Программа по курсу: "Юный исследователь"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа состоит из: пояснительной записки, основного содержания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk1.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Юный исследователь» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, составлена в соответствии с нормативными документами различного уровня.
Ценностьпрограммы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и методические приемы, которые сформируют у воспитанников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования- помочь построить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно- исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы:создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
• Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
•обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
•развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Программа « Юный исследователь» реализует в рамках исследовательской деятельности общеинтеллектуальной направленности для учащихся второго класса. На второй класс отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Продолжительность одного занятия 35 минут.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдение, интерактивных экскурсий, реализации проектов, и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а так же другие дети.
Методы проведения занятий:
•беседа
•игра
• практическая работа
• эксперимент
• наблюдение
• коллективные и индивидуальные исследования
• самостоятельная работа
Структура
№ | Название разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | Сбор информации о приметах осени | 6 | ||
2 | Интересное о воде | 4 | ||
3 | Интересное о животных | 10 | ||
4 | Интересное о нашей планете | 8 | ||
5 | Интересное о…. | 6 |
Основное содержание программы.
Сбор информации о приметах осени (6ч)
Способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях; способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему; способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания; способствовать воспитанию юного друга природы родного края. Кроме того, учащиеся научатся: работать с научной литературой, проводить исследования; кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Интересное о воде (4ч)
Вода. « Живая вода» - правда или вымысел?Какую воду мы пьем. Свойства воды; значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.Экологические проблемы водоёмов. Облака.
Интересное о животных (10 ч)
Зачем птицам нужен клюв? Что в меню у насекомых? Помоги птицам зимой Пернатые архитекторы.Зачем животным нужны хвосты? О чем поют птицы? Мир забавных животных. Почему киты заплывают на поверхность и выпускают фонтан воды? У кого длиннее хвост?
Интересное о нашей планете (6ч)
Жизнь и гибель Динозавров на планете Земля. Почему море соленое? Каким воздухом мы дышим? Кто предскажет нам погоду? Почему вулкан назван вулканом и от чего он «огнем дышит»? Быль о пыли.
Интересное о….(8 ч)
Автомобили современные и старинные. Шоколад – вред или польза. Сколько длятся сутки на других планетах. Что мы знаем о мёде? Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Прочно ли куриное яйцо? Круглый стол - Веселые задачки.
Личностные и метапридметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | •формирования у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | Организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материалев сотрудничестве с учителем; •планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные | • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. •добывать необходимые знания с их помощью , проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникатинвные | • Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика) • умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числев ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, втом числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться: •видеть проблемы; •ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; •давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; •проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникацию ( взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Литература для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство « Учебная литература», дом « Фёдоров», 2008.
- М. В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов.- М. БАЛЛАС, 2008
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Ноутбук, электронная доска, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа учебного курса "Юный сочинец"
Данный учебный курс можно использовать как педагогам дополнительного образования, так и при ведении внеурочной деятельности....
Программа к курсу "Юный исследователь"
Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, .......
Программа факультативного курса "Юный исследователь"
Программа факультативного курса "Юный исследователь". 2 класс.34 часа...
Программа факультативного курса "Юный математик"
для 2-3 класса...
Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам" (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам"...
Тематическое планирование по программе кружка курса «Юные инспектора дорожного движения» 1 год обучения.
Данное тематическое планирование по программе кружка "Юнные инспектора дорожного движения" рассчитано на 68 часов....
Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи"
Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи" предназначена для учащихся 3 класса. Цель программы: создание условий для успешного овладения учениками исследовательской деятель...