Родительское собрание, как одна из форм работы с родителями.
статья на тему
В статье даются формы и методы работы с родителями, которые делают эту работу более эффективной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_kak_odna_ih_form_raboty_s_roditelyami.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов»
Города Смоленска
Родительское собрание,
как одна из форм работы с родителями.
Учитель начальных классов А.А.Каштанова
2018 – 2019 учебный год
город Смоленск
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Наряду с образовательной функцией образовательное учреждение выполняет не менее значимую – воспитательную функцию. Это обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Результаты проведенных психологами исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка. Но мы не можем ручаться за то, что ребенок в семье получает правильное воспитание. Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогики ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания.
Обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания – главное назначение родительского собрания.
Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель – ученик – родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи – формирование творческой личности.
«Счастлив тот, кто счастлив дома»,- говорил великий русский писатель Л.Н. Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего родители, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.
Наряду с просветительской функцией, родительское собрание необходимо для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – экскурсии, конкурсы, праздники и т.п.), а также совместное решение организационных вопросов. Каждое родительское собрание я стараюсь превратить в радость переживания родителями за успехи и достижения своего ребенка.
Еще на первом родительском собрании стараюсь убедить родителей в необходимости посещения всех родительских собраний, т.к. проблемы, обсуждаемые на собрании, предстают перед родителями с разных сторон. Ведь, мнение о жизни класса, полученное из рассказов ребенка отражает его восприятие событий – у учителя может быть несколько другое видение происходящего.
Кроме того, присутствуя на родительском собрании, родители получают полную информацию о происходящих и планируемых в классе или в школе мероприятиях, могут из первых уст получить необходимую информация.
Участвуя в жизни класса посредством присутствия на собраниях, родителя знакомятся друг с другом, после чего они получают представление о семьях друзей своего ребенка.
Каким родительское собрание должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, создают особый настрой на доброжелательный и откровенный разговор. Нетрадиционная форма проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. Свое общение с родителя строю на принципах доверия, диалога, партнерства, с учетом интересов родителей и их опыта в воспитании детей.
К таким формам работы относятся: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Игровой практикум», «Мастер-класс», «Пресс-конференция», «Педагогическая лаборатория» и др.
В своей практике я использовала проведение научно-практической конференции родителей. В такой форме прошло одно из родительских собраний по теме «Воспитание детей в семье». В ходе конференции решались вопросы:
- Что является трудным для родителей в воспитании детей?
- Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
- Педагогический такт родителей.
- В чем состоит влияние отца на ребенка?
- Как вы организуете свободное время вашего ребенка?
Вопросы родители получили заранее, поэтому легко делились своим опытом. Конференция прошла в непринужденной обстановке, обстановке доверия и взаимопонимания.
Интересная форма работы с родителями – консультация для родителей на определенную тему. Тему консультации родители знают заранее.
- Примерная тематика консультаций для родителей
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
- Грубость и непонимание в семье.
- Талантливый ребенок в семье.
- Вредные привычки. Как с ними бороться.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных праздников: «Папа, мама, я – читающая семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – дружная семья»; игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики»; праздники к 23 февраля и 8 марта. Такие праздники проходят интересно и весело, сплачивая коллектив детей и родителей.
Часто для работы с родителями я использую тематическую лекцию – самую распространенную форму устного преподнесения знаний. К ее подготовке и проведению привлекаю родителей, психолога. Тематика лекций разнообразна. Например «Мой ребенок - ученик» - 1 класс, «Трудовое воспитание в семье» - 2 класс, «Авторитет родителей» - 3 класс, «Отец - воспитатель»- 4 класс.
Не менее распространенной формой работы с родителями – беседа. В ходе совместного поиска ответов на вопросы учителя, родители находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с детьми, а потом и с родителями «Я – в мире людей».
Я выработала для себя правила проведения родительского собрания:
- собрание должно запомниться;
- должно заставить задуматься;
- настроить родителей на позитивный конструктивный лад;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
- собрание – не лекция, поэтому нужно привлечь родителей к диалогу.
Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия, объединению взрослых в коллектив единомышленников.
Какие бы формы и методы работы с родителями не применял учитель, в первую очередь педагог должен уметь слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать; уметь передавать информацию различными способами и обязательно устанавливать обратную связь. Важно, чтобы родители уходили с собрания с верой в своего ребенка, положительно настроенные и с ощущением, что если у его ребенка какие либо сложности, то они смогут ему помочь.
«Чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа» - говорю я родителям с первого дня знакомства с ними.
Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная или плохо зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания- одна из форм работы педагога с родителями
Выступление на МО классных руководителей....
Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями
Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями...
Родительское собрание как одна из форм работы с родителями
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 Иванова Е.В....
«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»
laquo;Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»(Выступление на МО классных руководителей)«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям б...
«Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей» Выступление на ШМО начальных классов
laquo;Родительское собрание, как одна из форм просвещения родителей»(Выступление на МО классных руководителей)«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям б...
"Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями". 4 октября 2019 г.
Выступление на методическом объединении начальных классов 4 октября 2019 г....