Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе
статья по теме

Мияилович(Черкасова) Татьяна Васильевна

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе

Аннотация. В статье рассматриваются лингвистические основы орфографической работы в начальной школе, обеспечивающие формирование грамотного письма у учащихся.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, алфавит, графика, орфография, морфологический принцип, фонетический принцип, традиционный принцип..

Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_osnovy_statya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мияилович Т.В.

МОУ «Дубовская СОШ с УИОП», п.Дубовое, Белгородский район,

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе

Аннотация. В статье рассматриваются лингвистические основы орфографической работы в начальной школе, обеспечивающие формирование грамотного письма у учащихся.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, алфавит, графика, орфография, морфологический принцип, фонетический принцип, традиционный принцип..

Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

"Современное письмо состоит из трех частей: алфавита, графики и орфографии" [2, с. 35]; В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, – это уже область орфографии.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии: 1) при обозначении звуков буквами в словах; 2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого дефисного написания;3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;5) при аббревиатуре [1, с. 87].

Современное русское правописание опирается на определенные принципы. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.

 Морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Суть его заключается в том, что все значимые части слова , повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.

Таким образом, на морфологическом принципе основано: 1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных согласных в корнях слов; 2) правописание приставок, исключая приставки на з; 3) правописание безударных окончаний существительных; 4) правописание суффикса ок; 5) правописание слов с непроизносимыми согласными; 6) правописание ассимилированных согласных; 7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с И в сложносокращенном слове.

 Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы [3, с. 98]. Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.

 Фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, то есть написание передает звучание слова.

На фонетическом принципе основано: 1) написание приставок на з. 2) написание ударяемых гласных; 3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: 4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твердый согласный; 5) написание под ударением О и в безударном положении Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречиях после шипящих; 6) написание под ударением – ОЙ, в безударном положении –ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных; 7) написание Ы после Ц; 8) написание Ь после мягкого Л.

 В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Есть и другие принципы орфографии, которые не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип русской орфографии. Таков третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами. По преимуществу это заимствованные из других языков слова.

На традиционно-историческом принципе основано: 1) написание Г в род.п., ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода; 2) буква И после шипящих Ж и Ш; 3) Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени во 2 л., ед.ч., 4) написание  слов с непроверяемыми безударными гласными; 5) суффиксы еньк, тель, очк, ечк, енн, оват, еват. Итак, традиционно-исторические написания – это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.

Авторы большинства учебных пособий рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но, однако, неравноправными, так как фонематический принцип есть часть морфологического.

Библиографический список:

  1. Власенков А.И. Общие вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1973. – 384с.
  2. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение – 1966. – 270с.
  3. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. / С.М. Кузьмина. – М.: Наука – 1981. – 264с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

специфика словарно - орфографической работы в начальной школе

Для увеличения самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей использую новые,более сложные нетрадиционные приёмы во время введения слова в активный словарь. Они напрвлены на а...

специфика словарно-орфографической работы в начальной школе

Новые приёмы в работе направлены на увеличение самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей....

Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...

Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа в начальной школе

В работе показаны некоторые формы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем....

Основы экскурсионной работы в начальной школе.

В статье названы основные принципы  экскурсионной работы в начальной школе, в том числе, совместная работа с родителями....