Доклад на педагогическом совете по теме «Мониторинг как средство повышения образования»
материал на тему

Мониторинг как средство повышения образование в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_v_nachalnyh_klassah.docx21.21 КБ
Файл monitoring_v_nachalnyh_klassah.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мониторинг   как средство                

                                        повышения образования»

С.1   Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» (Николай Константинович Рерих).

По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту.

     Для этого любое образовательное учреждение стремится обеспечить необходимый уровень учебной мотивации, уровень здоровья и уровень развития обучающихся.

     Для отслеживания всех данных уровней я использую мониторинг. С.2

Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

            С.3.   В начальной школе применяются различные виды мониторингов, например такие как:

     1.  Педагогическая диагностика  стартовой  готовности  к успешному обучению  в начальной школе.

      2. Мониторинг   универсальных  учебных действий.                                                 

       3. Мониторинг качества знаний по итогам  I и  II полугодий.

С.4.   Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающее непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Педагогический мониторинг должен проводиться по тем ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижение в практике его применения.

Постоянный и систематический контроль над качеством образовательного  процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса.

Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя и успешность освоения предмета учащимися, а опора  только на накопление отметок, при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможность эффективно оценивать деятельность ученика. Контрольные работы, не дают полного представления об усвоении всего учебного материала, так как ни одна контрольная работа не позволит включить задания по всем пройденным темам. Бес оценочная система в первом классе, не дает полного представления об усвоении всего учебного материала. К тому же, выполняя любую проверочную работу, учащиеся часто испытывают стресс, поэтому не справляются с заданиями.

В своей педагогической практике я применяю различного рода диагностики. Но диагностика - это разовое исследование какого-либо процесса или явления. Для меня важно не только сделать единичный срез, но и проследить динамику процесса или явления. Именно это и позволяет сделать мониторинг качества образования.

С.5.   Основу всего процесса качественного обучения, составляет формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

 С.6.  И целью мониторинга  является - отслеживание развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

   С.7.   А его задачи помогают глубже и подробнее отследить уровень подготовки учащихся на определенном этапе обучения.

 С.8.         В своей работе по отслеживанию уровня подготовленности учащихся, я использую технологические карты. Работая по ним, могу проследить, как каждый из учеников в классе  усвоил любую тему полугодия, определить  темы, требующие дополнительной отработки, а так же выявить группу сильных и слабых учеников.

Технологические карты составлены по двум наиболее важным, на мой взгляд,  направлениям:

  • русский язык,
  • математика. С.9. (карты рассчитаны на 10 учеников)

Чтобы выделить направления, по которым будет проводиться исследование по русскому языку и математике, с самого начала был проанализирован раздел  программы «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года», затем  был составлен перечень ЗУН, на основе которого и составлялись технологические карты мониторинга. Для отслеживания качества обучения  мониторинг нужно проводить 4 раза в год: в конце каждой четверти.

 И фиксировать полученные результаты  по четырем уровням:

  • 4 уровень - все задание выполнено правильно,
  • 3 уровень - правильно выполнена большая  половина  задания,
  • 2 уровень - правильно выполнена меньшая  половина  задания,
  • 1 уровень - задание не выполнено.

  Мониторинг можно проводить  на любом уроке,  отводя  для  контроля  за качеством ранее изученного материала совсем немного времени. В рамках этого контроля  можно предложить задания для самостоятельной работы, на основе которых можно будет проверить усвоение пройденного материала, поставить отметку (что тоже важно) и заполнить сразу несколько строк в таблице мониторинга.

Например,  проводя  мониторинг  со своими учениками в четвертом классе, я использовала следующие  задания по русскому языку:

  • вставьте пропущенные окончания прилагательных и существительных,
  • определите род, число, падеж прилагательных,
  • определите род, число, падеж и склонение существительных. С.10

  Радостн (ым) вечер (ом)

 по широк (ой) линейк (е) 

 любим (ыми) праздник (ами)

 в дальн (ей) дорог (е)

  у любим (ой) дочер (и)

Количество словосочетаний можно увеличивать или уменьшать, только нужно помнить о том, что количество должно быть нечетным.

Такое задание позволяет сразу заполнить следующие строки таблицы мониторинга:

  • падежные окончания прилагательных,
  • падежные окончания существительных,
  • род прилагательных,
  • число прилагательных,
  • падеж прилагательных,
  • род существительных,
  • число существительных,
  • склонение существительных,
  • падеж существительных.

      В первом классе, проводя мониторинги, я использовала материалы – приложения к учебному комплекту по математике и обучению грамоте. Это довольно красочный и содержательный материал, с разными уровнями трудностей.

  После заполнения технологических карт мониторинга необходимо провести анализ полученных результатов. Такой анализ может служить основанием для постановки ближних и дальних целей.

Анализ результатов  позволяет сделать вывод, какие темы в течение учебного года были плохо усвоены учащимися, а, значит, в следующем полугодии или новом учебном году требуется провести по данной теме дополнительную работу, а так же выявить слабоуспевающих и  сильных учащихся, работу с которыми необходимо проводить дополнительно. Для первых отрабатывая те темы, которые дети плохо усвоили,  подбирая задания повышенной сложности для вторых.

И целью моей дальнейшей работы  остается:  организация мониторинга на уроках как средство повышения качества преподавания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка » Мониторинг как средство повышения образования Дуванова Е.В. учитель начальных классов

Слайд 2

Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния ( точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний ) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям .

Слайд 3

Виды мониторинга в Педагогическая начальной школе диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе Мониторинг универсальных учебных действий Мониторинг качества знаний по итогам I и II полугодий

Слайд 4

Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения , обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающее непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Слайд 6

Цель мониторинга - отслеживание развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса

Слайд 7

1.Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика; 2.Отслеживание индивидуальной динамики, определение проблемных зон и разработка стратегии помощи учащимся ; 3.Определение успешности работы педагога по формированию УУД учащихся, постановка задач по совершенствованию образовательного процесса и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Слайд 9

№ Содержание модулей учебного материала Порядковые номера учащихся класса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 %обуч. %кач-ва 1 Гласные и согласные звуки 2 Мягкие и твердые согласные звуки 3 Звонкие и глухие согласные звуки 4 Количество звуков в слове 5 Мягкость согласных звуков 6 Ударение 7 Деление слов на слоги 8 Оформление предложения 9 Списывание предложений 10 Запись предложений под диктовку 11 Имена собственные 12 Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 13 Словарные слова 14 Фонетический разбор 15 Сочетания ЧК-ЧН 16 Написание мягкого знака для обозначения мягкости согласных 17 Написание разделительного мягкого знака № Содержание модулей учебного материала Порядковые номера учащихся класса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 %обуч. %кач-ва 1 Гласные и согласные звуки 2 Мягкие и твердые согласные звуки 3 Звонкие и глухие согласные звуки 4 Количество звуков в слове 5 Мягкость согласных звуков 6 Ударение 7 Деление слов на слоги 8 Оформление предложения 9 Списывание предложений 10 Запись предложений под диктовку 11 Имена собственные 12 Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 13 Словарные слова 14 Фонетический разбор 15 Сочетания ЧК-ЧН 16 Написание мягкого знака для обозначения мягкости согласных 17 Написание разделительного мягкого знака ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА выявления качества обучения по русскому языку 1-й класс

Слайд 10

. Радостн ( ым ) вечер ( ом ) по широк (ой) линейк (е) любим ( ыми ) праздник ( ами ) в дальн (ей) дорог (е ) у любим (ой) дочер (и )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"

Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Доклад на педагогическом совете по теме "Социальное проектирование, или сможем ли мы взять шефство над …"

Какое место в школе-интернате может занимать социальное проектирование и можем ли мы взять шевство над кем либо......

Доклад на педагогическом совете на тему:"Организация внеурочной деятельности в начальной школе"

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...

Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»

На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС»»

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....