Программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для 2класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа включает в себя цели и задачи, актуальность, новизну, планирование, формы аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_origami.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от «27» августа 2015года | Директор МАОУ «Калиновская СОШ» ________/Н.С. Сазонова/ Приказ № 120/1 от «01 » сентября 2015 года |
Программа по внеурочной деятельности
начального общего образования
художественной направленности
«Волшебный мир оригами»
на 2015 – 2016 учебный год
Разработчик:
С.Н.Мешкова,
учитель начальных классов
Пос. Калиновка
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебный мир оригами » составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 2 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Актуальность Программы
Актуальность предмета «Волшебный мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.
Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
Новизна Программы:
Состоит в трансформации оригами в комплексное средство развития младшего школьника, путь развития воссоздающего и творческого воображения.
Цель Программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи Программы :
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Результаты освоения Программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС отражают:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Перед учащимися ставятся цели и задачи внеурочной деятельности. В тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции намечают основное направления поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В ходе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, производят сопоставления, делают умозаключения, решают проблемы творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Достижению этого результата служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд.
Содержание изучаемого курса
№ п/п | Тематическое планирование | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1 | Вводные занятия | 1ч. | Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция; | |
2 | Простые базовые формы оригами | 1ч. | Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
3 | Осенние композиции | 1 ч. | Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций. | Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
4 | Базовая форма: | 2 ч. | Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; | |
5 | Базовая форма: | 1ч. | Лебеди (2 способа). Утка с утёнком. | ||
6 | Базовая форма: | 1 ч. | Тропическая рыбка. Отделка модели. | ||
7 | Базовая форма: «Двойной квадр.» | 1ч. | Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум». | ||
8 | Базовая форма: «Конверт» | 1ч. | Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Оформление аквариума. | ||
9 | Базовая форма: «Рыба» | 2 ч. | Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду». | ||
10 | Базовая форма: «Дверь» | 2ч. | Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». | ||
11 | Поделки к Новому году | 3ч. | Гирлянды. Ёлочка. Открытка | Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
12 | Базовая форма: | 2 ч. | Летающая птица голубь Летающая птица фламинго | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; | |
13 | Базовая форма: | 2ч. | Мышонок, старичок | ||
14 | Базовая форма: | 3 ч. | Снеговик. Мотылёк. Рыбка. | ||
15 | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | 2ч. | Праздничные цветы. Оформление поздравительной открытки. | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
16 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 3ч. | Морская рыбка. Креветка. Каракатица Композиция «Морское дно». | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; | |
17 | Базовая форма: «Конверт» | 2ч. | Лошадка. Цветок. | ||
18. | Базовая форма: «Дверь» | 1ч. | Лягушонок | ||
19 | Впереди – лето! | 1ч. | Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей. | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
20 | Итоговые занятия Оформление выставочных работ | 1 ч. | Оформление тематических выставок | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; | |
21 | Итоговое занятие | 1ч | Изготовление моделей «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Количество уроков | Формы организации занятия | Дата | ||
теория | практика | всего | ||||
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | беседа | ||
2. | Простые базовые формы оригами | 1 | 1 | практическая работа | ||
3. | Осенние композиции | 1 | 1 | практическая работа | ||
4-5 | Базовая форма «Треугольник» | 2 | 2 | практическая работа | ||
6 | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 1 | практическая работа | ||
7 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 1 | практическая работа | ||
8 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 1 | практическая работа | ||
9 | Базовая форма «Конверт» | 1 | 1 | практическая работа | ||
10-11 | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 2 | 2 | практическая работа | ||
12-13 | Базовая форма «Дверь» | 2 | 2 | практическая работа | ||
14-16 | Поделки к Новому году | 3 | 3 | практическая работа | ||
17-18 | Базовая форма «Треугольник» | 2 | 2 | практическая работа | ||
19-20 | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 2 | практическая работа | ||
21-23 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 3 | 3 | практическая работа | ||
24-25 | Поздравительная открытка к празднику 8 Марта. Проект. | 2 | 2 | проект | ||
26-28 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | практическая работа | ||
29-30 | Базовая форма «Конверт» | 2 | 2 | практическая работа | ||
31 | Базовая форма. «Дверь» | 1 | 1 | практическая работа | ||
32 | Впереди лето | 1 | 1 | практическая работа | ||
33 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ. Проект | 1 | 1 | проект | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | 1 | практическая работа | ||
Итого | 1 | 33 | 34 |
Формы аттестации обучающихся
Контроль результативности выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий.
Система оценивания результатов обученности может быть как безоценочным, так и оцениваться по пятибалльной системе (на усмотрение учителя).
Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической, творческой работой обучающихся.
Результаты освоения программы определяются по результатам мониторинговых исследований: начальная диагностика (начало года), промежуточная (конец 1полугодия) и итоговая аттестация (конец года).
Система оценки, достижений планируемых результатов освоения курса направлена на обеспечение качества образования.
Инструментом для оценки динамики образовательных достижений является портфолио ученика, конкурсы, фестивали, выставки.
Периодичность осуществления контроля: по окончании каждой четверти.
Проведение мониторинговых исследований: по окончании первого и второго полугодия.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, фестивали, творческие отчеты и проекты.
Методическое обеспечение Программы:
- Наличие тематического и поурочного планирования.
- Наличие методической литературы по предметам курса.
- Разработки занятий.
4.«Аппликация в начальной школе». В.Волина. Москва. 1996Год.
Материально-техническое обеспечение Программы:
- Наличие кабинета.
- ПК.
3. Демонстрационный циркуль.
4. Материалы для оформления и творчества работ.
5. Наличие канцелярских принадлежностей.
6. Аудиоматериалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой / Е.Ю.
2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты / Е.Ю.
3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2009
4. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
5. Долженко, Г.И. 100 оригами : книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
6. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами : книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
7. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами : книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
8. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2005
9. Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru
10. Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
11. Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012
12. Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002
Интернет ресурсы.
http://stranamasterov.ru
http://www.encyclopedia.ru/
http://www.nachalka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" во 2классе
Эта программа для учителей 2класса....
Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 2класса
Программа содержит цели и задачи, актуальность, новизну, планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательный русский язык" 2класс
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Математика с увлечением" 2класс
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности.2класс
Рабочая программа по курсу "Мастерская чудес" включает в себя планируемые результаты, содержание курса, календарно-тематическое планирование....