Доклад на педагогическом совете по теме "Социальное проектирование, или сможем ли мы взять шефство над …"
статья на тему

Какое место в школе-интернате может занимать социальное проектирование и можем ли мы взять шевство над кем либо...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

                              Социальное проектирование, или сможем ли мы взять шефство над …

                                                       

                                                         Подготовил учитель                    

                                                                                    начальных классов Дуванова Е.В.

     В теории и практике социально-воспитательной работы в настоящий момент существует многообразие технологических процессов, различающихся областью применения, целями и результатами. Одной из таких направлений, где активно применяют социальные технологии, сегодня можно назвать проектную деятельность в обычных общеобразовательных школах.  Слайд 2.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.  

Слайд 3, 4.  Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

 Слайд 5.  Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д

Слайд 6.   Так, что же такое проект, какими могут быть его этапы  и кто может являться его участником.  

Термин "проектирование" (происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед) -  это  процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

Слайд 7, 8.   Объектами социальной практики (как и всего социального проектирования) могут являться:

  • социальные явления (детская наркомания);
  • социальные отношения (отношение к старикам);
  • социальные институты и учреждения (орган исполнительной власти, больница);

•        социальная среда.

      Какая же существует взаимосвязь между социальным проектом и шефством? Дадим толкование слову шефы и шефство.                                                                                                   По Ожигову - ш’ефство, -а, ср. – это общественная деятельность по оказанию хозяйственной, промышленной, культурно-просветительной помощи. Ш. завода над интернатом. Взять ш. над кем-н. (также перен.: взять под своё наблюдение для оказания помощи; разг.).прил. шефский, -ая, -ое.

Исторический словарь. Шефство - – в СССР форма общественной деятельности, систематическая помощь, оказываемая одной организацией, учреждением ( шефом ) другому (подшефному). Шефская помощь промышленных предприятий и учебных заведений колхозам и совхозам во многом способствовала зарождению иждивенческих настроений последних и в целом не решила проблем сельского хозяйства страны.

Слайд 9.  Исходя из данных толкований, я считаю, что брать шефство над кем - либо нам не под силу, а вот заниматься социальным проектированием можно и нужно.

    Слайд 10.    Приведу  пример подобного проекта, связанного с изучением быта и жизни людей пожилого возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Проект – социальные отношения.

   Слайд 11.    В ходе его выполнения школьники ознакомились с разными бытовыми деталями проживания людей пожилого возраста в условиях нашей больницы,  внимательно изучали текущие события, которые затем обсуждались. При обсуждении подчеркивалась  важность обсуждаемых тем; возникла идея о приготовлении для них подарков своими руками и не большого концерта.  Конечно, созданные в школе проекты отталкиваются, прежде всего, от интересов учащихся.

Слайд 12.  Поэтому необходимо было соблюдать все основные  требования к социальному проекту.  Однако здесь важно заметить, что все же основные виды таких школьных работ концентрируются на живом и жизненном материале; заостряя большое количество внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.  И в воспитательной работе социальное проектирование играет великую роль. Прежде всего, это высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д.

 Слайд 13, 14.    Первый шаг в социальном проектирование  был сделан нами  год назад.  Для этого мы разработали и подготовили   мероприятие, подготовили к нему и детей. Причем отбор участников данного проекта был по их  желанию. Дети отнеслись с полной серьезностью и ответственностью. Наш  поход был приурочен к празднованию Пасхи.  В больнице нас встретили тепло и доброжелательно. Публика была такой благодарной, что уходить от туда даже не хотелось.                                                                                                                                              Слайд 15, 16.  В этом году мы так же продолжили разработку данного проекта. В нем приняли  участие ребята 3, 4,  5 и 7 класса. Работа велась  длительное время, нужно было подготовить сувениры и  поздравительную программу. Приурочено оно было так же к празднованию Светлой Пасхи.

 Слайд 17 – 26. Дети читали стихи, разыграли сказку о золотом яичке. Рассказали об истории появления крашеного яйца, а затем подарили всем присутствующим,  крашенные пасхальные яйца и открытки в форме яйца,  сделанные своими руками. Как приятно было смотреть на волнующие лица детей, которым так хотелось доставить радость больным людям и на лица всех присутствующих, а их там было очень много. Главный врач больницы  к нашему приходу отнеслась очень тепло и с пониманием.  И наверно,  поэтому помимо больных  посмотреть на наших детей пришел весь персонал больницы.  

Слайд 27.     Выводы диагностического исследования показали, что вовлечение учащихся в социальное проектирование  дало положительные результаты и расширило кругозор в социуме, позволило развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся, повысился уровень сформированности гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы.

Слайд 28, 29, 30.  Что мы ждали по завершению этого проекта,  и какие результаты получили.

 (Повышенная социальная  активность школьников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе).

Улыбки благодарных зрителей  воодушевили всех участников проекта.   А Галина Анатольевна преподнесла сладкий подарок и произнесла слава благодарности.

Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив.

Слайд 31. И в завершении хочется процитировать слова Сухомлинского «Капля мысли о природе,  рождает могучую,  полноводную реку мысли…
С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся,… чтобы питомец наш умел заставить себя думать».
В.А. Сухомлинский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"

Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Доклад на педагогическом совете по теме «Мониторинг как средство повышения образования»

Мониторинг как средство повышения образование в начальных классах....

Доклад на педагогическом совете на тему:"Организация внеурочной деятельности в начальной школе"

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...