Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями
статья на тему
Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями
Основной формой коллективной работы учителя с семьями учащихся, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Родительские собрания – это высший орган самоуправления родителей в классе, основная форма работы с родителями, важно, чтобы родители были не пассивными слушателями, а активными участниками. Родительские собрания проводятся в различных формах, в том числе и с детьми.
Вспомним классификацию родительских собраний. Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября.
Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни проведения различных мероприятий), итогами работы за определенный промежуток времени.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Вот некоторые правила подготовки классного родительского собрания.
- Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
- Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
- План проведения родительского собрания должен быть им известен.
- Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
- Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
- Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.
Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма. Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в начальной школе, является ведение родительских дневников.
Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания.
На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ребенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения, любимые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры и словечки на протяжении обучения в разных классах.
Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.
Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний.
Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания. Лист успехов. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку успехов, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней.
Страничка успехов помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.
Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией.
Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.
Тематика бесед для родителей учащuxся начальных классов:·
- Ваш ребенок и одноклассники.
- Возможности посещения ребенком ГПД и т.д.
- Динамика эмоциональных проявлений во время уроков, занятий
Направлением совместной деятельности семьи и школы является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет класса привлекает других родителей к организации и про ведению внеклассных мероприятий в классе. Члены родительского комитета организуют помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива. Еще одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи учителю во внеклассной работе, например, в оформлении классной газеты.
Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Результатом эффективной работы становятся и наши многочисленные победы в творческих, спортивных и интеллектуальных конкурсах разного уровня.
Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между ОУ и семьей. На современном этапе школа становится открытой системой для координации воспитывающих условий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду. Совместная деятельность семьи и школы направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Сколько бы ни говорилось о воспитательном потенциале школы, первый опыт познания ребенок приобретает в семье. Поэтому первоочередная воспитательная задача школы - создание условий для эффективного взаимодействия родителей, детей и педагогов, все это в содружестве способствует формированию гармоничной личности младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя и родителей
Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности...
Родительское собрание, как одна из форм работы с родителями.
В статье даются формы и методы работы с родителями, которые делают эту работу более эффективной....
Родительское собрание как одна из форм работы с родителями
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 Иванова Е.В....
«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»
laquo;Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»(Выступление на МО классных руководителей)«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям б...
«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей» Выступление на ШМО начальных классов
laquo;Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»(Выступление на МО классных руководителей)«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям б...
"Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями". 4 октября 2019 г.
Выступление на методическом объединении начальных классов 4 октября 2019 г....