Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте (опыт работы)
материал на тему
Данный материал содержит обобщение опыта работы по теме"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyt_raboty.pptx | 1.06 МБ |
doklad_dolgopolova_opyt_raboty.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования – системно-деятельностный подход в процессе обучения Предмет исследования – реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как условие развития регулятивных универсальных учебных действий
Задачи исследования Провести наблюдение за младшими школьниками в контрольной и экспериментальной группе (на уроках и во внеурочной деятельности). Провести анкетирование учителей с целью диагностики уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в контрольной и экспериментальной группе. Сделать выводы.
Уровни сформированности целеполагания(констатирующий этап)
Уровни сформированности контроля (констатирующий этап)
Уровни сформированности оценки (констатирующий этап)
Задачи формирующего этапа эксперимента Разработать комплекс методов и приемов для учащихся первого класса, направленных на развитие регулятивных УУД у младших школьников. Применить разработанный комплекс методов и приемов на уроках по обучению грамоте в первом классе.
Методы и приемы на этапе мотивирования : « Незаконченные предложения », «Лесенка», « Фантазер», « Линия времени», « Верите ли вы, что..» - Игры: «Найди ошибку», « Верю, не верю», « Я – учитель» и др.
Методы и приемы На этапе целеполагания и планирования. Прием составления плана: - система пяти пальцев
Методы и приемы Этап реализации плана: Приемы работы с текстом: прием составления плана; прием составления сводной таблицы; прием комментирования; пересказ в парах с опорой на иллюстрацию . Р абота в группах
Методы и приемы На этапе повторения: - прием «Повторяем с контролем»; - прием «Логическая цепочка». На этапе контроля: - Технология само- и взаимопроверки; На этапе оценивания - « Метод пяти пальцев» Л. Зайверта - технологии само- и взаимооценки ; - прием «выбор задач любой трудности, но доступных для решения»; - написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, письмо по кругу, синквейн .
Задачи контрольного эксперимента Провести повторную диагностику развития регулятивных УУД младших школьников . Проследить динамику развития регулятивных УУД учащихся первых классов . Сделать выводы.
Динамика уровней развития целеполагания экспериментальной группы
Динамика уровней развития контроля экспериментальной группы
Динамика уровней развития оценки экспериментальной группы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верх - Обская СОШ» им. М. С. Евдокимова
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(презентация опыта работы )
Выполнила: учитель начальных классов
Долгополова Анна Сергеевна
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Конструктивно выполнить задачи образования сегодня помогает деятельностный метод обучения.
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках – тема очень актуальная в настоящее время. С переходом к стандартам второго поколения, учитель все чаще понимает, что деятельностный подход в обучении является приоритетным в его работе.
Актуальность исследования и его практическая значимость обусловили выбор темы: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как условие развития регулятивных универсальных учебных действий».
Цель исследования – определить и экспериментально проверить условия реализации системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как фактора развития регулятивных универсальных учебных действий
Объект исследования – системно-деятельностный подход в процессе обучения (НА ЭКРАНЕ)
Предмет исследования – реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как условие развития регулятивных универсальных учебных действий (СЛАЙД 2)
Гипотеза исследования - использование на уроках по обучению грамоте системно-деятельностного подхода положительно влияет на развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Сформулированная цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования.(СЛАЙД 3)
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Диагностировать уровень развития регулятивных универсальных учебных действий школьников.
- Разработать и апробировать систему методов и приемов с целью развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
- Оценить эффективность разработанной системы, направленной на развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Эксперимент проходил на базе нашей школы, в нем участвовали 2 группы учащихся - 1-ых классов (контрольная и экспериментальная группа).
Эксперимент проходил в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
На первом этапе я провела диагностические исследования для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, контроль, оценка) В результате проведенного анализа наблюдения и анкетирования был сделан вывод:
Уровень развития целеполагания в обоих группах варьируется от очень низкого до среднего.(СЛАЙД 4)
КОНТРОЛЬ (СЛАЙД 5)- на базовом (среднем) уровне процент учащихся обоих групп не превышает 15%. Это говорит о том, что лишь небольшая часть учеников осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; тем не менее исправляют и объясняют свои ошибки.
Анализ развития оценки (СЛАЙД 6) в обоих группах показал, что учащиеся могут оценить свои действия и действия учеников, но делают это неуверенно, с помощью учителя. Таким образом, моя задача состояла в том, чтобы повысить полученные результаты в экспериментальной группе до высокого уровня.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ эксперимента (СЛАЙД 7) я разработала комплекс методов и приемов для учащихся первых классов, направленных на развитие регулятивных УУД у младших школьников. Применила этот комплекс на уроках по обучению грамоте в экспериментальной группе. Данные методы и приемы использовались на всех этапах урока (СЛАЙД 8 - 13) (мотивирования, целеполагания и планирования, реализация плана, повторение, контроль, оценивание ) .
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ эксперимента (СЛАЙД 14) были проведены повторные диагностические исследования. В результате которых я заметила положительную динамику уровней развития целеполагания, контроля и оценки в обоих группах, но в экспериментальной группе низкий и очень низкий уровни отсутствовали. (СЛАЙД 15, 16, 17)
Это говорит об эффективности разработанного комплекса методов и приемов. Данный комплекс методов и приемов может быть использован учителями в своей практике.
Спасибо за внимание!
системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
a) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
б) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
в) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
г) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
д) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
е) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
ж) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Пользовалась диагностиками:
1. Диагностические материалы, позволяющие определить уровень развития регулятивных УУД младших школьников, представленные в методическом пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
2. Практического руководства для учителей начальных классов «Оценка сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО» педагога- психолога Н.В. Мельниковой.
3. Методика «Образец и правило» (Венгер А.Л.)
Таблица 1
Уровни сформированности целеполагания
Уровни | Показатели сформированности | Поведенческие индикаторы сформированности |
1 | 2 | 3 |
1. Отсутствие цели | Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели требования) | Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал |
2. Принятие практической задачи | Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется | Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
3. Переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется | Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
4. Принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи | Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения |
5. Переопределение практической задачи в теоретическую | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней | Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения |
6. Самостоятельная постановка учебных целей | Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы | Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия |
Таблица 2
Уровни развития контроля
Уровни | Показатели сформированности | Поведенческие индикаторы сформированности |
1. Отсутствие контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, не критично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников |
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания | Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых |
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки. | В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает |
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания | При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать |
5. Потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы | Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям |
6. Актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения |
Таблица 3
Уровни развития оценки
Уровни | Показатели сформированности | Поведенческие индикаторы сформированности |
1. Отсутствие оценки | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя | Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи |
2. Адекватная ретроспективная оценка | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается это сделать; может оценить действия других учеников |
3. Неадекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи |
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий | Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом |
5. Актуально адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия | Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках обучения грамоте
Формы и методы обучения в 1 классе...
Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...
Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.
Отдельные части урока и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....
Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"
Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего мира» в третьем классе в контексте ФГОС и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива»....
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении»
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении» Современный уровень развития образо...