Система оценивания качества образования в свете обновленных ФГОС
статья (1 класс)

Егоркина Галина Федоровна

В статье рассматривается  новая технология оценивания качества образования в начальной школе в свете обновленных ФГОС. Отдельное внимание уделяется безотметочному обучению в 1 классе, приёмам и сособам оценивания качества знаний первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания качества образования в свете обновленных ФГОС

      Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. В соответствии с требованиями обновлённых  Федеральных государственных образовательных стандартов изменилась система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.

    Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные  умения. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

        Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

    В чем суть правил новой технологии оценивания?

1.Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

2.Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

3.За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4.За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

5.Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».

    Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности предполагает:

1. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

2. использование критериальной системы оценивания;

3. использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

- как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

- субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

- интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

- самоанализ и самооценку обучающихся;

- оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

      Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.

     Безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата  оценочной деятельности. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!». Если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д

    С первых уроков учу первоклассников приёмам самооценивания.  Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе этот алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста: он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию.

      Для формирования адекватной самооценки младших школьников можно использовать следующие формы работы:

1. «Светофор».

2. «Говорящие рисунки».

3. «Лесенка успеха».                        

4. «Волшебные линеечки».

5. «Дерево успехов».

6. Листы индивидуальных достижений.

    Рассмотрим те формы, которые я применяю на своих уроках:

1) «Светофор». Методика применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагаю зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при  изучении нового материала, всё понял, то он на полях рисует зелёный кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения или что-то осталось не ясным, рисуется жёлтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приёмом дети могут пользоваться на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2) «Говорящие рисунки»

- «Если доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй улыбающееся лицо».

- «Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получалось, то рисуй спокойное лицо».

- «Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо».

hello html m42e541a7

3) «Лесенка успеха» Н.Г. Лускановой. 

hello html md7d89b5

Методика используется с целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников. Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

1 ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился;

2 и 3 ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме , в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4 ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4)«Волшебные линеечки». Описаны Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая  оценка:

- позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий , по которому ребёнка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предмете;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них линеечка в собственной тетради).

     Оценочные линейки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальных линеечки и вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами подписывает их: К – красота, П - правильность,  А – аккуратность и т.д.

После самооценки ученика учитель может дать свою оценку. При этом  результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом и тем самым показывается динамика его развития. «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера ты задачу не смог решить самостоятельно, а сегодня постарался и у тебя всё получилось», «Какой у тебя полный и  уверенный ответ!». При этом необходимо малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика.

        Оценка предметных результатов в учебном процессе проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, литературе, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.     Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки. Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и понимание, применение, функциональность.

     Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем.    В начале учебного года первоклассники выполняют стартовую педагогическую диагностику «Готовность ученика к обучению». Стартовая педагогическая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.    

         При оценивании текущих  работ  в первом классе использую только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: ставлю в таблице результатов «+», а  ученик у себя в тетради  рисует «солнышко» или «звёздочку», если работа выполнена без ошибок.

        Качество усвоения программного материала отдельных тем курса в первом классе оценивается в ходе проверочных работ. Материал для проверочных работ представлен в учебнике и оценивается по предложенным учителем критериям или по критериям, которые есть в учебнике. Так, в учебнике «Окружающий мир» при выполнении проверочных работ по изученным разделам в рубрике «Проверим себя и оценим свои достижения» представлены не только задания, но и критерии  оценивания выполненной работы: если из 10 заданий верных ответов 8 и больше, то  оценка -улыбающийся смайлик – дети раскрашивают зелёным цветом. Если от 4 до 7 верных ответов, то серьёзный смайлик  учащиеся раскрашивают жёлтым цветом. А если верных ответов 3 и меньше, то грустный смайлик раскрашивается в красный цвет.

      Итоговые контрольные работы позволяют проверить успешность освоения учебных программ учащимися за год и оцениваются только следующими уровнями: повышенный, базовый и низкий. Отметка за выполнение работы  в первом классе не ставится. В конце учебного года проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру –  итоговой комплексной работы на метапредметной основе и промежуточной аттестации. По результатам мониторинга учащийся переводится на следующую ступень обучения.

   В 2022-2023 учебном году в  учебном плане школы появился новый предмет - функциональная грамотность. В обновлённых ФГОС  функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.  ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

    Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио - «портфель достижений».     В состав портфолио каждого ребёнка целесообразно включать следующие материалы:

1. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии (письменные работы по предметам, фото, видеоматериалы, аудиозаписи, продукты собственного творчества, читательские дневники, дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии, выборка работ по проведённым мини-исследованиям и проектам)

2. Систематизированные материалы наблюдений (отдельные листы наблюдений, оценочные листы, результаты стартовой диагностики и результаты тематического и итогового тестирования, выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся)

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.

      Совокупность этих материалов даёт достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.  

       Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.

Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи   между учителем, учеником и родителями  по поводу успешности образовательного процесса,   равно как и самостоят...

Условия достижения качества современного образования в свете требований ФГОС НОО

Стратегия современного образования сформулирована в нормативных и методологических федеральных документах: «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт, «Концепция д...

Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"

Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"...

Педсовет по теме: «Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС»

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем раз...

Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС

Сегодня уделяется большое значение формированию метапредметных результатов....

Школьная система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС . Мастер-класс

ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основныхобразовательных программ начального общего образования. Особое место вреализации ФГОС отводится формированию универсальных учебныхдейств...

Школьная система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС . Мастер-класс

ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основныхобразовательных программ начального общего образования. Особое место вреализации ФГОС отводится формированию универсальных учебныхдейств...