ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего  мира» в третьем классе в контексте ФГОС  и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива».  В проектной работе представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме  «Мир животных», которая изучается в разделе «Мир как дом» в 3  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение дошкольного и начального образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Технологическая карта урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА   В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ

 «Мир животных»  НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

                                                                                                                                               Автор проекта:

                                                                                                                                         Ахметова Гульфия Мухаметовна-

учитель начальных классов

филиала МБОУ Ямашурминской СОШ «Куркачинская НОШ»

Высокогорского района РТ

   Проект допущен  к работе : «05»  февраля 2016 года.

Аннотация.

Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего  мира» в третьем классе в контексте ФГОС  и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива».  В проектной работе представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме  «Мир животных», которая изучается в разделе «Мир как дом» в 3  классе.                                           

                                                                                      Актуальность

Современный ФГОС НОО  предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению.

         Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения уроков окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так  как недостаточно готовых разработанных материалов, таких как  технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное  обуславливает актуальность темы.

        Цель и задачи проекта

Цель проекта:  

Разработка и реализация технологической карты урока  окружающего мира, ориентированной  на системно - деятельностный подход, обеспечивающей достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС к организации современного урока.
  2.  Систематизировать основные принципы системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в 3 классе.

3. Определить структуру и содержание технологической карты с учётом изученных требований.

         4.Провести урок с использованием разработанной технологической картой и оценить его результативность с позиции требования ФГОС.

Технологическая карта

ЛУУД – личностные УУД

КУУД - коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ПУУД – познавательные УУД

.

Тема: Мир животных.

      Цель урока: Формировать умения различать  классификацию животных и их характерные признаки

   

      Задачи урока:  

 научить различать группы животных, выделять их характерные признаки;

 развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов;

 развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать,  делать выводы, опираясь на изученный       материал;

 развивать познавательную активность и интерес к изучаемому предмету;

 воспитывать бережное отношение к природе родного края;

 воспитывать умения работать в коллективе, в паре, культуру поведения при коллективном способе обучения, потребность     применять знания, полученные на уроках в жизни.

   Планируемые результаты

  Предметные 

  Научатся :  различать группы животных;

  -выделять их характерные признаки

  Метапредметные  

     Познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают  способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

       Коммуникативные – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются  и приходят к общему решению при работе в группе;  излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

      Регулятивные– определяют,   формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок..

 Личностные: развиваются  навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

 Основные понятия: Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.

Ресурсы

основные: Учебник  А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир»,  3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру.

дополнительные: Рисунки животных, схемы-опоры, интерактивная доска, презентация.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

Обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.
- Что необходимо для успешной работы?

ЛУУД

2.

Актуализация знаний

Цель:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Рисунки или иллюстрации к сказке

Ответы на вопросы

Фронтальная

Задание 1

Ответы на вопросы в рубрике «Проверь себя».

- Иллюстрацию к какой сказке вы нарисовали?

- Прочитайте пословицы и загадки, которые вы прочитали.

- Какими источниками информации вы пользовались при подготовке к уроку?

Вывод:

-В сказках народов нашего края растения играли важную роль. Все народы во все времена ценили силу земли.

ПУУД

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация к  учебной деятельности учащихся

Совместное открытие нового знания.

Кроссворд

Слайды (2-10)

Презентация с

фотографиями животных

Слайды

 13 -17

Учебник с.86-87

Слайды (18-26)

Работа по рисункам (собака, паук, ананас, аист)

Осозна-ние учебной задачи

Поста-новка и создание проблем-ного вопроса

Нахождение признаков каждой группы животных

Фронтальная

Фронтальная

Задание 2

Игра «Найди лишнее»

-Найдите лишнее.(ананас)

Почему лишнее?(Это растение.)

Чем похожи все остальные рисунки? (Это животные.)

А можно перечислить всех представителей царства животных? (Нет, их очень много, они все разные.)

Сформулируйте тему урока.

-  О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Вывод: На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

Задание 3

1)Разгадывание кроссворда (получается слово «животные»)

 2)Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с.86 учебника.

 Обоснуйте свой ответ.                    

Дети,  опираясь на тему «Мир животных» и опорные слова, которые написаны на доске, давайте сформулируем  вместе цель урока.                                  -узнать какие …
-учиться различать …

Вывод: Ученые выделяют разные группы животных. Наука о животных называется зоологией.

КУУД

4.

Обобщение и систематизация знаний

Рисунки на стр.88

Работа по рисункам учебника

Фронтальная

Задание 4

Беседа о животных

 -  Вспомним известные нам виды животных. (птицы, насекомые, рыбы, звери)

- Рассмотри рисунок и подумай:  В чем особенность каждой группы?

Вывод: каждая группа имеет свою особенность.

Задание 5

 Изучение материала о неизученных группах животных по тексту.

- Найти представителя каждой группы по рисункам на с. 86—87 учебника.

-Верно ли утверждение, что у всех групп животных разная среда обитания? Обоснуйте своё мнение.

-Как размножаются животные разных групп?

Ответим на этот вопрос, прочитав текст в учебнике  самостоятельно. Стр. 88

ПУУД

5.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Рабочая тетрадь (стр.58-59)

Книга  

поляне» (с.127-128

Выполнение заданий в рабочей тетради

Обсуждение рассказа

парная

работа (rally robin)

Задание 6

Практические задания

 - Написать названия групп перечисленных животных.(задание 1)

Подписать названия животных и групп ,к которым они относятся.(задание 2)

Задание 7

    Обсуждение рассказа « История с пиявкой», «Звериные норы и птичьи гнезда»  из книги «Великан на поляне» после прочтения его учителем, по вопросам рубрики «Обсудим» на с.89 учебника.

  - Подумаем о том, какова роль животных в жизни человека.

ПУУД

6

Физкультминутка

Цель: снять утомляемость детей.

Выполнение упражнений

индивид. работа

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале,

Вправо, влево повернись,

Поклонись и улыбнись!

Лапки вверх и лапки в бок,

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Вывод: Мы отдохнули и можем перейти к самостоятельной работе.

ЛУУД

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель:  организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.

Таблица

Листы бумаги

Заполнение таблицы

Осуществление взаимного контроля и оказание необдимой взаимопомощи

Задание 8

 Работа по таблице

А теперь рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу.

Задание 9

Тест.

На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”.

(Читаю вопросы, а дети записывают ответы.)

1)Зоология-наука о животных.

2)  У птиц тело покрыто чешуей.

3)  Пчела-одомашненное насекомое.

4)  Пресмыкающиеся откладывают яйца.

5)Звери рождают детёнышей и выкармливают молоком.

 6)Морские звёзды входят в группу иглокожих.

7)У пауков 6 ног.

8)Тело моллюсков жесткое.

9)Тело зверей покрыто шерстью.

10)Рыбы дышат жабрами.

Проверяем.

Проверьте ответы. Оцените себя:

10-9 баллов. – “5”

8 -7 баллов. – “4”

6-5 баллов. – “3” 

РУУД

ПУУД

ЛУУД

КУУД

8.

Рефлексия

Цель: проверить усвоение темы.

Домашнее задание

Атлас-определитель

Участие в обсуждении

Сотрудничество в поиске и сборе информации

фронтальная

- Пользуясь таблицами, расскажите о группах животных.

-  С помощью атласа - определителя приведите примеры животных разных групп.

Назовите группы животных, которые

выделяют ученые-зоологи

- Что нового узнали на уроке?

-  Для чего мы изучали эту тему?

Кого мы можем похвалить на этом уроке?

-  Дети, расскажите своим родителям  о том, что вы сегодня узнали на уроке  и поищите, почитайте  вместе с родителями  дополнительную литературу о разнообразии животных.

Домашнее задание: приготовить сообщение об одном из видов животных любой группы.

-Где вы можете взять информацию?

 (Интернет или книга «Зеленые страницы)

ПУУД

РУУД

КУУД

Заключение

 Использование технологической карты помогает  учителю:

  1)  Организовать эффективный учебный процесс на основе деятельностного подхода в соответствии с требованиями к современному уроку.

  2)  Обеспечить продуктивность урока в реализации предметных умений.

  3)  Формировать у ребенка потребность в знаниях.

  4)  Обеспечить  формирование УУД в соответствии с ФГОС.

  5)  Существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.    

     Разнообразные виды работ на уроке, использование информационно-коммуникативных технологий, ведение активного диалога с учеником помогло достичь цели и задач, которые были поставлены перед составлением методической разработки урока.

     Отношение учителя к учебному процессу,  творчеству, его желание раскрыть  способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, вот что должно, прежде всего, лечь в логику построения современного урока, его анализа, т.к. урок – это зеркало общей  и педагогической культуры учителя.

       В данной  проектной работе приведена технологическая   карта урока, описывается  процесс  деятельности, а также  все  операции деятельности  и  ее составляющие. В ней  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке, планирование  деятельности на каждом этапе  урока. Эта технологическая  карта может быть использована на уроках окружающего мира в 3 классе.

                                    Список использованных документов и источников информации

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2014 – 151с.

2. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета,2014-255с.                                                                                                      

3.Интернет  ресурсы www.learningapps.org        www.yandex.ru.

4. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК

 А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Перспектива», Москва «Вако», 2013г

5.  Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012


Тест                                                                                                                                                      Приложение  1

На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”.

1)Зоология-наука о животных.

2)  У птиц тело поквыто чешуей.

3)  Пчела-одомашненное насекомое.

4)  Пресмыкающиеся откладывают яйца.

5)Звери рождают детёнышей и выкармливают молоком.

 6)Морские звёзды входят в группу иглокожих.

7)У пауков 6 ног.

8)Тело моллюсков жесткое.

9)Тело зверей покрыто шерстью.

10)Рыбы дышат жабрами

Приложение  2

Таблица

Разнообразие животных

Группы животных

Представители группы

Признаки группы

черви

моллюски

иглокожие

ракообразные

паукообразные

насекомые

рыбы

земноводные

пресмыкающиеся

птицы

Звери,или млекопитающие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС.

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОСБуняшина Елена Васильевна,учитель начальных классов МОУ лицей Федеральный государственный образовательный стандарт ...

Мотивация и стимулирование в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности  выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащ...

Тема по самообразованию "Освоение новых подходов к образованию в соответствии с требованиями ФГОС"

Федеральный государственный стандарт второго поколения  утвержден приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009г. №373.   С 1 сентября 2011 г. все российски...

Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)

Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми»....

Современные подходы в образовании в соответствии с требованиями ФГОС

laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».  Дж. ДьюиТребования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообща...

Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...