специфика словарно - орфографической работы в начальной школе
методическая разработка по русскому языку по теме

Для увеличения самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей использую новые,более сложные нетрадиционные приёмы во время введения слова в активный словарь. Они напрвлены на активизацию словесно - логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика словарно – орфографической работы.

Структура и методика проведения словарно – орфографической работы не меняются. Но для увеличения самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей используются новые, более сложные, не традиционные приёмы в её минимобилизующей части и во время введения слова в активный словарь школьников.      

                          Они направлены на

- активизацию словесно – логического мышления,

- усиление речевого действия учащихся

- осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряжённого внимания.

             В минимобилизующей части выделяются четыре группы приёмов.

         Первая группа  предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно – орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале. Например, предлагаю задание такого типа:

«Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:(слайд 3)

М…г…зин     -                           прод…вец

Б…льница   -                            врач…

Т…атр -                                   ...ктёр

Космический к…рабль -               ?

Какая  смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?

Ребята рассуждают. В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе -  связанную с ним основную профессию.

В  магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актёр, на космическом корабле – космонавт.

    В процессе выполнения заданий у детей развиваются логическое мышление, аналитико – синтетические способности, устойчивость внимания, связная аргументированная речь.

       Ко второй группе относятся приёмы, предусматривающие определение нового слова из словаря, на основе выявления закономерности его образования.

Например, предлагаю задание: «Внимательно посмотрите данную запись:

С…зон                винтик                зонтик

К…вок               ук…зал                   ?

Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?

Вариант ответа учащихся: это слово вокзал. Мы узнали, что слово зонтик образовано их последних слогов первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строки.

   При выполнении такого типа упражнений у ребят развиваются логическое мышление, аналитико – синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Ребята не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Ценность таких рассуждений состоит ещё в том, что с их помощью можно повысить грамотность учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий. Например, вставьте в исходные слова орфограммы и сгруппируйте их по орфограммам.

В третью группу входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. В третьем, в четвёртом классах значительно возрастают их универсальность и эффективность использования.

Например. дети под диктовку пишут слова:

Топор

Звук

Дровишки

Солнце

Свобода

А теперь – задание: последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Это слово – около.

Для интенсивного развития основных свойств внимания приёмы такого  типа постепенно усложняются за счёт плавного увеличения количества поисковых единиц. Например, при изучении темы – 1 склонение имён существительных – предлагаю ряд слов с пропущенными буквами: б..р..да, н..род, ив..лга,  б..рьба, уг..сать, л..пата, иск..рка, ог..ворка, т..рговля, ег..за, к..са, кр..ситель, атм..сфера.

Надо соединить первые буквы существительных первого склонения, в корне которых пишется гласная о, и назвать слово из словаря, которое будем изучать на уроке. Это слово – библиотека.

Преимуществом приёмов этой группы является и то, что с их помощью можно углублять знания по многим изучаемым темам русского языка: «Склонение имён существительных», «Склонение имён прилагательных», «Спряжение глаголов» и т.д.

Например. при изучении темы «Правописание местоимений с предлогами» можно использовать такую запись:

Мне (с)

Меня (е)

Я (б)

Меня (е)

Обо мне (а)

Мной (д)

Каждой форме местоимения  Я   соответствует определённая буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать  словарное слово из словаря. если правильно выстроите эти местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках. Получилось слово – беседа.

     Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим предметам.

Использование знаний по математике. Предлагаю квадрат и даю к нему  

 

Задание: «Если вы определите. Какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв. То узнаете новое слово из словаря. В случае затруднения можно дать подсказку – умножение. Словарное слово – кивать.

Использование первичных знаний по геометрии. Внимательно посмотрите на фигуры, и на буквы в каждой из них:

        

                                

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них – буквы. Через 1 минуту всё убирается. Затем выставляем те же самые геометрические фигуры только в другой последовательности -   треугольник, круг, ромб, многоугольник, квадрат, прямоугольник.

Ученики должны вспомнить. Какие буквы находились в геометрических фигурах и составить – искомое слово. (гореть)

Использование знаний по изобразительному искусству.

На доске изображены квадраты разных цветов:

ЖЁЛТ.  ГОЛУБ.  КРАСН.  ЗЕЛЁН.   ОРАНЖ.  СИНИЙ   ФИОЛЕТ

М             А            К              Б              О              Й              Н

Каждому квадрату  соответствует определённая буква. Предлагаю мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из словаря  (комбайн).

Использование приёмов данной группы. Наряду с осуществлением межпредметных связей,  стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико – синтетического мышления, интуиции.

Следующий этап – введение слова в активный словарь. В третьем, в четвёртом классах применяются способы, использованные в предыдущие годы обучения, но на более сложном лингвистическом материале. Они связаны с изучаемыми в данный период темами русского языка. Упражнения направлены на овладение простейшими правилами практической логики.

СПОСОБ 1. Составление предложений, в каждое из которых включается изученное слово из словаря. а также вводится одно из понятий, обобщающих значения каждого ряда слов. Например.

(Слайд  

Морковь         картофель        помидор

Моряк             лесник                писатель

Снегирь,         орёл,                  грач;

Бабушка,      отец,                 дочь.

Соответственно для слов первой строчки общим понятием будет слово – овощи, для второй – профессия, для третьей – птицы, для четвёртой – родственники (семья).

На уроке познакомились со словом  - библиотека.

Варианты ответов:

В библиотеке подготовлена выставка  книг  об овощах.

На полках библиотеки имеется много книг о разных профессиях.

Дети часто берут в библиотеке книги о птицах.

Мои родственники регулярно посещают библиотеку.

Наряду с логическим мышлением, творческим воображением и речью  данный способ призван совершенствовать переключение внимания, сообразительность, углублять умение по установлению характера взаимосвязи  род – вид.

СПОСОБ 2.  Составление двух предложений по опорным парам слов. В первом предложении указывается причина того, о чём сообщается во втором предложении, и вводится первое слово опорной пары. Например, на уроке надо закрепить правописание слова – путешествие. Предлагаем опорные пары слов: вагон – путешествие; радио – путешествие; погода – путешествие.

Варианты ответов.

В вагоне было чисто, тепло и уютно. Путешествие не было утомительным.

Стояла холодная погода. Путешествие принесло нам большие непрятности.

По радио объявили о приближающемся стихийном бедствии. Путешествие было прервано.

При использовании данного способа развивается логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи, устойчивость, распределение, переключение внимания, творческое воображение, речь, сообразительность.

СПОСОБ 3 . Игра. Составление предложений, каждое из которых начинается и заканчивается словом из словаря. При этом последнее слово предыдущего предложения должно стать первым в последующем предложении. В первом предложении обязательно вводится изученное на уроке слово, например, кивнуть.

Варианты ответов.

Учитель кивнул ученику.

Ученик назвал свою фамилию.

Фамилию услышали все ребята.

Ребята рассказали про корабль.

На корабле плыли пассажиры.

Пассажиры совершили путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа по русскому языку в начальной школе

Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык.Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в по...

специфика словарно-орфографической работы в начальной школе

Новые приёмы в работе направлены на увеличение самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

Презентация "Словарно-орфографическая работа в начальных классах"

Программой  по русскому  языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из  гл...

Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа в начальной школе

В работе показаны некоторые формы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе

Лингвистические основы орфографической работы в начальной школеАннотация. В статье рассматриваются лингвистические основы орфографической работы в начальной школе, обеспечивающие формирование грамотно...

Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем....