ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего мира» в третьем классе в контексте ФГОС и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива». В проектной работе представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме «Мир животных», которая изучается в разделе «Мир как дом» в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение дошкольного и начального образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Технологическая карта урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«Мир животных» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Автор проекта:
Ахметова Гульфия Мухаметовна-
учитель начальных классов
филиала МБОУ Ямашурминской СОШ «Куркачинская НОШ»
Высокогорского района РТ
Проект допущен к работе : «05» февраля 2016 года.
Аннотация.
Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего мира» в третьем классе в контексте ФГОС и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива». В проектной работе представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме «Мир животных», которая изучается в разделе «Мир как дом» в 3 классе.
Актуальность
Современный ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению.
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения уроков окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов, таких как технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное обуславливает актуальность темы.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Разработка и реализация технологической карты урока окружающего мира, ориентированной на системно - деятельностный подход, обеспечивающей достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС к организации современного урока.
- Систематизировать основные принципы системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в 3 классе.
3. Определить структуру и содержание технологической карты с учётом изученных требований.
4.Провести урок с использованием разработанной технологической картой и оценить его результативность с позиции требования ФГОС.
Технологическая карта
ЛУУД – личностные УУД
КУУД - коммуникативные УУД
РУУД – регулятивные УУД
ПУУД – познавательные УУД
.
Тема: Мир животных.
Цель урока: Формировать умения различать классификацию животных и их характерные признаки
Задачи урока:
научить различать группы животных, выделять их характерные признаки;
развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов;
развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал;
развивать познавательную активность и интерес к изучаемому предмету;
воспитывать бережное отношение к природе родного края;
воспитывать умения работать в коллективе, в паре, культуру поведения при коллективном способе обучения, потребность применять знания, полученные на уроках в жизни.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся : различать группы животных;
-выделять их характерные признаки
Метапредметные
Познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются и приходят к общему решению при работе в группе; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Регулятивные– определяют, формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок..
Личностные: развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.
Основные понятия: Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.
Ресурсы
основные: Учебник А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру.
дополнительные: Рисунки животных, схемы-опоры, интерактивная доска, презентация.
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность Обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Содержание материала | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | - Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. | ЛУУД | |||
2. | Актуализация знаний Цель: а) применение изученных знаний при решении учебной задачи; б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Рисунки или иллюстрации к сказке | Ответы на вопросы | Фронтальная | Задание 1 Ответы на вопросы в рубрике «Проверь себя». - Иллюстрацию к какой сказке вы нарисовали? - Прочитайте пословицы и загадки, которые вы прочитали. - Какими источниками информации вы пользовались при подготовке к уроку? Вывод: -В сказках народов нашего края растения играли важную роль. Все народы во все времена ценили силу земли. | ПУУД |
3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся Совместное открытие нового знания. | Кроссворд Слайды (2-10) Презентация с фотографиями животных Слайды 13 -17 Учебник с.86-87 Слайды (18-26) | Работа по рисункам (собака, паук, ананас, аист) Осозна-ние учебной задачи Поста-новка и создание проблем-ного вопроса Нахождение признаков каждой группы животных | Фронтальная Фронтальная | Задание 2 Игра «Найди лишнее» -Найдите лишнее.(ананас) Почему лишнее?(Это растение.) Чем похожи все остальные рисунки? (Это животные.) А можно перечислить всех представителей царства животных? (Нет, их очень много, они все разные.) Сформулируйте тему урока. - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Вывод: На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки. Задание 3 1)Разгадывание кроссворда (получается слово «животные») 2)Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с.86 учебника. Обоснуйте свой ответ. Дети, опираясь на тему «Мир животных» и опорные слова, которые написаны на доске, давайте сформулируем вместе цель урока. -узнать какие … Вывод: Ученые выделяют разные группы животных. Наука о животных называется зоологией. | КУУД |
4. | Обобщение и систематизация знаний | Рисунки на стр.88 | Работа по рисункам учебника | Фронтальная | Задание 4 Беседа о животных - Вспомним известные нам виды животных. (птицы, насекомые, рыбы, звери) - Рассмотри рисунок и подумай: В чем особенность каждой группы? Вывод: каждая группа имеет свою особенность. Задание 5 Изучение материала о неизученных группах животных по тексту. - Найти представителя каждой группы по рисункам на с. 86—87 учебника. -Верно ли утверждение, что у всех групп животных разная среда обитания? Обоснуйте своё мнение. -Как размножаются животные разных групп? Ответим на этот вопрос, прочитав текст в учебнике самостоятельно. Стр. 88 | ПУУД |
5. | Применение знаний и умений в новой ситуации | Рабочая тетрадь (стр.58-59) Книга поляне» (с.127-128 | Выполнение заданий в рабочей тетради Обсуждение рассказа | парная работа (rally robin) | Задание 6 Практические задания - Написать названия групп перечисленных животных.(задание 1) Подписать названия животных и групп ,к которым они относятся.(задание 2) Задание 7 Обсуждение рассказа « История с пиявкой», «Звериные норы и птичьи гнезда» из книги «Великан на поляне» после прочтения его учителем, по вопросам рубрики «Обсудим» на с.89 учебника. - Подумаем о том, какова роль животных в жизни человека. | ПУУД |
6 | Физкультминутка Цель: снять утомляемость детей. | Выполнение упражнений | индивид. работа | Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале, Вправо, влево повернись, Поклонись и улыбнись! Лапки вверх и лапки в бок, И на месте прыг да скок. А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои зайчишки! Вывод: Мы отдохнули и можем перейти к самостоятельной работе. | ЛУУД | |
7 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала. | Таблица Листы бумаги | Заполнение таблицы Осуществление взаимного контроля и оказание необдимой взаимопомощи | Задание 8 Работа по таблице А теперь рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу. Задание 9 Тест. На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”. (Читаю вопросы, а дети записывают ответы.) 1)Зоология-наука о животных. 2) У птиц тело покрыто чешуей. 3) Пчела-одомашненное насекомое. 4) Пресмыкающиеся откладывают яйца. 5)Звери рождают детёнышей и выкармливают молоком. 6)Морские звёзды входят в группу иглокожих. 7)У пауков 6 ног. 8)Тело моллюсков жесткое. 9)Тело зверей покрыто шерстью. 10)Рыбы дышат жабрами. Проверяем. Проверьте ответы. Оцените себя: 10-9 баллов. – “5” 8 -7 баллов. – “4” 6-5 баллов. – “3” | РУУД ПУУД ЛУУД КУУД | |
8. | Рефлексия Цель: проверить усвоение темы. Домашнее задание | Атлас-определитель | Участие в обсуждении Сотрудничество в поиске и сборе информации | фронтальная | - Пользуясь таблицами, расскажите о группах животных. - С помощью атласа - определителя приведите примеры животных разных групп. Назовите группы животных, которые выделяют ученые-зоологи - Что нового узнали на уроке? - Для чего мы изучали эту тему? Кого мы можем похвалить на этом уроке? - Дети, расскажите своим родителям о том, что вы сегодня узнали на уроке и поищите, почитайте вместе с родителями дополнительную литературу о разнообразии животных. Домашнее задание: приготовить сообщение об одном из видов животных любой группы. -Где вы можете взять информацию? (Интернет или книга «Зеленые страницы) | ПУУД РУУД КУУД |
Заключение
Использование технологической карты помогает учителю:
1) Организовать эффективный учебный процесс на основе деятельностного подхода в соответствии с требованиями к современному уроку.
2) Обеспечить продуктивность урока в реализации предметных умений.
3) Формировать у ребенка потребность в знаниях.
4) Обеспечить формирование УУД в соответствии с ФГОС.
5) Существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Разнообразные виды работ на уроке, использование информационно-коммуникативных технологий, ведение активного диалога с учеником помогло достичь цели и задач, которые были поставлены перед составлением методической разработки урока.
Отношение учителя к учебному процессу, творчеству, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, вот что должно, прежде всего, лечь в логику построения современного урока, его анализа, т.к. урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.
В данной проектной работе приведена технологическая карта урока, описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Эта технологическая карта может быть использована на уроках окружающего мира в 3 классе.
Список использованных документов и источников информации
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2014 – 151с.
2. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета,2014-255с.
3.Интернет ресурсы www.learningapps.org www.yandex.ru.
4. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК
А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Перспектива», Москва «Вако», 2013г
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012
Тест Приложение 1
На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”.
1)Зоология-наука о животных.
2) У птиц тело поквыто чешуей.
3) Пчела-одомашненное насекомое.
4) Пресмыкающиеся откладывают яйца.
5)Звери рождают детёнышей и выкармливают молоком.
6)Морские звёзды входят в группу иглокожих.
7)У пауков 6 ног.
8)Тело моллюсков жесткое.
9)Тело зверей покрыто шерстью.
10)Рыбы дышат жабрами
Приложение 2
Таблица
Разнообразие животных
Группы животных | Представители группы | Признаки группы |
черви | ||
моллюски | ||
иглокожие | ||
ракообразные | ||
паукообразные | ||
насекомые | ||
рыбы | ||
земноводные | ||
пресмыкающиеся | ||
птицы | ||
Звери,или млекопитающие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС.
Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОСБуняшина Елена Васильевна,учитель начальных классов МОУ лицей Федеральный государственный образовательный стандарт ...
Мотивация и стимулирование в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащ...
Тема по самообразованию "Освоение новых подходов к образованию в соответствии с требованиями ФГОС"
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373. С 1 сентября 2011 г. все российски...
Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)
Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми»....
Курсы «Реализация системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании средствами инновационных педагогических технологий» Практические задания.
Практические задания курсов проработаны и выполнены самостоятельно....
Современные подходы в образовании в соответствии с требованиями ФГОС
laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Дж. ДьюиТребования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообща...
Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...