воображение. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
22 | Клуб любителей русского языка. | Обогащают словарный запас детей; воспитывают чувство любви и уважения к русскому языку. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
23 | Да здравствует абракадабра! | Уточняют представления о понятии «абракадабра»; развивают внимание, нестандартное мышление. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении; умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
24 | Собранье пестрых дел. | Развивают внимание, слуховую, а также зрительную память, мышление, воображение, речь, ориентацию в пространстве. К: умение слышать и слушать партнёра. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
25 | Поговорим, друзья, о книге. | Углубляют представление о ценности книги и пользе чтения; развивают воображение, речь. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении; умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
26 | Эх, яблочко! | Расширяют знания о яблоках; развивают внимание, мышление, воображение, речь. К: умение слышать и слушать партнёра. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям под руководством учителя. П: развитие любознательности, инициативы в учении; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
27 | Шутка – минутка, а заряжает на час. | Формируют умение отличать хорошую шутку от плохой; развивают артистические способности. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
28 | О времени и о часах. | Получают представление о ценности времени; знакомятся с синонимами слова «время». К: умение слышать и слушать партнёра; планировать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
29 | Еще раз о времени и о часах. | Знакомятся с историей возникновения часов. К: умение уважать своё и чужое мнение. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
30 | Праздник Ивана Купалы. | Знакомятся с содержанием праздника Ивана Купалы. К: умение уважать своё и чужое мнение. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям. | |||
31 | Клуб любителей головоломок. | Расширяют представление о головоломках; развивают внимание, мышление, воображение. К: умение слышать и слушать партнёра. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
32 | Как делают бумагу. | Получают представление о современном производстве бумаги. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы; делать выводы и обобщения; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
33 | История плюшевого мишки. | Знакомятся с одной из версий возникновения плюшевого мишки; воспитывают бережное отношение к «друзьям детства». К: умение уважать своё и чужое мнение. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы; приобщение к исследовательской и проектной работе. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. | |||
34 | Букет увлекательных задач. | Развивают речь, быстроту реакции, чувство рифмы, артистические способности. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать совместную деятельность. Р: умение классифицировать ситуации по различным основаниям. П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы. Л: готовность к сотрудничеству и дружбе. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа: Авторская программа курса «Развитие познавательных способностей. 36 занятий для будущих отличников». Л.В. Мищенкова, «Рост» Москва 2014г.
Литература для учителя:
- 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие, 4 класс. М: Издательство РОСТ, 2014.
- Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» 2013г, раздел – программа курсов внеурочной деятельности.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов)- 3-е изд.- М: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Литература для обучающихся:
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова. М.: Издательство РОСТ, 2014. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
Литература для родителей:
- Почему и потому. Детская энциклопедия.
Электронные образовательные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа факультативного занятия "Вдумчивое чтение" 2 класс
Рабочая программа по внеклассному чтению для 2 класса....
Рабочая программа автономных занятий по математике 2 класс
В этом документе содержится рабочая программа автономных занятий по математике для учащихся 2 класса, приведено тематическое планирование занятий....
Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( УМК "Школа России"
Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( " Школа России)...
Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.
Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....
Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)
Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России»(граж...
Рабочая программа групповых занятий "Практическая грамматика" 3 класс
Курс «Практическая грамматика» был выбран в связи с недостаточным количеством часов для отработки грамматических навыков учащихся на уроках, а также с трудностями в усвоении грамматической...