" Великий колокольный звон"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Выполнила: Жданова Л.П.
Студентка 41группы
Проверила: Ясинских Л.В.
Внеклассное занятие по музыке.
Тема: «Великий колокольный звон»
Цели урока: Расширение знаний учащихся о колокольном звоне. Знакомство с видами колокольных звонов и значение колокольного звона в жизни русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры.
- Показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона
- Повышать уровень музыкальной грамотности учащихся.
- Дать понятия о разновидностях колокольных звонов.
Развивающие:
- Способствовать развитию находчивости детей
- Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
- Способствовать развитию памяти, мышления, воображения.
Воспитательные:
- Вызывать эмоциональный отклик учащихся.
- Создание условий для эффективной работы на уроке.
- Воспитывать эстетический вкус и интерес к музыкальному искусству.
- Воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны
Музыкальный ряд: Вечерний звон» в исполнении Козловского, П.И. Чайковский. Симфония «1812 год»; М.П. Мусорский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; С.В. Рахманинов. «Сюита №1 для двух фортепиано. Часть 4».
Художественный ряд: Левитан «Вечерний звон».
Видео ряд: «Музей колоколов».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование |
1. Организационный момент | -Здравствуйте ребята, прозвенел уже звонок нам пора начать урок! | Дети рассаживаются на места, проверяют наличие всего необходимого для работы на уроке, слушают учителя. | Эмоциональный настрой детей на работу |
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока | Слайд 1-2. Звучит запись колокольного звона. Что за звуки открыли наш урок? А где можно услышать колокола? Сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? А почему? Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? Если придумано давно, то должны остаться доказательства этого. Наша задача – исследовать, где звучал колокол и какое место он занимает в душах людей. |
Это был колокольный звон На улице, в церкви, по телевизору Да Потому что в звоне колоколов можно услышать мелодию. Нет. Это было придумать давно.
| Проблемный вопрос.
|
| Рассказ о колоколах. Слайд 2. - Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси? Первое упоминание о колоколах отмечено в Х в., и на протяжении многих веков сопровождения они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые перезвоны» указывали дорогу заблудившемуся путнику. Ребята, я сейчас произнесла слова «Малиновые перезвоны». Как вы считаете, откуда взялось это название?
На самом деле выражение «малиновый звон» западного происхождения - от названия французского города Мелехна, где издавна отливали колокола. Люди всегда с большим уважением относились к колоколам. Послушайте, как об этом сказано в стихах Колокола! Ваш звучный звон – Язык земли, меня вскормивший. Живет в вас радость, клич и стон, Как отголосок жизни бывшей. Колокола - Руси венец, Червонным золотом горящий, Ваш звон – связующая нить Меж будущим и настоящим. Г. Голуб -Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Слайд 4. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П.И. Чайковского «1812 года». Услышали в этом фрагменте колокола? - Постарайтесь ответить, каким вам услышался этот звон, о чём говорил он: о празднике или о несчастье? Слайд 5. - А теперь я предлагаю вам загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит? ( Фрагмент увертюры из оперы Мусоргского «Борис Годунов» колокола.) Нет это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «имитация»? Часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях. Слайд 6. Прослушайте фрагмент «Сюиты №1» С. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон. Какой это инструмент? Молодцы, причем это не один, а два рояля, которые играют по очереди и поэтому создается эффект звона. У каждого колокола – особенный, неповторимый голос. И тем не менее их можно разделить на несколько групп. Подумайте, по какому признаку это можно сделать. А если мы говорим о голосах? Правильно. А как называют низкий мужской голос? А высокий мужской голос? Показ фрагмента «Музей колоколов». Расскажите, что нового из видео фрагмента о колоколах вы ухнали? Вы, наверное, заметили, что голоса называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам относились как к людям Колокола помещаются в специальном здании рядом с церковью. Слайд 7. Посмотрите на картинку, найдите это здание и вспомните, как оно называется. Верно. А верхнюю часть колокольни, где непосредственно подвешиваются колокола, называются звонницей. Как вы думаете, есть ли какие-нибудь легенды, связанные с колоколами? Легенд про колокола очень много. Вот одна из них. Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под нее положили большое количество пороза и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела, а затем…опустилась на прежнее место целая и невредимая. По народным поверьям, влиянию церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое волшебство и гадание. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлеет. Существует несколько видов церковного звона. Слайд 8. - Слайд 9. Колокола празднуют вместе с людьми. Колоколам также приписывается способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышится человеческая речь. - А как называется самый большой колокол не в России, но и во всем мире? Царь-колокол находится в Москве, только он не звучит, потому что от него откололся кусок при пожаре. А так колокол провисел на колокольне 50 лет. Самые лучшие колокола отливали в России - в Суздале. Они настолько родные, певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты, в которых участвуют все колокола. Есть в их звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное широкой русской натуре русского народа. Но не только композиторы и поэты обращались в своём творчестве к колоколам. Знаменитый художник – пейзажист Исаак Левитан написал изумительную картину «Вечерний звон» Слайд 10. Пока учащиеся рассматривают картину, учитель читает стих: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно, И чтоб озарили прозрачные воды Всю прелесть застенчивой русской природы. Внимательно вглядитесь в эту картину и скажите: «Тихо» или «Громко» звучит она? 2. Если бы вы писали музыку к картине, какой бы характер вы выбрали: танцевальный, маршевый или песенный? 3. Что мог, по-вашему, услышать Левитан, изображая тихий уголок России? - А сейчас мы послушаем русскую народную песню «Вечерний звон». звучит фрагмент песни «Вечерний звон» в исполнении Козловского. - Можно ли назвать эту песню музыкальной картиной? - Почему? | Предположение детей
Предположение детей: от звона воздух становится малинового цвета
Слушают стихотворение.
Да в начале О празднике. Звучали колокола
Это изображение чего- либо другими средствами или подражание. Варианты детей (это рояль). По величине, по месту изготовления. По высоте голоса. Бас Тенор Рассказывают о колоколах по видео фрагменту
Рассматривают картинку. Здание называется колокольня. Да, может кто – то, что- то расскажет. Царь – колокол Рассматривают картину. Тихо, так как вечер, природа уже засыпает, и где-то в дали слышен колокольный звон. Песенный. Варианты учащихся Да можно Потому, что при исполнении песни сразу представляешь себе картинку колокольного звона, колокольни, пейзаж, природу. | Развитие наглядно-образного мышления. Методы: беседа, диалог. Наглядные иллюстрации. Наглядно-Слуховой метод. Наглядно-зрительный метод
|
6. Итог урока | Обобщающая беседа Скажите, играет ли колокол какое-то значение в жизни русского народа? Проверочные задания Слайд 11-16. Урок окончен. Желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. | Колокола – это сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России.
|
Список литературы:
- Энциклопедический словарь юного музыканта / сост. В.В. Медушевский. М: Педагогика, 1985.
- В. Мишин. «Колокола России»
- «Краткая иллюстрированная история», М.: Московский журнал, 1995.
- Ясинских Л.В. «Методика преподавания музыкального искусства в начальной школе», Екатеринбург 2012.
- Л.В. Масленникова-Золина. Издание 2-е. «Необычные уроки музыки». 1-4 класс. Издательство «Учитель» 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий колокольный звон
Презентация "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса по программе Е. Д. Критской....
Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...
"Великий колокольный звон"
Конспект урока по музыке во втором классе по программе Сергеевой Г.П.,Критской Е.Д. ,презентация с текстом к слайдам...
Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"
Рассказ детям про великий колокольный звон....
Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....
Презентация к уроку музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"
к уроку музыки -2 класс...