Условия эффективности организации образовательного процесса в первом классе
статья (1 класс) на тему

Морозова Светлана Васильевна

Данный материал поможет учителям, работающим в первом классе, правильно и эффективно  организовать образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Поступление в школу - важный момент в жизни каждого ребёнка. На смену беззаботности приходит ответственная школьная жизнь. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, что является для первоклассников тяжёлым испытанием. Методические рекомендации помогут учителям, работающим в 1 - х классах, правильно организовать образовательный  процесс.

Основное условие успешного обучения детей в школе - знание особенностей развития, специфики восприятия данной возрастной группы. Но когда говорят о возрастных особенностях детей в связи со школьным обучением, имеют в виду не только развитие психики, а и более широкую социально-психологическую готовность. Ведь обучение в школе требует определённого поведения ребёнка, способности принять установленные правила и нормы, наличия устойчивых положительных мотивов учения. Наблюдая за детьми, исследования показали, что ученики успешно переключаются на учебную деятельность как ведущую. Наряду с положительными свойствами дети обладают качествами, которые затрудняют организацию педагогического процесса. У детей отмечается лёгкая возбудимость, неустойчивость внимания, ранимость психики. Непосредственный процесс усвоения знаний длится 3-5 минут, после чего наступает утомление, ослабевает внимание. В то же время в этом возрасте дети способны длительное время участвовать в игровой деятельности. От такой игры легко перейти к игре дидактической, что поможет в усвоении знаний.

Большое значение в успешной адаптации детей в первом классе имеют мотивы. Мотив - это то, ради чего хочет ребёнок пойти в школу, стать учеником, школьником. Дети называют разные причины. Вместе с тем наблюдения показывают, что мотивы учения у первоклассников неустойчивые, особенно познавательные. Детей интересуют не столько сами знания, сколько формы учения, разнообразные пособия, красивые учебные книги, наглядный материал. Это учитель должен учесть при организации образовательного процесса.

Успех в учении во многом зависит от правильной организации режима дня в первом классе: продолжительность уроков и перемен, организация самого урока, т.е. умелое чередование работы и отдыха детей, динамические паузы, физическая нагрузка, правильная посадка и т.д. Во всём нужно уловить норму: ни больше, ни меньше, ни короче, ни длиннее. Значит, требуется пристальное внимание, глубокое наблюдение учителей за результатами своих действий, анализ, осмысливание, соотнесение всех замеченных фактов, вывод, проверка и перепроверка.

Всё это является важным условием организации образовательного процесса в первом классе.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет люб...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах»

Цель моего  обобщения  применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе, формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающег...

Организация образовательного процесса в 1 классе

Организация образовательного процесса в 1 классе...