Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
статья на тему

Выступление на МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr_urok_-konferentsiya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок: эффективная организация

образовательного процесса»

      Современный урок – это образовательный продукт творческой деятельности педагога, основанный на знании теории, анализе своей реальной педагогической ситуации и своих особенных возможностей, в котором оптимально сочетаются принципы развивающего образования и наиболее эффективные методы и приемы традиционного образования.

       Работаю учителем-дефектологом в 1-4 классах.

  Рабочие программы  по предметам составлены  на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 1-4классы  под редакцией  В.В. Воронковой. М:                « Просвещение» 2010.

        Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что подготовка к уроку  – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.

      Это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.

        Очень важно на уроках использовать следующие  методы и приёмы:

-создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

-положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества;

-рефлексия;

-метод  личного примера (например, при объяснении произношения каких-либо звуков);

-рациональная нагрузка на уроке содержания учебного материала;

-выбор цели и средств ее достижения;

-проведение  физминуток;

-соответствие дидактического материала;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований;

-регулирование действий учеников;

-побуждение учащихся к деятельности на уроке и развитие  интереса к уроку;

чередование труда и отдыха.


    Каждый урок  должен быть воспитывающим и коррекционно  - развивающим.

Излагаемый материал должен быть  доступным, достоверным, научным, практическим,  должен быть связан с жизнью.  На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся,


       Урок должен быть оснащен:

-техническими средствами обучения;

-дидактическим материалом (иллюстрации, таблицы,   тесты, схемы,  перфокарты, наглядности.);

Весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.  

       Стараюсь работать на заинтересованности учеников к предмету, использую на  уроках  следующее:
-учебник;
-наглядность;
-индивидуальные карточки ;
-дополнительную литературу;
-ИКТ ,

        Применяю всевозможные формы урока:
-традиционный урок;
-урок повторения;
-урок закрепления;
-урок контроля:
-урок-сказка;

-урок-путешествие;
-интегрированный урок;
-урок-соревнование:

            При подготовке к уроку в школе VIII вида следует помнить порядок составления и ведения урока, приведу примерный  план урока, 1 класс, при изучении темы по чтению и развитию речи : Звук и буква Д.

1.Тема урока: Звук и буква Д.

2.Цель урока: Знакомство учащихся с графическим образом буквы Д.

3.Задачи урока:

  образовательные: научить выделять звук [д] , в слове на слух- при произношении слова учителем и самостоятельно ;научить читать слоги и слова с буквой Д.

коррекционно-развивающие:

коррегировать и развивать фонематический слух, расширять активный словарь учащихся;

воспитательные:

создавать атмосферу доброжелательного отношения   друг к другу, развивать интерес к предмету, строить ситуации, требующие взаимопомощи.

4Тип урока: комбинированный.

5 Методы  и приёмы обучения: (словесные, наглядные, практические). 6.Организация детей, психологическая установка на продуктивную работу

7 Повторение изученных букв;

8.Изучение нового материала;

 -артикуляционная гимнастика;

-выделение звука [д] в начале слова, характеристика звука;

-рассмотрение образца буквы «Д» и его анализ;

-составление буквы «Д» из полосок синей бумаги;

9.Физкультминутка « Домики»;

10.Выделение звука «д» в начале слова, на конце и в середине слова;

11.Чтение слогов с буквой д, составление слогов и слов;

12.Речевая разминка (повторение звуков [д] и [т];

13.Физкультминутка «Огород»;

14.Работа с букварём;

-чтение столбиков слогов и слов (хором, индивидуально, вслед за учителем);

-беседа по картинкам, по сюжетной картине;

-чтение рассказа, составление вопросов по нему учащимися и ответы на них;

- чтение слов парами с целью дифференциации сходных по начертанию букв;

15.Итог  урока.

        Элементы игры, включённые в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой материал является для них действенным подкреплением познавательного мотива, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивости, работоспособности  и создаёт дополнительные условия для появления радости, удовлетворённости, чувства коллективизма, способствует толерантному общению. Конечно же, игровые моменты, включённые в урок, должны быть обучающего характера и мотивационным. А для учащихся классов КРО самая лучшая мотивация-это яркая фабула поставленной перед ними задачи.

Например:

     Игра «Верный ответ».

По первым буквам составь слово.

Утюг, телевизор, кресло, автобус (утка)

      Игра «Звуки Ч-Щ» (с перекидыванием кубика).
Звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовёте слово. Тот, кому я брошу кубик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.

   

        Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ].

Чайник, щенок, ящик, очки, щётка, щука, чашка, лещ, пища, плащ.

   

        Игра «Верно-неверно».

 Использую  ее для проверки знания табличных случаев умножения и деления,  суть игры:  Называю пример на табличные случаи умножения или деления и кидаю кубик кому-нибудь из учеников. Ребенок ловит кубик, называет ответ и возвращает кубик учителю.

     Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи.

 Правила работы со скороговоркой.
Опять пять ребят нашли пять опят.

-прочитай скороговорку медленно

-подумай, о чём в ней говорится?

-проговори скороговорку медленно вслух

-проговори скороговорку шепотом: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

-произнеси скороговорку так, как будто ты делишься тайной со своим другом, произнеси радостно, грустно.

прочитайте скороговорку про себя, шепотом, а потом расскажите друг другу.
(зрительное восприятие)
-посмотрите внимательно на запись скороговорки на доске  и скажите, какие буквы встречаются в ней чаще всего? т-5 раз,я-5 раз, п - 4 раза?
(развитие моторики рук.)
-давайте изобразим действие ,описываемое в скороговорке ,руками ( одна рука ребёнка - ребята, другая –опята (дети поочерёдно соединяют пальцы одной рукой, с пальцами другой. А теперь положим опята в корзину(дети сцепляют пальцы рук.)

         Творческие работы и задания формируют положительное отношение к учебной деятельности, к развитию любознательности.

Прочитайте 1 слог. Если перед слогом ар поставить букву к, какое слово получится? (кар)
2) Прочитайте 2 слог. Если перед слогом ол поставить букву п, какое слово получится? (пол)
3) Прочитайте 3 слог. Если перед слогом ур поставить букву м, какое слово получится?(мур) .

Систематическое применение названных приёмов  и методов дает возможность повысить эффективность обучения.

             Литература.

1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе) VIII вида М.2001 г.

2. Воронкова В.В. Коломыткина И.В. Букварь для специальных(коррекционных) учреждений VIII вида.М.2011 г.

3.Белошистая.А.В

Математика и конструирование в 1 классе.М.2004 г.

4.Додух. Н. В. Письмо и развитие речи 1-4 классы., Издательство «Учитель» 2011 г.

5.Л.В.Зубарева Коррекция письма на уроках 1-2 классы. Издательство «Учитель» 2005 г.

6.Павлова Н.В. педагогическая практика в начальных классах коррекционной школы. учеб-мет. пособие Саратов. Изд.центр « Наука», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса...

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет люб...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях

Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...

«Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в рамках введения ФГОСООО».

Аннотация: современные педагогические технологии являются необходимым условием эффективности образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО. Они направлены на развитие личности ученика, переход ...