Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Современный урок: эффективная организация
образовательного процесса»
Современный урок – это образовательный продукт творческой деятельности педагога, основанный на знании теории, анализе своей реальной педагогической ситуации и своих особенных возможностей, в котором оптимально сочетаются принципы развивающего образования и наиболее эффективные методы и приемы традиционного образования.
Работаю учителем-дефектологом в 1-4 классах.
Рабочие программы по предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой. М: « Просвещение» 2010.
Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что подготовка к уроку – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.
Это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.
Очень важно на уроках использовать следующие методы и приёмы:
-создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
-положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества;
-рефлексия;
-метод личного примера (например, при объяснении произношения каких-либо звуков);
-рациональная нагрузка на уроке содержания учебного материала;
-выбор цели и средств ее достижения;
-проведение физминуток;
-соответствие дидактического материала;
-соблюдение санитарно-гигиенических требований;
-регулирование действий учеников;
-побуждение учащихся к деятельности на уроке и развитие интереса к уроку;
чередование труда и отдыха.
Каждый урок должен быть воспитывающим и коррекционно - развивающим.
Излагаемый материал должен быть доступным, достоверным, научным, практическим, должен быть связан с жизнью. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся,
Урок должен быть оснащен:
-техническими средствами обучения;
-дидактическим материалом (иллюстрации, таблицы, тесты, схемы, перфокарты, наглядности.);
Весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
Стараюсь работать на заинтересованности учеников к предмету, использую на уроках следующее:
-учебник;
-наглядность;
-индивидуальные карточки ;
-дополнительную литературу;
-ИКТ ,
Применяю всевозможные формы урока:
-традиционный урок;
-урок повторения;
-урок закрепления;
-урок контроля:
-урок-сказка;
-урок-путешествие;
-интегрированный урок;
-урок-соревнование:
При подготовке к уроку в школе VIII вида следует помнить порядок составления и ведения урока, приведу примерный план урока, 1 класс, при изучении темы по чтению и развитию речи : Звук и буква Д.
1.Тема урока: Звук и буква Д.
2.Цель урока: Знакомство учащихся с графическим образом буквы Д.
3.Задачи урока:
образовательные: научить выделять звук [д] , в слове на слух- при произношении слова учителем и самостоятельно ;научить читать слоги и слова с буквой Д.
коррекционно-развивающие:
коррегировать и развивать фонематический слух, расширять активный словарь учащихся;
воспитательные:
создавать атмосферу доброжелательного отношения друг к другу, развивать интерес к предмету, строить ситуации, требующие взаимопомощи.
4Тип урока: комбинированный.
5 Методы и приёмы обучения: (словесные, наглядные, практические). 6.Организация детей, психологическая установка на продуктивную работу
7 Повторение изученных букв;
8.Изучение нового материала;
-артикуляционная гимнастика;
-выделение звука [д] в начале слова, характеристика звука;
-рассмотрение образца буквы «Д» и его анализ;
-составление буквы «Д» из полосок синей бумаги;
9.Физкультминутка « Домики»;
10.Выделение звука «д» в начале слова, на конце и в середине слова;
11.Чтение слогов с буквой д, составление слогов и слов;
12.Речевая разминка (повторение звуков [д] и [т];
13.Физкультминутка «Огород»;
14.Работа с букварём;
-чтение столбиков слогов и слов (хором, индивидуально, вслед за учителем);
-беседа по картинкам, по сюжетной картине;
-чтение рассказа, составление вопросов по нему учащимися и ответы на них;
- чтение слов парами с целью дифференциации сходных по начертанию букв;
15.Итог урока.
Элементы игры, включённые в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой материал является для них действенным подкреплением познавательного мотива, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивости, работоспособности и создаёт дополнительные условия для появления радости, удовлетворённости, чувства коллективизма, способствует толерантному общению. Конечно же, игровые моменты, включённые в урок, должны быть обучающего характера и мотивационным. А для учащихся классов КРО самая лучшая мотивация-это яркая фабула поставленной перед ними задачи.
Например:
Игра «Верный ответ».
По первым буквам составь слово.
Утюг, телевизор, кресло, автобус (утка)
Игра «Звуки Ч-Щ» (с перекидыванием кубика).
Звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовёте слово. Тот, кому я брошу кубик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ].
Чайник, щенок, ящик, очки, щётка, щука, чашка, лещ, пища, плащ.
Игра «Верно-неверно».
Использую ее для проверки знания табличных случаев умножения и деления, суть игры: Называю пример на табличные случаи умножения или деления и кидаю кубик кому-нибудь из учеников. Ребенок ловит кубик, называет ответ и возвращает кубик учителю.
Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи.
Правила работы со скороговоркой.
Опять пять ребят нашли пять опят.
-прочитай скороговорку медленно
-подумай, о чём в ней говорится?
-проговори скороговорку медленно вслух
-проговори скороговорку шепотом: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
-произнеси скороговорку так, как будто ты делишься тайной со своим другом, произнеси радостно, грустно.
прочитайте скороговорку про себя, шепотом, а потом расскажите друг другу.
(зрительное восприятие)
-посмотрите внимательно на запись скороговорки на доске и скажите, какие буквы встречаются в ней чаще всего? т-5 раз,я-5 раз, п - 4 раза?
(развитие моторики рук.)
-давайте изобразим действие ,описываемое в скороговорке ,руками ( одна рука ребёнка - ребята, другая –опята (дети поочерёдно соединяют пальцы одной рукой, с пальцами другой. А теперь положим опята в корзину(дети сцепляют пальцы рук.)
Творческие работы и задания формируют положительное отношение к учебной деятельности, к развитию любознательности.
Прочитайте 1 слог. Если перед слогом ар поставить букву к, какое слово получится? (кар)
2) Прочитайте 2 слог. Если перед слогом ол поставить букву п, какое слово получится? (пол)
3) Прочитайте 3 слог. Если перед слогом ур поставить букву м, какое слово получится?(мур) .
Систематическое применение названных приёмов и методов дает возможность повысить эффективность обучения.
Литература.
1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе) VIII вида М.2001 г.
2. Воронкова В.В. Коломыткина И.В. Букварь для специальных(коррекционных) учреждений VIII вида.М.2011 г.
3.Белошистая.А.В
Математика и конструирование в 1 классе.М.2004 г.
4.Додух. Н. В. Письмо и развитие речи 1-4 классы., Издательство «Учитель» 2011 г.
5.Л.В.Зубарева Коррекция письма на уроках 1-2 классы. Издательство «Учитель» 2005 г.
6.Павлова Н.В. педагогическая практика в начальных классах коррекционной школы. учеб-мет. пособие Саратов. Изд.центр « Наука», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!
В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...
Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса
Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса...
«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет люб...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях
Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...
«Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в рамках введения ФГОСООО».
Аннотация: современные педагогические технологии являются необходимым условием эффективности образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО. Они направлены на развитие личности ученика, переход ...