Педагогическая концепция
материал на тему
Свою педагогическую концепцию я представлю в виде пирамиды. Слово «пирамида», в дословном переводе с греческого означает «огонь, который внутри». Под «огнём» понимается наличие энергетического потока как внутри, так и снаружи пирамиды, который благотворно влияет на окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая концепция.
Свою педагогическую концепцию я представлю в виде пирамиды. Слово «пирамида», в дословном переводе с греческого означает «огонь, который внутри». Под «огнём» понимается наличие энергетического потока как внутри, так и снаружи пирамиды, который благотворно влияет на окружающий мир.
Я надеюсь, что моя «педагогическая» пирамида приведёт к вершине успешного становления личности каждого моего ученика.
XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации, её многопрофильность сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь невозможно. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею – не умею, владею – не владею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ученика.
Ключевой целью образования XXI века признаётся создание условий для становление таких качеств, как умение жить, умение жить вместе, умение работать, умение учиться.
В свою очередь иными становятся и задачи учителя – не учить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником интеллектуального и духовного импульса, побуждающего к действию.
Своё предназначение как учителя я вижу в том, чтобы помочь детям выбрать ту дорогу, которая позволит им интегрироваться в зрелую жизнь, максимально реализовать себя, быть успешными и самостоятельными.
Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: создание оптимальных условий для личностной самореализации каждого учащегося. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества, способного сорганизоваться для совместной постановки и решения учебных задач.
Моя педагогическая «пирамида» строится из 4 основных блоков:
- гуманно-личностный подход к ребёнку;
- деятельностный подход в обучении;
- учебное сотрудничество;
- ниформационно-коммуникационные технологии.
Гуманно-личностный подход к ребёнку объединяет следующие идеи (по Г.К. Селевко – И.К. Тихомировой):
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;
- создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание к нему;
- исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других недостатков ребёнка, принимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка;
- организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях.
- учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому;
- завоёвывать уважение и доверие учеников, для чего относится к себе самому как к личности и быть личностью.
Педагогика начальной ступени должна быть сугубо оптимистичной. Школьная жизнь должна стать для каждого смыслом его собственной жизни. Главный метод гуманно-личностного похода – доставлять ребёнку радость в общении с учителем. Для этого используются следующие приёмы:
- приём «глаза в глаза»;
- приём «смех»;
- приём гласности;
- закон взаимности – пусть педагог всегда спешит к детям, радуется встречи с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече;
- доброе слово – лекарство- дело не в словах, а в тоне, каким они произносятся;
- знамёна романтики;
- речевое воспитание. К сожалению, вежливые, приветливые, ласковые слова употребляют реже, чем грубые, обидные, бранные. Усваивая речевую грязь, дети усваивают и нравственную.
- Его величество – вопрос;
- улыбка.
Ш. А. Амонашвили сказал: «О, урок, ты – солнце!» Принципы «солнечного» урока.
1. Принцип продолжения жизни ребёнка на уроке.
2. Положительный эмоциональный настрой.
3. Установление деловых отношений с детьми.
4. Ведение урока в соответствующем темпе.
5. Очеловечивание знаний, приоритет развития ума.
6. Сотрудничество.
7. Творчество.
8. Игры-учёбы.
Содержанием и высшей ценностью современной модели общества становится свободный и творческий человек, яркая индивидуальность, раскрывающаяся в разнообразных видах деятельности и в общении. Вот почему на уроках я стремлюсь системно включать своих учеников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия. При этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки открытия нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
На уроках первого типа организуется процесс самостоятельного построения учащимися нового знания. На уроках рефлексии школьники закрепляют полученные знания и умения, одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также освоению алгоритмов обобщенных способов действий. Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода введения нового знания включает в себя следующие шаги
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире.
Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоении на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности связан с формированием у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Обучение на основе деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:
Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Учебное сотрудничество.
Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.
В начальной школе таким источником становится учитель, который создаёт ситуацию «открытого незнания» через постановку учебной задачи. Ученик и учитель становятся сотрудниками для решения учебной задачи, их отношения строятся как взаимодействие равноправных субъектов образовательного процесса. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.
Осмысленность обучения в начальной школе обусловлена взаимоотношениями в учебном коллективе. Установлено, что усвоение универсальных способов действий требует от учащихся умения посмотреть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, то есть продуктивного сотрудничества друг с другом. Организуя групповую или парную работу на уроке, учитель ставит детей перед необходимостью договориться об общем способе действия и согласовать свои точки зрения.
Отношение к себе как субъекту собственных знаний порождает инициативность ребёнка в учебной работе – стремление отстаивать свои убеждения или целенаправленно менять их. Так возникает умение совершенствовать, учить самого себя. Это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно.
Современный ЧЕЛО – ВЕК – это лицо XXI века. А XXI век - это век нового информационного пространства. Ведущим источником информации является персональный компьютер. В то же время персональный компьютер – это увлекательная игрушка, в которую дети могут играть без перерыва. Школа просто обязана использовать уникальную возможность перевода игровых интересов в познавательные, тем самым способствуя формированию образовательного идеала XXI века.
Информационно-компьютерные технологии могут осуществляться в трёх вариантах.
Как проникающая – применение ИКТ на отдельных темах, разделах, для отдельных дидактических задач.
Как основная – определяющая, наиболее значимая из всех применяемых технологий.
Как монотехнология – когда всё обучение опирается на применение ИКТ.
В условиях начальной школы мы считаем наиболее рационально применения проникающего варианта ИКТ. В данном случае ИКТ помогают более чётко и наглядно оформить учебный материал, сделать его максимально удобным для усвоения. Применение ИКТ не столько способствуют наполнению ученика знаниями, сколько развитию познавательного интереса и умения оперировать полученными знаниями.
Ещё более убедительными мы считаем аргументы «за» применение компьютерных технологий через соотнесение потребностей человека (в соответствии с иерархической теорией потребностей А. Маслоу) с возможностями компьютера.
Сама пирамида – классификация внутренних потребностей человека. Слева - их трактовка, и мотивы, которые формируются по мере удовлетворения потребностей низшего уровня. |
| Справа – как обучение с применением КТ способствует этому самому удовлетворению, что приводит к развитию мотивов высшего уровня, а это, в свою очередь, к развитию личностных характеристик ребенка. |
Таким образом, можно увидеть, как включение ИКТ в процесс обучения помогает способствовать становлению человека, способного проявить себя в различных видах деятельности, имеющего внутренний потенциал и способность к самосовершенствованию.
Такова моя педагогическая концепция. Мой педагогический опыт совсем ещё невелик, поэтому «я и творить, и натворить умею». Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд. И ради моих учеников, а также вместе с ними я буду стремиться к вершине этого мастерства, ориентируясь не на план урока и не на модные тенденции, а на глаза детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...
Педагогическая концепция
Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-52220-1587061458.jpg)
Моя педагогическая концепция
Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...
Педагогическая концепция воспитания
Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка через авторскую программу «Я познаю мир через мой родной язык» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-155657-1354364888.jpg)
Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.
1. Цель, стоящая перед педагогическим коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-129984-1351955196.jpg)
Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146175-1353247198.jpg)
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...