Применение ИКТ в образовательном процессе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках истории.
XXIвек – век высоких компьютерных технологий, выдвинул перед педагогическим образованием особые задачи. Выпускник современной школы дожжен быть самостоятельным, иррудированным, уметь самому принимать решения, компетентен, творчески развит. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эти проблемы невозможно. В настоящее время возникла необходимость организации обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий.
Главная задача ИКТ заключается в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальности перспективным потребностям личности, общества, государства, расширение интеллектуальных возможностей ученика.
Применение ИКТ на уроках истории и в учебном процессе в целом позволяет:
- сделать урок современным, наглядным, красочным, интересным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
- приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- организовать индивидуальную работу;
- организовать дифференцированный подход к обучению;
- использовать педагогические методы.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у части учащихся очень слабая мотивация к учёбе. Дети не заинтересованы в обучении. Причины этого видятся в следующим:
1. перегруженность школьных программ;
- не заинтересованность родителей;
- оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Именно поэтому учитель ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к обучению. Необходимо особо остановиться на изучении тем, касающихся культуры определённых периодов в истории. Именно с применением ИКТ появляется возможность приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать наглядно шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которым многие не доведётся увидеть в реальной жизни.
ИКТ эффективно могут применяться на всех типах уроках и на всех его этапах, так как смена деятельности на уроках привлекает внимание учащихся к изучаемой теме и сохраняет устойчивый интерес во время всего урока, а так же создаёт атмосферу успешности.
Применение ИКТ на уроках изучения нового материала помогает эмоционально и образно подать материал, упростить восприятие учеником сложных тем или тем, содержащих большой объём материала. А так же использовать влияние на все виды памяти.
Надо отметить, что у учащихся, которые работают с компьютерными программами, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Они умеют ориентироваться в большом потоке информации, учатся анализировать, обобщать материал и делать самостоятельно выводы.
Конечно, при использования ИКТ на уроках необходимо соблюдать нормы использования компьютеров для детей разного возраста:
- для 1-4 классов – 15 минут;
- для 5-7 классов – 20 минут;
- для 8-9 классов – 25 минут;
- для 10-11 классов – 30 минут.
Перед тем, как приступить к работе, учитель для себя должен выяснить какие темы стоит показывать с применением ИКТ, а какой материал дать в традиционной форме. Практика показывает, что целесообразно брать сложные темы. Так же практика показывает, что по типу могут быть уроки лекции, объяснение нового материала, повторение и обобщение пройденного, подготовки к контрольным работам, ЕГЭ, ГИА. Не нельзя, конечно, уходить и от традиционных методов. Но я придерживаюсь мнения, что всё - таки это должен быть в основном наглядный материал.
Использование наглядности более актуально тем, что в школе, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Именно в таких случаях проектор может оказывать неоценимую помощь.
Применение ИКТ позволила и мне, как учителю, повысить собственную компетентность:
- научилась структурировать объёмный материал;
- работать с различными источниками информации;
- обрабатывать информацию и представлять её в доступном для детей форме;
- научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приёмами работы.
Мною разработан урок с применением ИКТ по теме «Религия древней Греции» (история древнего мира, 5 класс).
Технологическая карта конструирования урока с применением ИКТ.
Предмет, класс | История древнего мира, 5 класс. |
Тема урока, № урока по теме | Религия древней Греции. Урок №5 по теме «Древняя Греция» |
Ф.И.О. преподавателя | Артамонова Оксана Юрьевна |
Актуальность использования средств ИКТ | Возможность использовать большое количество иллюстративного материала, что разнообразит урок и расширит кругозор учеников. |
Цель урока | Подвести учащихся к пониманию общей закономерности религиозного верования. |
Задачи урока | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев. Познакомить учащихся с мифами о них. Показать зависимость людей от сил природы. Воспитывать любовь к прекрасному, уважительное отношение к историческим памятникам. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация в POWER POINT |
Организационная структура урока. | |
1 этап | Обобщение ранее изученных тем |
Цель | Мотивация учащихся на изучение новой темы. |
Длительность этапа | 5-7 мин. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Фронтальная беседа. |
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная |
Функции преподавателя на данном этапе | Организатор |
Основные виды деятельности преподавателя | Организация беседы, её направление к пониманию мотивации изучения нового материла. |
Промежуточный контроль | Обобщение знаний закономерности исторического развития, постановка проблемы. |
2 этап | Изучение нового материала, решение поставленной проблемы. |
Цель | Найти решение поставленной проблеме |
Длительность этапа | 25-30 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация презентации POWER POINT |
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Организаторские, направляющие |
Основные виды деятельности преподавателя | Участник поиска решения поставленной проблемы. |
Промежуточный контроль | Выбор окончательного решения поставленной проблемы |
3 этап | Закрепление материала, контроль знаний |
Цель | Закрепление полученных знаний |
Длительность этапа | 5 минут |
Основный вид деятельности со средствами ИКТ | Презентации POWER POINT, заполнение таблицы. |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа |
Функции преподавателя на данном этапе | Контролирует выполнение задания |
Основные виды деятельности преподавателя | Проверка работ учащихся |
Итоговый контроль, подведение итогов | Подводим итоги проверкой заполнения таблицы |
4 этап | Итог урока. Домашнее задание |
Итак, из вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы, что систематическое применение ИКТ на уроках приводит к целому ряду важных последствий:
- резко возрастает уровень использования наглядности;
- повышается производительность труда учителя и учащихся;
- устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся;
- преподаватель, создающий или использующий ИКТ, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня учащихся;
- изменяются к лучшему взаимоотношения учителя и ученика, далёкими от истории, особенно увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе «родственную душу»;
- учащиеся начинают воспринимать ПК не как дорогую увлекательную игрушку, а в качестве универсального инструмента для работы.
Презентация – это творчество учителя, его талант использовать наглядный материал для решения учебных задач. Но не надо забывать, что нельзя не в коем случае заменять основную часть урока слайды презентации в виде текста. Презентация должна быть как вспомогательный материал, как инструмент, чтобы заинтересовать, привлечь и расставит акценты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение в образовательном процессе сетевых и дистанционных образовательных технологий
Мультимедийные технологии – практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога (из опыта рабо...
Эссе «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»
Описаны победы и промахи в моей профессиональной деятельности....
«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»
Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...
Проектирование методической системы достижения планируемых образовательных результатов с применением современных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Однокоренные слова" УМК Школа России...
Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»
Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....
Тема по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе"
“Забота о здоровье – ...
Статья "Технология арт-терапии особенности применения в образовательном процессе"
Коррекционная педагогика...