Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"
методическая разработка на тему
Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_sistema_otsenivaniya_kachestva_znaniy_v_sootvetstvii_s_fgos.rar | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания
качества знаний
в соответствии с ФГОС .
Из опыта работы .
Подготовила учитель высшей
квалификационной категории
МБОУ- СОШ №4
имени В.И.Ленина г. Клинцы
Сехина Елена Станиславовна
2015 г.
Тот кого я учу, – это прежде всего, живой человек, ребёнок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему – это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, моё отношение к нему, как к человеку.
В. Сухомлинский
Слайд 1 ( тема )
Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Cистема оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов освоения программ начального образования. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Слайд 2 ( оценочная деятельность учителя )
Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки внедряют в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Слайд 3 (модели оценочной деятельности )
В модель оценочной деятельности входит внутренняя и внешняя оценка.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.
Внешняя оценка, проводится различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания
Слайд 4 ( три вида оценивания )
- стартовая диагностика;
- текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
- итоговое оценивание.
Слайд 5 (Формы и методы оценки)
Какие же появляются новые формы и методы оценки?
Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.
Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.
Слайд 6 ( Метапредметные результаты)
Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Слайд 7 (Личностные результаты)
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, требуется проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы остаётся так называемая «пятибалльная» система, но предлагается принципиальное переосмысление. Если ранее эта шкала оценивания была построена по принципу «вычитания» (решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку), то теперь вместо этого предлагается переосмысление шкалы по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оцениваются как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.
Слайд 8 ,9 ( Отметка и оценка, самооценка )
Оценивание стало одним из принципов образования в начальной школе.
Согласно толковым словарям русского языка, слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами.
Оценка – это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо.
Отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика.
В наши дни наряду с оценкой учителя рядом становится и самооценка ученика.
Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.
Слайд 10 ( Процедура оценки )
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
1) ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
2) КТО ОЦЕНИВАЕТ? На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3) СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.
4) ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
5) КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6) ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Слайд 11 ( Уровни успешности )
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Этого достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации;
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов).
Слайд 12 ( Баллы успешности )
Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:
1 – 2 балла – необходимый уровень;
3 – 4 балла – базовый уровень;
5 – 6 баллов – максимальный уровень.
Во время урока учитель может выдавать ученикам карточки с баллами, сумма которых потом переносится либо в рабочий журнал учителя. Также баллы успешности могут быть получены учениками за выполнение самостоятельных и контрольных (проверочных) работ.
Слайд 13 ( Перевод баллов успешности в пятибалльные отметки )
Баллы успешности легко переводятся в пятибалльные отметки официального журнала.
Один балл успешности (частичное освоение необходимого уровня) соответствует тройке, но её рекомендуется избегать выставлять в официальный журнал.
Два балла успешности (полное освоение необходимого уровня) соответствуют четвёрке.
Три балла успешности (частичное освоение базового уровня) соответствуют четвёрке с плюсом.
Четыре балла успешности (полное освоение базового уровня) соответствуют пятёрке.
Пять и шесть баллов успешности (выход на максимальный уровень) соответствуют пятёрке с плюсом.
Слайд 14 (Цель перехода на безотметочную систему )
Я работаю по программе школа России, начиная с 1 класса. Как известно, у первоклассников безотметочное оценивание. В начале школьной жизни 6 – 7 летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей. Задача учителя научить каждого элементарному оцениванию. Цель перехода на безотметочную систему:формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника как основы будущей их учебной самостоятельности
Слайд 15 (Основной акцент деятельности учителя )
Основной акцент деятельности учителя:
Конструирование вместе с детьми «инструментов» для освоения действий контроля и оценки в их учебной деятельности»
На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.
Слайд 16 ( Реализация безотметочного обучения)
Реализация безотметочного обучения сохраняет оценку, но предлагает выставлять ее не в пятибалльной шкале, а использовать иные формы и способы.
Слайд 17 ( Обратная связь )
- Безотметочная система должна быть понятной и детям и родителям
- Должна давать необходимую содержательную информацию
Слайд 18 (В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки )
- Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу.
- Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия
Слайд 19 ( Приемы оценочной деятельности)
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
С первых дней я давала возможность детям оценивать прошедший урок. На уроках письма и математики они на полях ставили себе кружочки, соответствующие их результатам работы: зелёные - превосходно,жёлтые - хорошо,красные – нужна помощь. Затем своё оценивание показывали мне.
- Для этого были сделаны каждому ребёнку «Светофоры».
Оценивается каждая учебная задача, каждый шаг ребёнка. За урок дети могут несколько раз оценить свои действия. Я учу сравнивать цель и результат. Для этого я использую следующие приёмы:
- «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Лесенку можно применять при прохождении этапов деятельности на уроке. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе с помощью цветового решения. Работа над лесенкой проходит быстро, весело и с большой пользой для детей. А учитель создает условия для эффективной самооценки работы на уроке.
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей дети чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Отличие линеечек от стандартных оценок в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения. Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя.
Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать.
Слайд 20, 21 (Волшебные линеечки )
«Волшебные линеечки» - это основа критериального оценивания. Оно заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, изложены письменно и доступны для всех.
Слайд 22, 23 ( Критерии оценивания )
Критерии оценки работы
П - правильность выполнения
+ высокий уровень (нет ошибок)
+ выше среднего (1-2 ошибки)
+ средний (3-4 ошибки)
+ ниже среднего (много ошибок)
+ низкий (совсем не справился с заданием)
К - красота, аккуратность
+ высокий уровень (Мне нравится как написал)
+ выше среднего (Нравится, но есть исправления, недочёты)
+ средний (Не очень красиво и правильно написал буквы)
+ ниже среднего (Мне не нравится: грязноплохо написано)
+ низкий (написано плохо, нельзя прочитать)
С использованием «Волшебных линеечек» закладываются основы критериального оценивания, а основная работа по выработке критериев продолжится во 2-4 классах.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.
Главное - обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания».
Затем перехожу к следующему этапу: учу видеть ошибки, сравнивать свою работу с эталоном. Для этого я использую «Круги самооценки». Дети выполняют работу , сверяют его эталоном( правильным выполнением) В качестве «награды» за решение задачи я разрешаю нарисовать его себе в тетради.
В случае признания ошибки, кружок в тетради закрашивают не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет. Конечно, были случаи, когда ребёнок совсем не справился с учебной задачей, в таком случае он себе рисует пустой кружочек. Ребенок имеет право на сомнения и незнание.
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы ученики включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оцениваю только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные его качества. Оцениваю только то, чему учу. Для самооценки использую алгоритмы самооценки.
На первых порах учитель проговаривает вопросы для самооценки, а дети отвечают. Когда я научила детей самооценке, я перестала проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предложила ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
При ведении курса русского языка, я учила детей на уроке прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки:
!-справлюсь
!?-сомневаюсь
?-не справлюсь
Затем провожу проверку по эталону, самооценку.
-Посмотрите, какой значок вы поставили на полях перед выполнением задания.
Подтвердились ли ваши ожидания? Поставьте рядом новый знак.
-У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? У кого не совпали? Как
вы думаете, почему?
Опрашиваю учащихся:
-Какое задание выбрал? Подтвердились ли твои ожидания? Какую цель поставишь
перед собой?
Слайд 24 (стратегии оценивания )
Важно понимать, что стратегии оценивания — это не краткое завершение урока, а его центральная часть.
Успешность оценивания определяется его систематичностью.
Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание критериев и создает базу для самооценивания детьми своего труда. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).
На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности.
На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся.
Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия . С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия. Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ осуществления формализованной оценки. Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.
Ещё одним инструментом самооценивания является свидетельство .
Слайд 25 (свидетельство )
Существенное преимущество этой методики состоит в том, что она позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определённое время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Методика может применяться на любом предмете и практически в любом классе. Разумеется оформление свидетельства и способы самоанализа могут меняться в соответствии с возрастом и готовностью учеников к подобной работе. Свидетельство включает перечень пройденных тем и таблицу, в которой ученики отмечают усвоение данной темы. Цветом они обозначают то, в какой мере освоил пройденный материал. Показателем для них может быть, например, количество правильно выполненных проверочных работ. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ. Если какая-то тема на усвоена, то над ней нужно поработать, чтобы опять сдать её и закрасить в зелёный цвет клеточку данной темы.
Свидетельство по русскому языку
ученика__ __класса
_________________
Критерии оценивания знаний | Дата | Итог | ||
С помощью каких букв мы обозначаем мягкость согласных | ||||
С помощью каких букв мы обозначаем твёрдость согласных | ||||
Умение определять звонкие и глухие согласные | ||||
Умение определять твёрдые и мягкие согласные | ||||
Запись буквами звуковой записи слов | ||||
Умение правильно и без ошибок списывать текст | ||||
Умение делить слова на слоги | ||||
Умение ставит ударение | ||||
Умение использовать правила на написание жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||||
Написание разделительных Ъ и Ь |
- знаю - вся работа выполнена верно
- не знаю - половина работы выполнена верно
- меньше половины работы выполнено верно
Используются уже привычные ученикам три цвета. Зелёный обозначает полностью выполненные работы, жёлтый — частично выполненные, а красный — работы, с которыми ученик не справился.
В конце учебного года проводится обобщающий урок теме. На нём делается анализ результатов за весь учебный год.
Если в каком-то критерии оказалось при подсчёте больше зелёных квадратиков, то в последней колонке квадрат тоже будет заштрихован зелёным цветом. Если, наоборот больше красных квадратиков, то и последний будет красным. Если же тех и других будет поровну, то последний квадрат в этой строке свидетельства надо заштриховать жёлтым цветом.
После индивидуальной работы каждого ученика со своим свидетельством учитель предлагает детям рассказать о том, как освоено это умение.
Слайд 26 ( диаграмма )
Свидетельства знаний могут быть в виде диаграмм, где ученики отмечают количество ошибок, а лучше – количество правильных ответов, допустим в контрольных работах. На диаграмме каждый критерий отмечается своим цветом. Такие свидетельства позволяют ученикам вести наблюдение за динамикой качества своего учения, приобрести навыки самоанализа, отрабатывать конкретные учебные умения.
Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей.
Участие детей в работе, организованной таким образом, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого‚ ученика открытым и прозрачным.
К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки.
Целью системы является оценка продвижения ученика по линиям развития и его выход на определённый уровень образования в соответствии с принципом минимакса. В процессе изучения того или иного предмета фиксируется, во-первых, продвижение ученика по линиям развития личности, а во-вторых, продвижение ученика от уровня «мини» к уровню «макси» по каждой линии развития в соответствии с принципом минимакса.
На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки.
Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся по итогам начального этапа образования должен включать:
– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);
– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;
- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);
- сопоставление полученных данных с образцом;
- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;
- составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;
- сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.
Слайд 27 ( Итоговая комплексная работа )
В системе оценочной деятельности особое место занимает итоговая комплексная работа. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.
Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.
В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.
Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвёртый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Детям, которые к концу 1 класса ещё недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
ЭТО ВАЖНО! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.
В зависимости от уровня подготовки класса целесообразно затратить на проведение работы два,три или даже четыре урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе по 20-25 минут на каждом уроке.
ЭТО ВАЖНО! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.
Слайд 28 ( портфолио )
Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфеля» ученика и его презентация. « Учебное портфолио» представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату.
Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Это может быть:
- выборки детских работ;
- систематизированные материалы наблюдений;
- материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Слайд 29,30 ( требования к оцениванию )
Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.
Вывод:
Данная система оценивания способствует снижению уровня тревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки. Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения одноклассников. Дети стали более раскрепощенными, они понимают, что оценку надо заслужить, а для этого надо трудиться.
Методика диагностики коммуникации как кооперации. Задание «Рукавички» (автор методики Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5 – 7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
– продуктивность совместной деятельности оцениваете и по степени сходства узоров на рукавичках;
– умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
– взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
– взаимопомощь по ходу рисования;
– эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия ж. координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методики диагностирования уровней сформированности личностных УУД
Цветометрическая диагностика учителем эмоционально-нравственной удовлетворенности младшего школьника учебным и свободным временем (модифицированный тест Г. Фрилинга «Цветовое зеркало»)
Цель - выявить эмоционально-нравственной удовлетворенности младшего школьника учебным и свободным временем.
Технология работы учителя по использованию теста строится следующим образом. Детям предлагается расслабиться, сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себя в мягком кресле у телевизора. Затем учитель просит их мысленно включить телевизор и постараться «увидеть» на экране цветную ленту из тех цветов, которые он им будет диктовать.
Цвета лучше диктовать в таком порядке: красный, фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый, желтый, оранжевый, розовый, серый, коричневый, темно-коричневый, белый, черный.
После этого детям предлагается выключить мысленно телевизор и открыть глаза.
Затем учитель предлагает школьникам представить в цвете:
А) настроение какого цвета чаще всего бывает у них на уроке;
Б) настроение какого цвета чаще всего бывает у них после уроков;
В) настроение какого цвета чаще всего бывает у них при выполнении домашних заданий;
Г) настроение какого цвета чаще всего бывает у них в свободное время.
При цветодиагностике учителю важно знать, что стоит за каждым из цветов.
Выбор красного цвета говорит о наличии большой энергии у ребенка, энергичности, целеустремленности в деятельности, о высокой потребности в активней деятельности на уроке и во внеучебное время, лидерских проявлениях. Выбор красного цвета на уроке чаще всего свидетельствует, что ребенок активно заинтересован в процессе познания к общения с другими, испытывает потребность проявить себя, свои силы и способности в активной познавательной деятельности и взаимодействии со сверстниками как в учебное, так и в свободное время.
Выбор розового цвета говорит о нерешительности настроения ребенка, мечтательности, тяге к особенному. Часто такие дети чувствуют себя не понятыми и одинокими, недостаточно энергичными в своих действиях на уроке, контактах с окружающими, предпочитают быть одни или ведомыми при выполнении учебных дел и в свободное время.
Выбор оранжевого цвета свидетельствует о наличии у ребенка стремления быть в центре внимания. На уроке такие дети нуждаются во внимании к себе со стороны учителя и одноклассников, хотят, чтобы их чаще вызывали, хвалили при этом, ставили в пример. Наличие оранжевого цвета в настроении на уроке или при выполнении домашних заданий свидетельствует о потребности ребенка в самостоятельности и признании. На уроке учителю важно таким детям давать возможность самостоятельно работать, а потом похвалить их. Во внеучебное время такие дети чаще проявляют интерес к практико-прикладным видам деятельности, поэтому при организации их свободного времени им важно предоставить возможность проявить себя в этих видах деятельности.
Выбор синего предпочитают тонкие и чувствительные натуры, погруженные в себя, рассудительные, сосредоточенные на делах и себе личности. Наличие синего цвета чаще всего говорит об их потребности в знания, о стремлении выразить на уроке свою точку зрения, проявить свой самостоятельность и интерес к познанию в интеллектуальной деятельности как в учебное, так и в свободное время.
Выбор желтого цвета говорит о склонности личности к постоянному расширению круга своих знаний и знакомств. На уроке выбор детьми этого цвета чаще всего предполагает широкий круг впечатлений познавательных интересов, стремление ребенка к расширению своих познаний. Однако такие дети могут быть рассеяны, так как не успевают переработать свои впечатления.
Выбор зеленого цвета свидетельствует о целеустремленности, упорстве, силе воли, твердости личности, потребности проявить себя в сопереживании сверстникам, настойчивости и избирательности. Наличие в выборе этого цвета на уроке, при выполнении домашних заданий, в свободное время свидетельствует чаще всего настроении и стремлении ребенка реализовать себя и свои идей в индивидуальном творчестве, поэтому на уроке учителю важно таким детям больше предлагать творческих заданий.
Коричневый цвет, как правило, выбирают дети, заинтересованные во внимании учителя, со скрытым упрямством, страхом, огорчением. Они испытывают потребность в физическом комфорте, поэтому важно для такого ребенка создать хорошие условия для работы. На уроках такие дети быстро переутомляются.
Белый цвет свидетельствует о малой энергетике, схематизме реакций, но может служить средством выражения определенной робости у ребенка.
Черный цвет свидетельствует об утомлении ребенка, быстрой потере энергии. Наличие такого цвета в настроений школьника на уроке свидетельствует о внутренней протестной реакции (например, к процессу познания).
Серый цвет говорит о малой энергетике и быстрой утомляемости ребенка. Выбор этого цвета означает попытку приспособиться к окружающим, учителю, классу, обстоятельствам, избежать излишних волнений. Такие дети проявляют отгороженность, замкнутость, скрытность. Такие дети нуждаются в защищенности, поддержке, поскольку они часто при всех стесняются отвечать, в силу своей замкнутости. Спрашивать в учебное время их лучше в индивидуальном порядке, создавая при этом ситуацию успеха.
Выбор фиолетового означает чаще всего одиночество, индивидуальность, обращение ребенка во внутрь себя, отторженность в реальном общении с близкими. Окраска настроения ребенка в фиолетовый цвет может означать его интерес более тонкому пониманию учителем, родителями, сверстниками, потребность в том, чтобы им постоянно интересовались, хвалили, выделяли из всех. Такие дети часто страдают от непонимания окружающих, поскольку от них требуют идти общепринятым путем, заставляют делать то, что им не хочется, а они в своих делах привыкли к нестандартности выбора решения.
На основе полученных ответов школьников, зная символику и значение каждого цвета, учитель сможет приоткрыть реальную картину эмоционально-нравственной удовлетворенности ребенка организацией учебного и свободного времени. Его мировосприятие, что в дальнейшем поможет более эффективно строить работу с детьми в учебной и досуговой деятельности.
Методика диагностики коммуникации как кооперации. Задание «Рукавички» (автор методики Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5 – 7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
– продуктивность совместной деятельности оцениваете и по степени сходства узоров на рукавичках;
– умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
– взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
– взаимопомощь по ходу рисования;
– эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия ж. координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Литература
1. Воронцова А.Б. «Педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности младших школьников» М.,2002
2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. М. «Просвещение». 2013г
3. Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2.- Красноярск, 1997
4. Г.А. Цукерман и др. Оценка без отметки. Москва – Рига, «Эксперимент», 1999.
5. Эльконин Б.Д., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника// «Завуч», №6, 2002.- с.23- 30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО
Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по русскому языку...
Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы п...
Доклад на тему: "Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения."
Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе ф...
Система оценивания на уроке в соответствии с ФГОС
Особенности оценивания работы на уроках в начальной школе....
Критериальное оценивание предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО
Критериальное оценивание предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО...
Доклад на тему "Особенности структуры урока в соответствии с ФГОС"
Доклад на заседание МО учителей начальных классов...
Система оценивания качества образования в свете обновленных ФГОС
В статье рассматривается новая технология оценивания качества образования в начальной школе в свете обновленных ФГОС. Отдельное внимание уделяется безотметочному обучению в 1 классе, приёмам и с...