Описание опыта работы
материал на тему

Грицына Елена Владимировна

 

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку она дает нам радость человеческого общения,  чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее. Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

Конкурс «Классный руководитель  - 2015»

Е.В. Грицына

учитель  начальных классов

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 9»

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку она дает нам радость человеческого общения,  чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее. Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь.

Я также люблю своих учеников и являюсь организатором деятельности и координатором воспитательных воздействий, то есть классным  руководителем учащихся  3В класса.

        Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

В осознании воспитательной миссии я согласна с мнением Надежды Егоровны Щурковой, что «человек не характеризуется набором качеств, он определяется отношениями к наивысшим ценностям жизни». Именно педагог обладает профессиональным умением наполнять деятельность любого вида и формы ценностным отношением. Ценностные отношения – это прежде всего человеческие отношения, его жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, счастье, свобода, справедливость, общение, познание, труд, игра -  это то значимое в обществе, без чего нет жизни на земле.

        Целью работы классного руководителя считаю формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социальных условиях.

       Основные задачи:

  • создание условий для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей для  самореализации сегодня и в будущем;
  • вовлечение  учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • развитие инициативы и самостоятельности учащихся в урочных и во внеурочных видах деятельности;
  • содействие формированию дружного самостоятельного коллектива.

    Важную роль в достижении целей воспитания играет личность учителя. Главными критериями моей деятельности являются доверительность, непринужденность, открытость и уважение, гуманные  отношения учителя и ученика  в процессе внеклассной и внеучебной деятельности.

        

 Планирование и организацию деятельности в классе осуществляю на основе следующих принципов:

  • Принцип гуманистической направленности.

Реализация принципа гуманистической направленности предполагает безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержания чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть не похожей на других. Принцип гуманистической направленности способствует формированию у ребенка чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости.

  • Принцип социальной активности.

  Воспитание на основе принципа социальной активности создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию.  Принцип социальной активности способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений.

  • Принцип индивидуализации.

 Определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности с учетом индивидуальных способностей и личностных особенностей ребенка, представление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

  • Принцип развивающего воспитания.

  Принцип развивающего воспитания предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции.

  Воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:

- нравственно-патриотическое;

- художественно-эстетическое;

- экологическое;

- здоровье-сберегающее;

- трудовое.

   Формы внеклассной работы: классные часы, праздники, спортивные состязания, экскурсии, викторины, операции, акции, конкурсы-выставки поделок, уроки мужества.

  В своей работе использую следующие воспитательные технологии:

технологию коллективных творческих дел по модели Игоря Петровича Иванова; технологию  организации «ситуации  успеха» (Филинюк Яна Леонидовна); деловую игру, тренинг общения.

     Проведение коллективных творческих дел способствует сплочению коллектива, самоутверждению, стимулированию фантазии и двигательного творчества.

Организация «ситуации успеха» обеспечивает воспитанникам возможности индивидуального самовыражения и воспитывает в них чувство собственного достоинства. Вот  перечень школьных мероприятий, в которых приняли участие  ребята моего класса:  «День знаний», «День учителя», «День пожилого человека», «Здравствуй осень», «День матери», «Новогодний праздник», «День защитника Отечества», «8 Марта – международный женский день»,  «Праздничная программа ко дню святого Валентина», «Масленица», «Как нам в школе интересно».

В зависимости от интересов и склонностей учащихся я вовлекаю их в систему дополнительного образования. Учащиеся моего класса посещают  ансамбль народного танца «Алтайские жарки», ансамбль современного танца «Пируэт», студию бальных танцев «Елена», ансамбль вокальной студии «Смешинки», театральный кружок «Непоседы», спортивную секцию каратэ-до (МУК «Культурно-спортивный центр»); творческие объединения художественно-графического, музыкального и декоративно-прикладных направлений в Детской школе искусств №4. Наибольших результатов добились следующие учащиеся: Юдина Алена, Старикова Виктория, Леус Юлия, Падиков Александр, Краснов Владислав. Максимова Юлия, Сердюк Дмитрий. Эти ребята неоднократно принимали участие в различных городских конкурсах и концертах и награждены грамотами. В результате все учащиеся моего класса вовлечены во внеурочную деятельность.

    Большое значение в работе с классом я уделяю развитию самоуправления, так как, по моему мнению, это направление воспитательной деятельности является прекрасным ресурсом для формирования у учащихся активной жизненной позиции. Каждый класс - это отряд, входящий в школьную детскую организацию. Отряд имеет свой орган управления и  свои атрибуты: отрядный флажок, эмблему. Оформлен отрядный уголок, в котором помещаются название отряда, девиз, речёвка, отрядная песня; список отряда по звеньям; экран соревнования между звеньями за каждую четверть; план работы отряда на четверть; разное (вести с уроков, отчет об отрядных мероприятиях, поздравления с праздниками, достижения отряда). Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка.  Очень важное место в моей работе отвожу взаимодействию с родителями.  Организация совместной работы классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения. Начиная работать с детским коллективом, я пытаюсь максимально изучить стиль семейных взаимоотношений, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности.  Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.

Работа с родителями ведется в двух основных направлениях:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей. Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Многое сделано руками детей и их родителей  в оформлении классной комнаты, организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса; подготовили праздник «Новогодняя сказка»; проводили тематические классные часы, принимали участие в спортивном школьном конкурсе «Наша дружная семья», а также в конкурсах «Я и мой папа», «Мамин праздник». 

   Мнение родителей о работе образовательного учреждения исследовалось мной по диагностике Приложение №1. Все родители высоко оценивают сложившуюся психологическую атмосферу в коллективе, довольны положением своего ребенка в классе, вниманием со стороны классного руководителя.

   С целью изучения индивидуально-психологических особенностей учеников и социально-психологических характеристик детского коллектива ежегодно провожу педагогический мониторинг. Для этого использую наблюдение, беседу, опросники, анкеты и тесты. К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю и что ненавижу» позволяет увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния ребенка, определить направление индивидуального воздействия на личность. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс дают методики:

- недописанный тезис (например «Чтобы иметь друзей, надо …», «Когда я вижу недостатки человека, то я …» и др.);

- цветограмма (позволяет не только знать, но и корректировать эмоциональное состояние своих воспитанников).

  Для изучения и воспитания учащихся я нередко использую специальные этические игры («Дружеское объяснение», «Я ищу друга, который был бы..)

  Дети не такие, как мы, взрослые. Они тоньше, чище, искреннее. Мир детства иной, нежели мир взрослых. Поэтому нельзя к детям подходить с нашими мерками и судить  с позиции возраста (знающего и опытного) детские судьбы. Дети живут как бы в другом измерении. Им трудно понять и принять наш мир. Значит, им надо помочь, заняв при этом правильную жизненную психолого-педагогическую позицию. Суть ее состоит в следующем: надо быть не «над», не «возле», ни «перед», а «вместе» с ребенком, т.е. следует избрать позицию педагогического взаимодействия и  сотрудничества.

Приложение №1

Методика изучения удовлетворенности родителей работой

образовательного учреждения

Цель: Выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения: На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать ниже перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести напротив  каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 — совершенно согласен

3 — согласен

2 — трудно сказать

1 — не согласен

0 — совершенно не согласен

Вопросы:

  • Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным — 4, 3, 2, 1, 0
  • Педагоги проявляю доброжелательное отношение к нашему ребенку - 4, 3, 2, 1, 0
  • В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель - 4, 3, 2, 1, 0
  • Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка - 4, 3, 2, 1, 0
  • В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку - 4, 3, 2, 1, 0
  • В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок - 4, 3, 2, 1, 0
  • Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания - 4, 3, 2, 1, 0
  • Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка - 4, 3, 2, 1, 0
  • Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка - 4, 3, 2, 1, 0

Обработка результатов теста: Удовлетворенность родителей работой школы определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....