Рабочая программа "Литературное чтение"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АТАМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласовано _ Утверждено
Председатель ШМО: /Горобчук М.Н./ Директор школы: /Федотова О.Н../
Протокол № _____ от «____»__________ 2014г
Зам.директора по УВР: /Янюшкина Н.Н./
ПРОГРАММА
учебного предмета курса начального образования
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс
по системе «Школа России»
(авторы: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий и др.)
на 2014 – 2015 уч. год
Разработчик:
Горобчук Марина Николаевна
п.Атамановский, 2014 год
Литературное чтение
Пояснительная записка
Программа предмета курса начального образования «Литературное чтение» для 4-го класса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-фЗ
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования от 06.10..2009 г №373
- Обязательного минимума содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 №12760
- Областного базисного учебного плана Челябинской области (приказ от 24. 02.12 №24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план НОО общеобразовательных учреждений Челябинской области»)
- «Методического письма Министерства образования Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе вобщеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 уч. году»
- Примерных программ по учебным предметам «Начальной школы» в 2-х частях (Москва, «Просвещение» 2011 год)
- Сборника рабочих программ «Школа России» 1- 4 кл., Москва «Просвещение» 2011 год (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова)
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (,допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015учебный год.
- Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. №04-997 « о формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012учебный год
- Учебного плана МКОУ Атамановской СОШ на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской учебного предмета.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание учебного раздела | |
Основные изучаемые вопросы | Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др. | |||
1 | Тема1Водный урок по курсу литературного чтения | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. | |
2 | Тема 2 Летописи, былины, жития | 11 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текс былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова « Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин. Оценка достижений. | Проект : «Создание календаря исторических событий» |
3 | Тема 3 Чудесный мир классики | 22 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.П.П.Ершов «Конёк –горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.С. Пушкин. Стихи. Няне . Туча. Унылая пора! Очей очарованье. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого. Басня. Как мужик камень убрал. Особенности басни. Главная мысль. А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа- герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений. | |
4 | Тема4 Поэтическая тетрадь. | 12 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм , порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения. Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении. Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение. И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах. И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений. | |
5 | Тема 5 Литературные сказки | 16 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке».Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст – описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П.Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков « Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений. | |
6 | Тема 6 Делу время – потехе час. | 9 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени» нравственный смысл произведения. Жанр произведения.Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский « Главные реки». « Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений. | |
7 | Тема 7 Страна детства | 8 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений. | |
8 | Тема 8 Поэтическая тетрадь | 5 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская».тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | |
9 | Тема 9 Природа и мы. | 12 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.. А И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений. | Проект «Природа и мы» |
10 | Тема 10 Поэтическая тетрадь | 8 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак « Золотая осень».Картины осени в лирическом произведении. Пастернака.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений. | |
11 | Тема 11 Родина | 8 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С.Никитин «Русь».Образ родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин « Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеке…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.Оценка достижений. | Проект «Они защищали Родину» |
12 | Тема 12 Страна Фантазия | 7 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений. | |
13 | Тема 13 Зарубежная литература | 15 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о русалочке. Марк Твен « Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете . Семейство. Иисус и Ииуда. Оценка достижений. |
НРК-10 часов.
Использование НРК на уроках литературного чтения поможет учащимся познакомиться с уральскими авторами и их произведением. На этих уроках учащиеся узнают традиции жителей Южного Урала, их фольклор и культуру.
№ урока | Дата | Тема урока | Литература |
№1.Обобщающий урок – игра «летописи, былины, сказания, жития» | «Хрестоматия по литературе родного края» (А.Б. Горская и др. Ч.»Взгляд») | ||
№2.Лев Николаевич Толстой «Детство» | П.Бажов «Каменный цветок» | ||
№3.Обобщающий урок КВН по разделу «Чудесный мир классики» | К. Киньябулатова «Будь счастливой Родина моя» | ||
№4.Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь» | А. Мустафин «Слезы» | ||
№5.В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» | М.Гроссман «Кирюха» | ||
№6.Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Л.Конторович «Колька и Наташка» | ||
№7.И.С.Никитин «Русь» | Знакомство с газетой сельская новь | ||
№8.Д.Б.Кедрин «Бабье лето» | Л.Порваткина стихи | ||
№9.Обобщающий урок, конкурс знатоков «Природа и мы» | Ю.Силаев стихи о родной земле | ||
№10.Обобщающий урок по разделу Родина | С.Максименко стихотворения |
Литература НРК:
Рабочая тетрадь «Русский язык» для 3-4 класса (М.В.Стрекалова, Челябинск «Взгляд» 2008 год)
«Природа Южного Урала. Учебник для 3-4 кл.» (Е.В.Григорьева, Ч. «Абрис»),
Хрестоматия по литературе родного края» (А.Б.Горская и др., Ч. «Взгляд», 2005 год)
«Край мой родной – Урал»(школьное краеведение) Ч. 2001 г, Кузнецова А.Я.
«Голубые зеркала каменного пояса» (М.Фонотов, Ч. «Взгляд», 2004 г.)
«Бажовская энцикелопедия» (В.В.Блажес, Екатеринбург «Сикрат», 2007 г.)
«Легенды Южного Урала» (И.А.Кириллова, Ч. «Аркаим», 2008 г.)
«Весёлая энциклопедия уральских следопытов» (Г.А.Кулагин, Екатеринбург, «Сократ», 2006 г.)
«Южноуральская панорама событий и достижений» (В.В.Дерягин и др, Ч. «Абрис», 2006 г.)
«Челябинская область. Познай свой край. Краткий справочник» (М.А.Андреев, Ч. «Абрис», 2006 г.)
«Челябинская область. Брединский район. Тетрадь юного краеведа» (М.С.Гитис и др., Ч. «Абрис», 2008 г.)
«Морские династии южноуральцев» (Ч. 2008 г.)
«Целинный край, открытый всем ветрам» (Бреды, 2006 г.)
«Живёт деревня» (В.Силаев, Бреды, 2006 г.)
«Моя малая Родина» Челябинская область. Основы православной культуры Южного Урала (Ч. «Край РА» 2013 год
«Книга для чтения по краеведению». Природа Южного Урала. 2-4 классы (Е.В.Григорьева. Ч. «Край Ра», 2011 год)
Календарно- тематический план
№п/п | дата | Тема урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | ||
предметные | УУД | |||||
Раздел «Вводный урок по курсу литературного чтения»(1час.) | ||||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. | знание и умения называть элементы учебной книги, находить их , быстро ориентироваться | Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.- проявление бережного отношения к учебной книге. | Прогнозировать содержание раздела. ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Пользоваться словарём в конце учебника. | ||
Раздел « Летописи, былины, жития» (11час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение текста летописи и исторических источников. | Познакомить с новым разделом учебника, развивать память , мышление. | Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.- проявление бережного отношения к учебной книге. | Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. | ||
2 | Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси. | Читать отрывки из древнерусских летописей. Былины. Жития о Сергии Радонежском. | ||||
3 | Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. | Продолжить знакомить с событиями летописи как основными событиями Древней Руси | Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.- проявление бережного отношения к учебной книге. | Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. | ||
4 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | Использование разных видов чтения, умение воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ. | |||
5 | Поэтический текст былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. | Сравнивать былины и волшебные сказки. | ||||
6 | Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. | Использование разных видов чтения, умение воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ. | Сравнивать поэтический и прозаический текст былины | ||
7 | Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова « Богатыри».. | р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ. | Пересказывать былину от лица героя | |||
8 | Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. | Описывать скульптурный памятник известному человеку. | ||||
9 | Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. | Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. | ||||
10 | Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин. | Составлять рассказ по репродукции картин известных художников | ||||
11 | Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений. | Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными материалами. | р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника. л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ. | Участвовать в проектной деятельности. Проверять себя и оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | ||
Раздел « Чудесный мир классики» (22час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.... | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом чтения про себя. | Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | ||
2-3-4-5-6 | П.П.Ершов «Конёк –горбунок». | Познакомить с жизнью и творчеством П.П.Ершова. Развивать умения выразительно читать произведение. | Воспринимать на слух художественное произведение. Наблюдать за развитием событий в сказке. | |||
7-8 | Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. | Учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки. | Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни) | Сравнивать начало и конец сказки. Пересказывать большие по объёму произведения. | ||
9 | Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. | Характеризовать героев разных жанров. сравнивать произведения разных жанров. | ||||
10 | А.С. Пушкин. Стихи. Няне . Туча. Унылая пора! Очей очарованье. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. | Познакомить с жизнью и творчеством А.С.Пушкина | Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни) | Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. | ||
11-12-13-14 | Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мотивы народной сказки в литературной. | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух | ||||
15-16 | Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. | Воспринимать на слух художественное произведение | Составлять самостоятельно составлять план. | |||
17 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. | Познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова | Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков для России и русской культуры | |||
18 | Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | Прогнозирование содержания произведения, оценивать поступки героев произведения и свои собственные | Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке..п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, красота человеческих отношений. ценность человеческой жизни) проявлять интерес к произведениям Лермонтова. | Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей | ||
19 | Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого | Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого | Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков для России и русской культуры | |||
20 | Басня. Как мужик камень убрал. Особенности басни. Главная мысль. | Прививать любовь к чтению | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- проявление интереса к произведениям Л.Н.Толстого | |||
21 | А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа. | Прогнозировать содержание произведения | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей (благородство. дружба. сочувствие) | Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | ||
22 | Главные герои рассказа- герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений. | Обобщить полученные знания по разделу | Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | |||
Раздел «Поэтическая тетрадь» (12час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.. | Умение прогнозировать содержание раздела | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( красота родной природы. гордость за свою родину). | Прогнозировать содержание раздела. готовиться к уроку. Подбирая стихи русских поэтов. | ||
2-3 | Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм , порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте | Умение прогнозировать содержание произведений. | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И.Тютчева | Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов. Воспроизводить их наизусть. | ||
4-5 | А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения. | Умение прогнозировать содержание произведений. | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.А.Фета. | Определять интонацию. Которая больше всего соответствует содержанию произведения. | ||
6 | Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении. | Познакомить с жизнью и творчеством Е.А.Баратынского | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.А.Баратынского. | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. | ||
7 | А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Умение прогнозировать содержание произведений | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н.Плещеева. | Определять интонацию. Которая больше всего соответствует содержанию произведения. | ||
8 | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении. | Умение прогнозировать содержание произведений | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- понимание и осмысление нравственных уроков. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе).Проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С.Никитина | Определять интонацию. Которая больше всего соответствует содержанию произведения. | ||
9 | Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение. | Умение прогнозировать содержание произведений. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Л.-проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А.Некрасова | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором | ||
10 | И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах. | Познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина | Р.формулирование учебной задачи урока. Оценивание своей работы на уроке. П.- анализ поэтического текста. Выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. л.- формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе. Гордость за свою родину) | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором | ||
11 | И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. | Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения. | Р.формулирование учебной задачи урока. п.- анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.-проявление бережного отношения к природе, к родному краю. | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. | ||
12 | Оценка достижений | Обобщить знания по данному разделу | Самостоятельно оценивать своё чтение. | |||
Раздел « Литературные сказки» (16час.) | ||||||
1 2-3 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке». | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. | Р.формулирование учебной задачи урока. п.- анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.-проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. | ||
4 | Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. | Сравнивать народную и литературную сказки. | ||||
5 | Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. | Достижение необходимого для продолжения образования читательской компетентности | Р.- формулирование учебной задачи. п.- размышление над нравственными ценностями(терпение, трудолюбие, забота)к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке. | Делить текст на части. Составлять план сказки. | ||
6 | В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе». | Познакомить с произведением В.М.Гаршина. | Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке. | Читать и воспринимать прочитанное | ||
7 | Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. | Пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного чтения. | Знать отличительные особенности литературной сказки. | |||
8 | Текст – описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. | Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. | ||||
9-10 | П.П.Бажов « Серебряное копытце». | Умение читать вслух с постепенным переходом про себя. | Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке. | Читать и воспринимать прочитанное | ||
11 | Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. | Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения. | Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. | |||
12-13 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек». | Познакомить с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова. | Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке. | Читать и воспринимать прочитанное. | ||
14 | Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. | Увлечь чтением литературных сказок. | Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. | |||
15 | Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. | Делить текст на части. Составлять план сказки. | ||||
16 | Словесное иллюстрирование. Оценка достижений. | Проверить сформированность умения работать с учебной книгой | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Раздел « Делу время – потехе час.» (9час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени | Познакомить с новым разделом. | Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- осмысление понятий « благородный поступок»,» честность» «верность слову». | Прогнозировать содержание раздела. планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы. | ||
2 | Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. | Умение читать вслух с постепенным переходом про себя. | Увеличивать темп чтения. | Воспринимать на слух художественное произведение, читать без ошибок, в темпе разговорной речи. | ||
3 | В.Ю.Драгунский « Главные реки». | отрабатывать навыки беглого выразительного чтения | Определять нравственный смысл произведения. | |||
4 | В.Ю.Драгунский « Что любит Мишка». | Расширить знания о творчестве Драгунского. | Определять нравственный смысл произведения. | |||
5 | Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. | Увеличивать темп чтения. | Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. | |||
6 | Пересказ текста от лица героев. | Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. | ||||
7 | Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского. | Увеличивать темп чтения. | Определять прямое и переносное значение слов. | |||
8 | .В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | Увеличивать темп чтения. | Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- осмысление понятий « благородный поступок»,» честность» «верность слову». | Понимать , как поступки характеризуют героев произведения | ||
9 | Инсценирование произведения. Оценка достижений. | Выбирать книгу для самостоятельного чтения. | Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. | |||
Раздел «Страна детства» (8час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела... | Расширить знания о творчестве Б.С.Житкова | Прогнозировать содержание раздела. планировать работу на уроке. | |||
2 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения | Умения работать с текстом | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ пословиц и поговорок. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.-осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» | Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. | ||
3-4-5 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». | Определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ пословиц и поговорок. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела» | Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги | ||
6 | Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения | Помочь понять смысл произведения | Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Придумывать музыкальное сопровождение. | |||
7 | М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения.. | Познакомить с творчеством М.М.Зощенко | П.- умение ориентироваться в учебной и художественной книге. Р.- формулирование учебной задачи урока.к.- ответы на вопросы художественного текста. Л.- Л.-осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» | Придумывать смешные рассказы о школьной жизни. | ||
8 | Составление плана. Пересказ. Оценка достижений | Развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления. | Л.- осмысление понятий «благородный поступок», «честность» , «верность слову» | Пересказывать текст на основе плана. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||
Раздел « Поэтическая тетрадь» (5час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела... | Умение прогнозировать содержание раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. | |||
2 | В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская».Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. | Увеличивать темп чтения вслух. | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- умение оперировать понятием « лирические произведения» | Сравнивать стихотворения разных поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение. | ||
3 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. | Увеличивать темп чтения вслух. | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Определять особенности поэтического творчества разных поэтов. Выражать своё отношение. | ||
4 | М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. | Познакомить с творчеством М.Цветаевой. | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Рассказывать об эпизодах из своего детства. | ||
5 | Конкурс чтецов. Оценка достижений. | Учить читать стихи выразительно | Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | ||
Раздел « Природа и мы» (12час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.. | Отрабатывать навыки правильного , выразительного чтения | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | |||
2 3 | Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. | Формирование навыков беглого чтения. | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, уважение к старшим) | Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. | ||
4 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. | Познакомить с творчеством А.И.Куприна | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, уважение к старшим) | Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. | ||
5 | М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. | Познакомить с творчеством М.М.Пришвина | Характеризовать героя произведения на основе поступка. | |||
6 | Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков | Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, уважение к старшим) | Характеризовать героя произведения на основе поступка. | ||
7-8 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». | Познакомить с творчеством В.П.Астафьева | Определять отношение героя к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. | |||
9 | Герои рассказа. | Характеризовать героя произведения. | ||||
10 | Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. | Развивать речь | Делить текст на части, пересказывать подробно и выборочно. | |||
11 | Проект « Природа и мы» | Развивать творческие способности учащихся | Р.- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л- привитие нравственных ценностей. | Находить нужную информацию в разных источниках для подготовки к проекту. | ||
12 | Оценка достижений. | Повторить и обобщить знания | ||||
Раздел « Поэтическая тетрадь» (8час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела... | Увеличивать темп чтения вслух | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. | |||
2 | Б.Л.Пастернак « Золотая осень».Картины осени в лирическом произведении Пастернака. | Анализировать произведение живописи и литературный текст | Р .- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Заучивать стихи наизусть. | ||
3-4 | Д.Б.Кедрин «Бабье лето». | Познакомить с жизнью и творчеством Д.Б.Кедрина | Воспринимать художественное произведение, читать стихи выразительно. | |||
5 | С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. | Познакомить с жизнью и творчеством С.А.Клычкова | Р .- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Определять настроение поэта и лирического героя. | ||
6 | Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. | Познакомить с жизнью и творчеством Н.М.Рубцова | Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. | |||
7 | С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | Познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина | Р .- формулирование учебной задачи. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, дополнять. | ||
8 | Оценка достижений. | Контролировать усвоение материала раздела | Проверять себя и оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
Раздел « Родина» (8час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.. | Познакомить с новым разделом | Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи. К.- осмысление правил взаимодействия в паре, группе. П.- умение анализировать лирический текст. Видеть картины природы. л.- умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. | ||
2 | И.С.Никитин «Русь».Образ родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. | обучать правильному чтению стихотворений | Воспринимать на слух художественное произведение. | |||
3 | С.Д.Дрожжин « Родине». Авторское отношение к изображаемому. | Продолжить работу над поэтическими произведениями о родине | Понимать особенности поэтического текста. | |||
4 | А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеке…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. | Познакомить с творчеством А.В.Жигулина | Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи. К.- осмысление правил взаимодействия в паре, группе. П.- умение анализировать лирический текст. Видеть картины природы. л.- умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы | Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. | ||
5 | Поэтический вечер. | Обучать выразительному чтению стихотворений. | Составлять рассказы о родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. | |||
6-7 | Проект « Они защищали Родину» | Умение представить свой проект | Р.- умение эмоционально откликнуться на произведение литературы и живописи. П.- умение анализировать лирический текст.к.- осмысление правил взаимодействия в паре, в группе.л.- оперировать понятиями «любовь к Родине», « гордость за свою страну» | Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию. | ||
8 | Оценка достижений | Проверить полученные знания при изучении раздела. | Знание произведений, умение характеризовать произведения. | Проверять себя и оценивать свои достижения | ||
Раздел « Страна Фантазия» (7час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Познакомить с новым разделом учебника | Р.- формулирование учебной задачи урока. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника. П.- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения. Л.- проявление бережного отношения к книге | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | ||
2-3 | Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». | Определение особенностей фантастических рассказов | Р.- формулирование учебной задачи урока. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника. П.- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения. Л.- проявление бережного отношения к книге | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно | ||
4 | Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. | Определение особенностей фантастических рассказов | Определять особенности фантастического жанра. | |||
5 6 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Познакомить с жизнью и творчеством писателя – фантаста К.Булычёва. | Р.- формулирование учебной задачи урока. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника. П.- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения. Л.- проявление бережного отношения к книге | Определять особенности фантастического жанра | ||
7 | Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений | Обобщить знания по разделу | Сравнивать и характеризовать героев произведения. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Раздел « Зарубежная литература» (15час.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. | Познакомить с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | |||
2-3 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей. | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов. | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. | ||
4 | Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. | Характеризовать поступки героев произведения. | ||||
5-6 | Г.-Х. Андерсен « Русалочка».. | Составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев. | Р.- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов. | |||
7 | Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. | характеризовать героев, анализировать их поступки. | ||||
8-9 | Марк Твен « Приключения Тома Сойера». | Познакомить с жизнью и творчеством М.Твена. | .- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов. | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений | ||
10 | Особенности повествования. | Высказывать своё мнение о прочитанном произведении | ||||
11 | Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. | Чтение по ролям | Характеризовать поступки героев произведения. | |||
12 13 14 | Сельма Лагерлёф. В Назарете . Семейство. Иисус и Ииуда | Познакомить с жизнью и творчеством С.Лагерлеф | .- формулирование учебной задачи урока. П.- высказывание своего мнения о прочитанном произведении. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов. | |||
15 | Оценка достижений. | Проверка сформированности умений читать выразительно | Проверять себя и оценивать свои достижения |
4.Планируемые образовательные результаты.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
5.Контроль уровня подготовки обучающихся
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
ИТОГОВЫЙ контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положению.
№п/п | Виды контроля | Тема контроля | Используемая литература |
1. | Проекты | «Создание календаря исторических событий» « Природа и мы» | Справочная литература. Материалы учебника. |
2. | Тесты. |
| Рабочая тетрадь.4 класс. Методическое пособие. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс. |
3. | Проверим себя и оценим свои достижения | Летописи. Былины. Жития. Чудесный мир классики. Поэтическая тетрадь. Литературные сказки. Делу время- потехе час. Страна детства. Поэтическая тетрадь. Природа и мы. Поэтическая тетрадь. Родина. Страна Фантазия. Зарубежная литература. | Материалы учебника и рабочей тетради. |
4. | Проверка навыков техники чтения. | Дополнительная литература |
Материально – техническое обеспечение
Книгопечатная продукция:
1.Климанова Л.Ф.., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.(М., «Просвещение»2014 г)
2. Примерная программа по учебным предметам «Начальной школы» в 2-х частях (Москва, «Просвещение» 2011 год)
Учебники:
Литературное чтение. Учебник. 4 класс .в 2 – х ч. ( сост. Л.Ф.Климанова. В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, (М., «Просвещение» 2014 год)
Рабочая тетрадь:
Л.А.Виноградская.
.Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь. 4 класс (М., «Просвещение» 2013 год)
Методическое пособие.
Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.
Печатные пособия:
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
- Репродукции картин по развитию речи;
- Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей;
- Таблица по развитию речи «Времена года».
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор;
- Экспозиционный экран;
- Ноутбук:
- Сканнер, принтер, ксерокс (три в одном);
- Музыкальный центр.
Экранно-звуковые пособия:
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение 4 класс»;
- ЦОР «Природа, человек и общество»;
- CDдиск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Игры:
- «Азбука» - развивающая игра;
- «Эрудит» - развивающая игра.
Оборудование класса:
- Магнитная доска;
- Наборное полотно;
- Ученические двухместные столы с комплектом стульев
- Стол учительский
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....
Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид
Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...
рабочая программа чтение 4 кл перспектива
Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...
Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....