Педагогическая концепция
материал на тему

Свою педагогическую концепцию я представлю в виде пирамиды. Слово «пирамида», в дословном переводе с греческого означает «огонь, который внутри». Под «огнём»  понимается  наличие энергетического потока как внутри, так и снаружи пирамиды, который благотворно влияет на окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция.

Свою педагогическую концепцию я представлю в виде пирамиды. Слово «пирамида», в дословном переводе с греческого означает «огонь, который внутри». Под «огнём»  понимается  наличие энергетического потока как внутри, так и снаружи пирамиды, который благотворно влияет на окружающий мир.

Я надеюсь, что моя «педагогическая» пирамида приведёт к вершине успешного становления личности каждого моего ученика.

XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации, её многопрофильность сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь невозможно. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею – не умею,  владею – не владею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ученика.

Ключевой целью образования XXI века признаётся создание условий для становление таких качеств, как умение жить, умение жить вместе, умение работать, умение учиться.

   В свою очередь иными становятся и задачи учителя – не учить, а побудить, не оценить,  а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником интеллектуального и духовного импульса, побуждающего к действию.

Своё предназначение как учителя я вижу в том, чтобы помочь детям выбрать ту дорогу, которая позволит им интегрироваться в зрелую жизнь, максимально реализовать себя, быть успешными и самостоятельными.

Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: создание оптимальных условий для личностной самореализации каждого учащегося. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества, способного сорганизоваться для совместной постановки и решения учебных задач.

Моя педагогическая «пирамида» строится из 4 основных блоков:

- гуманно-личностный подход к ребёнку;

- деятельностный подход в обучении;

- учебное сотрудничество;

- ниформационно-коммуникационные технологии.

Гуманно-личностный подход к ребёнку объединяет следующие идеи (по Г.К. Селевко – И.К. Тихомировой):

- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;

- создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание к нему;

- исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других недостатков ребёнка, принимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка;

- организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях.

- учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому;

- завоёвывать уважение и доверие учеников, для чего относится к себе самому как к личности и быть личностью.

Педагогика начальной ступени должна быть сугубо оптимистичной. Школьная жизнь должна стать для каждого смыслом его собственной жизни. Главный метод гуманно-личностного похода – доставлять ребёнку радость в общении с учителем. Для этого используются следующие приёмы:

- приём «глаза в глаза»;

- приём «смех»;

- приём гласности;

- закон взаимности – пусть педагог всегда спешит к детям, радуется встречи с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече;

- доброе слово – лекарство- дело не в словах, а в тоне, каким они произносятся;

- знамёна романтики;

- речевое воспитание. К сожалению, вежливые, приветливые, ласковые слова употребляют реже, чем грубые, обидные, бранные. Усваивая речевую грязь, дети усваивают и нравственную.

- Его величество – вопрос;

- улыбка.

Ш. А. Амонашвили сказал: «О, урок, ты – солнце!» Принципы «солнечного» урока.

1. Принцип продолжения жизни ребёнка на уроке.

2. Положительный эмоциональный настрой.

3. Установление деловых отношений с детьми.

4. Ведение урока в соответствующем темпе.

5. Очеловечивание знаний,  приоритет развития ума.

6. Сотрудничество.

7. Творчество.

8. Игры-учёбы.

Содержанием и высшей ценностью современной модели общества становится свободный и творческий человек, яркая индивидуальность, раскрывающаяся в разнообразных видах деятельности и в общении. Вот почему на уроках я стремлюсь системно включать своих учеников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия. При этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

- уроки открытия нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

На уроках первого типа организуется процесс самостоятельного построения учащимися нового знания. На уроках рефлексии школьники закрепляют полученные знания и умения, одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также освоению алгоритмов обобщенных способов действий. Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода введения нового знания включает в себя следующие шаги

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире.

Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоении на уровне социально безопасного  минимума (государственного образовательного стандарта).

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов  учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности связан с формированием у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Обучение на основе деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:

Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Учебное сотрудничество.

Умеющий учиться – это  тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.

В начальной школе таким источником становится учитель, который создаёт ситуацию «открытого незнания» через постановку учебной задачи. Ученик и учитель становятся сотрудниками для решения учебной задачи, их отношения строятся как взаимодействие равноправных субъектов образовательного процесса. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.

Осмысленность обучения в начальной школе обусловлена взаимоотношениями в учебном коллективе. Установлено, что усвоение универсальных способов действий требует от учащихся умения посмотреть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, то есть продуктивного сотрудничества друг с другом. Организуя групповую или парную работу на уроке, учитель ставит детей перед необходимостью договориться об общем способе действия и согласовать свои точки зрения.

Отношение к себе как субъекту собственных знаний порождает инициативность ребёнка в учебной работе – стремление отстаивать свои убеждения или целенаправленно менять их. Так возникает умение совершенствовать, учить самого себя. Это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно.

Современный ЧЕЛО – ВЕК – это лицо XXI века. А XXI век  - это век нового информационного пространства. Ведущим источником информации является персональный компьютер. В то же время персональный компьютер – это увлекательная игрушка, в которую дети могут играть без перерыва. Школа просто обязана использовать уникальную возможность перевода игровых интересов в познавательные, тем самым способствуя формированию образовательного идеала XXI века.

Информационно-компьютерные технологии могут осуществляться в трёх вариантах.

Как проникающая – применение ИКТ на отдельных темах, разделах, для отдельных дидактических задач.

Как основная – определяющая, наиболее значимая из всех применяемых технологий.

Как монотехнология – когда всё обучение опирается на применение ИКТ.

В условиях начальной школы мы считаем наиболее рационально применения проникающего варианта ИКТ. В данном случае ИКТ помогают более чётко и наглядно оформить учебный материал, сделать его максимально удобным для усвоения. Применение ИКТ не столько способствуют наполнению ученика знаниями, сколько развитию познавательного интереса и умения оперировать полученными знаниями.

Ещё более убедительными мы считаем аргументы «за» применение компьютерных технологий через соотнесение потребностей человека (в соответствии с иерархической теорией потребностей А. Маслоу) с возможностями компьютера.                                                                                                        

Сама пирамида – классификация   внутренних  потребностей человека.

Слева -  их трактовка,  и  мотивы, которые  формируются  по мере  удовлетворения  потребностей низшего  уровня.  

 

Справа – как  обучение с применением КТ  способствует  этому  самому  удовлетворению, что приводит к развитию мотивов высшего уровня, а это, в свою очередь, к   развитию   личностных   характеристик  ребенка.

Таким образом, можно увидеть, как включение ИКТ в процесс обучения помогает способствовать становлению человека, способного проявить себя в различных видах деятельности, имеющего внутренний потенциал и способность к самосовершенствованию.

Такова моя педагогическая концепция. Мой педагогический опыт совсем ещё невелик, поэтому «я и творить, и натворить умею». Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд. И ради моих учеников, а также вместе с ними я буду стремиться к вершине этого мастерства, ориентируясь не на план урока и не на модные тенденции, а на глаза детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...

Педагогическая концепция

Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...

Моя педагогическая концепция

Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...

Педагогическая концепция воспитания

Воспитание как педагогический  компонент  социализации ребёнка через авторскую программу  «Я познаю мир через мой родной язык»   ...

Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.

1.  Цель, стоящая перед педагогическим  коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...

Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...