Эссе "Я - учитель"
материал на тему

Шиндина Ирина Александровна

Описание педагогической философии учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г.Ершова Саратовской области»

Эссе на конкурс

«Учитель года – 2016»

«Я - учитель»

Автор эссе:

учитель начальных классов

 МОУ «СОШ № 4 г.Ершова

Саратовской области»

Ирина Александровна Шиндина

Ершов, 2016 г.

Средь всех земных законов, званий и открытий
Есть только два от Бога: ВРАЧ, второй - УЧИТЕЛЬ!
И перед Богом им держать ответ:
Чтоб дети всей земли встречали свой рассвет!

Перед каждым молодым человеком, выбирающим свой жизненный путь, всегда стоят одни и те же вопросы: «Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать?» Эти вопросы и я задавала себе по окончании школы. В детстве я играла в школу, доставала школьные тетради, раздавала их куклам, мечтательно представляла, как сижу за учительским столом,  с увлечением рассказываю новую тему так, как будто сообщаю важную тайну своим ученикам, выставляю оценки в журнал. Мечта имеет свойство сбываться. Кто бы тогда мог подумать, что все это станет реальным.

      И вот, я – учитель.  Без учителей нельзя стать ни хорошим врачом, ни лётчиком, ни военным. Хлебороб, засеяв поле, урожай соберёт через 3 месяца и увидит свои плоды. Архитектор, проектирующий дом, может увидеть плоды своего труда уже на следующий год. А учитель – только через 10 и более лет…

     Работать учителем – это значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем – это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели – в результаты. Каждый день я маленькими шажками иду к  этому. Как бы трудно ни было, постепенно превращаю её в реальность. Моя мечта становится все ближе и ближе,  и сил становится не меньше, а только больше.  

     Учитель - это незаменимый человек, он всё для своих учеников, всё для своей страны. Учитель, как мама: наводит порядок, слушает и переживает с детьми их приключения, мирит драчунов, справедливо наказывает и жалеет.

 Но почему я выбрала именно начальную  школу? У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни новая крыша, ни модный интерьер. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа.

Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. В этом  возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. Убеждена, что в основе работы должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир. Ш. А. Амонашвили, известный педагог и психолог нашего времени, говорил: «Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха. Важно быть самим собой.

      Вспоминаю свою первую в жизни линейку, своих малышей – свой самый первый выпуск. Переживала. Справлюсь ли, сумею? Момент волнительный и очень ответственный. На меня, смотрят 23 пары голубых, карих, черных глаз: кто-то с хитринкой, кто-то с интересом, кто-то с удивлением, кто-то с испугом. Те малыши и сейчас перед моими глазами. Первые слёзы, разговоры, споры, ошибки. Наверное, если бы не эти дети – такие наивные, добрые, славные, душевные, в общем разные – я не стала бы учителем. Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: не увидим искорку в его глазах, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни, заметим -   поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни. Свою профессию могу сравнить с профессией врача. Я также не имею права на ошибку. Ведь у меня в руках хрупкая душа маленького и беззащитного  человечка. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Безграничная любовь к детям, чуткость, внимательность, доброжелательность, умение верно оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант – вот основные черты, которые характеризуют настоящего учителя.  На учителя начальных классов ложится двойная ответственность: он должен сотворить чудо: превратить  маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы.

    В системе образования произошли большие перемены. Школа изменилась. В этой обновлённой школе учитель – я. Как же приятно каждый день с учениками делать различные открытия, сочинять рассказы, сказки, решать задачи, наблюдать и  изучать окружающий мир. Но ещё интереснее делать всё это, используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность, используя Интернет, работать с личным сайтом, обмениваться опытом с учителями всей страны, публиковать свои разработки, тесты, дистанционно общаться и учиться.

      Каждое утро я спрашиваю себя: что принесёт новый день? Нужно быть готовой ко всему: больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре и дракам в классе, бедам и огорчениям учеников, их радостям и достижениям. Вокруг меня постоянно 25 второклассников. Они задают всевозможные вопросы, рассказывают семейные тайны, делятся впечатлениями. Иногда они просто стоят возле моего стола на перемене. Они должны быть ближе к своему учителю. В такие минуты остро чувствуешь ответственность за своё дело, поступки, сказанные слова.

В школе есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, конспекты, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. Нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Я люблю детей просто потому, что они дети. Ребёнок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха.

        Так здорово, что я работаю в начальных классах! Я имею возможность постоянно общаться с младшими школьниками – детьми необыкновенными и непосредственными. Имею возможность оказывать помощь, и моя помощь принимается.

       Мне кажется, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Ведь даже дома не прекращаешь думать о своих учениках. Готовя урок, видишь,  чувствуешь весь класс и каждого в отдельности. Ученики всегда со мной. И какое счастье ощущать, когда мои воспитанники, вначале не владеющие чтением, письмом, счётом, не умеющие правильно и грамотно говорить, с моей помощью постепенно впитывают знания, устремляясь ввысь. Есть возможность вновь и вновь с каждым выпуском искать и находить что-то необыкновенное и неповторимое. Растут дети, расту вместе с ними и я, счастливая, что вижу результат своего труда.

      Многие считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Мне есть чему научить своих малышей, чтобы каждый из них нашёл себя в жизни, как нашла себя я, их первый учитель.
Писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им творениях. А мой труд будет жить в мыслях и поступках людей. Главным качеством учителя, на мой взгляд, является способность любить детей, такими, какие они есть, а значит радоваться успехам каждого, уметь понимать их, считаться с ними, вставать на их позицию, проявлять уважение.

Мои знания, опыт становятся тем мостиком, который служит ученикам отправной точкой для движения вперёд. Первый учитель, как мама, учит не только читать и писать, но и творить, созидать, познавать мир. Подобно волшебству, шаг за шагом помогаю моему ученику «создавать себя». С любовью, уважением, бережно стараюсь в каждом ученике раскрыть его возможности, чтобы он стал счастливым. Входишь в класс, где тебя ожидают ученики…  Видишь в их распахнутых глазах настрой на урок интересный, урок – открытие, урок – путешествие, урок – легенду.

     Еще пятьсот лет назад французский философ и писатель Мишель Монтень определил цель учительской деятельности на все времена, которая не потеряла своей актуальности и в XXI веке: «Чтобы научить другого, требуется большего ума, чем чтобы научиться самому». Учителю следует постоянно развиваться, совершенствовать свои знания, чтобы идти в ногу со временем и быть успешным в профессии.

    Сейчас, имея опыт работы в школе, я чётко осознаю, что учитель – это не только красивый и строгий костюм, учебники, журнал и тетради. Учитывая это, я внимательно отношусь к индивидуальности каждого ученика, в связи с чем подбираю методы и приёмы, способные помочь ребёнку расправить крылья и научиться летать при любой погоде и в любой ситуации.

     Быть одним целым – ты и дети – это цель  каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат. Думаю учителю необходимо иметь шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми, а особенно с детьми. Шестое чувство – это доброта, совесть, толерантность, умение найти «ключ» к любому ребёнку. Стараюсь быть отдушиной, доставлять детям радость от общения со мной, показать свою обеспокоенность за их дальнейшую жизнь.

        Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии, как говорят, более «денежные» и менее «ответственные». Осталась, потому и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами. И какие бы трудности не встречались учителю на его пути, но  знания, любовь и уважение учеников – высшая награда за этот нелёгкий труд. Я люблю свою профессию, горжусь ею.  

Конечно, учитель не Бог, не великий мудрец и не может вершить судьбы и предопределять будущее. Но педагог – непосредственный её участник и забывать об этом нельзя никогда.

Кто-то сказал, что счастливый человек утром с радостью идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять пойду в школу… Мой путь учителя продолжается …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...