Описание опыта работы.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 110» Советского района г.Казани
Описание опыта работы
учителя начальных классов
Горелышевой Натальи Владимировны.
2016г.
Я, Горелышева Наталья Владимировна, работаю учителем начальных классов в МБОУ «Лицей №110» с 2013г. Моя методическая тема «Метод проектов в начальной школе». Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в образовательный процесс. Она является актуальной, так как идеи современной педагогики строятся на мотивации у учащихся к самопознанию и саморазвитию; происходит постепенная компьютеризация преподавания некоторых дисциплин в образовательном процессе.
Цель моей методической темы:
- Развитие самообразовательной активности у учащихся начальной школы, участвуя в проектной деятельности.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- познакомить учащихся начальных классов с понятием метод проектов;
- разработать этапы выполнения проекта;
-развивать познавательные, творческие, коммуникативные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
-формировать умение оценивать себя, определять взаимоотношения среди учащихся в процессе проектной деятельности.
Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий, а также творческих способностей, воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. Проект- это всегда решение какой-либо жизненной задачи. И здесь очень важно быть внимательным и чутким к творческим поискам и усилиям каждого ученика. Замечаю сомнения и неуверенность и помогаю их преодолевать, вселяю веру детей в свои силы. Организую работу с классом таким образом, чтобы каждый ребенок или группа учеников, выбрав один из предложенных вопросов, обдумали ответ на него и высказали последовательно свое мнение или предложили решение задачи. Остальные учащиеся при этом слушают выступающего, а потом дополняют информацию, спорят, доказывают. В проектной деятельности участвует весь класс.
Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В.Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
При организации проектной деятельности в классах я учитываю возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности своих учеников. С проектной деятельностью я знакомлю учеников начиная с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Учащиеся выполняют главным образом комплексные коллективные проекты – практические и информационные, а также проводят несколько деловых игр (ролевых ситуаций) в небольших группах. За каждой такой игрой следует практическая работа – реализация проекта, практического или информационного.
При знакомстве с понятием «метод проектов», дети узнают отличие информационного проекта от практического. Продуктом информационной проектной деятельности становится не изделие, а сообщение, сопровождаемое иллюстративным материалом любого характера, в том числе это может быть и некий предметный результат (коллаж, выставки рисунков, иллюстраций и т.п.). Практические проекты выполняются в основном на уроках технологии, во внеклассной работе. Информационная проектная деятельность может быть использована на всех предметах. Особое внимание в начальной школе уделяется творческим проектам как эффективному методу включения учащихся в ролевую совместную деятельность, направленную на решение общей задачи.
В нашем лицее проводятся раз в полугодие научно-практические конференции, где учащиеся младших школьников представляют свои проекты, как индивидуальные, так и коллективные на самые разнообразные темы: «Мир живой природы», «Интересное и познавательное», «Мое хобби» и т.д.
В первом полугодии 2015-2016 учебного года мой 1 «Б» класс участвовал в экологическом проекте «Осень на пороге». Цель проекта: познакомить детей с признаками осени. В проектную деятельность были вовлечены все ученики класса, выполнявшие посильные творческие задания. Итоги проделанной работы были представлены в виде презентации, рисунков и фотографий, выставки поделок из природного материала «Дары осени».
После знакомства понятия «Метод проектов» учащиеся знакомятся с этапами выполнения проекта.
1) Разработка замысла проекта (обдумывание идеи, выстраивание замысла, изучение необходимой информации) – погружение в проект и организация деятельности;
2) реализация проекта (включает в себя осуществление деятельности);
3) защита проекта (презентация результатов);
4) самооценка.
Каждый ученик имеет право:
- не участвовать ни в одном из текущих проектов;
- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
- в любой момент начать новый проект.
1-й этап – погружение в проект
Учитель формулирует:
-проблему проекта;
-сюжетную ситуацию;
-цель и задачи.
Учащиеся осуществляют:
-личностное присвоение проблемы;
-вживание в ситуацию;
-принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема. При этом допускается, что значимый проект для одного ребёнка может стать значимым для всего класса.
2-й этап – организация деятельности
Учитель организует деятельность – предлагает:
-организовать группы;
-распределить амплуа в группах;
-спланировать деятельность по решению задач;
-продумать возможные формы презентации результатов.
Учащиеся осуществляют:
-разбивку на группы;
-распределение ролей в группе;
-планирование работы;
-выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.
Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.
Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.
Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.
3-й этап – осуществление деятельности
Учитель не участвует, но:
-консультирует учащихся по необходимости;
-ненавязчиво контролирует;
-дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
-репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Учащиеся работают активно и самостоятельно:
-каждый в соответствии со своими ролями и сообща;
-консультируются по необходимости;
-«добывают» недостающие знания;
-подготавливают презентацию результатов.
На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.
4-й этап – презентация результатов и рефлексия
Учитель принимает отчет:
-обобщает и резюмирует полученные результаты;
-подводит итоги обучения;
-оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
-акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Учащиеся демонстрируют:
-понимание проблемы, цели и задач;
-умение планировать и осуществлять работу;
-найденный способ решения проблемы;
-рефлексию деятельности и результата;
-дают оценку деятельности и ее результативности.
Презентация, выставка, коллаж, сообщение, творческая работа – это конечный продукт проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.
Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.
Завершающим моментом работы над проектом является рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы учу учеников анализировать свою деятельность с помощью шаблона.
Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает ребят для дальнейшей работы.
К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении, контролируют соблюдение техники безопасности, следят за графиком выполнения работ. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.
В чём достоинства метода проектов?
Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые не типовые задачи, выявить деловые качества детей.
3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы
Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....
Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....
Описание опыта работы классного руководителя
Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....
описание опыта работы
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...
Технология работы над проектом.Описание опыта работы.
С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...
Описание опыта работы
Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....