Из опыта работы учителей, подготовивших победителей районных предметных олимпиад.
материал (3 класс) на тему

Исайкина Елена Михайловна

Подготовка к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx889.56 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителей, подготовивших победителей районных предметных олимпиад.

C:\Users\22кабинет\Desktop\Documents\Школа молодого педагога областной1\Изображение111 128.jpg

Исайкина Елена Михайловна –учитель начальных классов.

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» требует от  выпускника современной школы сформированную  готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Школа является  важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание  личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой серьёзные цели  и стремились к их достижению.  В данном случае этому способствует работа с талантливыми детьми в рамках олимпиадного движения.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования, а также являются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

Работу по подготовке к олимпиадам можно вести в двух направлениях: в урочной и внеурочной деятельности.

Система подготовки участников олимпиад: 

1. Базовая школьная подготовка по предмету;

2. Подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы, заседания Научного общества);

3. Самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

4. Целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством наставника (ментора, научного руководителя , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Система работы по подготовке наиболее заинтересованных учащихся к предметным олимпиадам предусматривает различные формы работы, предполагающие различные виды деятельности как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности:

- дифференцированную индивидуальную работу (творческие задания, задания исследовательского характера, рефераты, доклады, сообщения, презентации);

- групповую (дискуссии ,  совместные исследовательские проекты);

- занятия-консультации;

- массовую работу (встречи с интересными людьми,  участие в предметных неделях , школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).

В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов.

1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи;

2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.

3. Мозговой штурм: обсуждение решений;

4. Подсказка.

   5. Консультация преподавателя.

                                    Подготовка школьников к олимпиадам. 

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

1.Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года

    2. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

3. Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ?

На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам. 

                                Условия подготовки к олимпиадам:

Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.

     Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя  Методика. Диагностики одаренности младших школьников.    Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета. 

Цель диагностики: Выявление направленности интересов и склонностей младших школьников. После проведения диагностики полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

1-2 класс

-коммуникативные интересы

-природа и естествознание

3-4класс

-Интеллектуальная

-творческая

-литературная

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению литературы учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).  Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся со 2 класса.   Начинаем со школьных предметных олимпиад. И уже к 4-му классу имею резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады. Одновременно с выявлением школьников интересующихся литературой   и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам по другим предметам.

 Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2.Составила программу работы с одаренными детьми. Одним из разделов  был:

План индивидуальной работы с одарённым ребёнком. 

1. Индивидуальная работа

2. Урочные и внеурочные мероприятия

Занятия в кружке ,подготовка к конкурсам, предметным олимпиадам  ,участие в  международных и  всероссийских конкурсах, в работе научного общества учащихся.

                                                                                         

C:\Users\22кабинет\Desktop\Documents\фото 2010-2014\фото 2а класс\конференция 2 кл\DSC_0867.jpg    C:\Users\22кабинет\Desktop\Documents\фото 2010-2014\фото 2а класс\прект фото\666.JPG

                                                             Внеклассные  мероприятия

Конкурсы рисунков, проектная деятельность, концерты.

C:\Users\22кабинет\Desktop\Documents\фото 2010-2014\фото 2а класс\фото частушки о здоровье\DSC02193.JPGC:\Users\22кабинет\Desktop\Documents\фото 2010-2014\фото 3 класс\фото 7марта\DSC_0324.JPG

C:\Users\22кабинет\Desktop\Documents\фото 2010-2014\фото 3а\3а конференция\DSC_0861.JPGC:\Users\22кабинет\Desktop\Documents\фото 2010-2014\фото 3а\урок труда\P9252436.JPG

\\192.168.0.17\папка обмена\Исайкина Е.М\фото осень 13\DSC_0362.JPGC:\Users\22кабинет\Desktop\урок труда\P9132340.JPG

DSC_0444

                                            3.Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные  конкурсы,  кружки .

 Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

4.  Мною была составлена « Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества  одаренных детей» на 2011-2014учебный год. Занятия проводила 1 раз в неделю.

Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.

Результаты моей работы :

Участие учащихся в районных олимпиадах.

2012 -2013г –Каргаполова Яна- 3 место –литературное чтение

2013-2014г- Каргаполова Яна -2 место –литературное чтение

                    При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

В моем классе родители являются постоянными помощниками и участниками мероприятий. Приветствуют участие детей  в различных конкурсах , олимпиадах, исследовательских работах.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становлении

Данная работа с одарёнными детьми поможет каждому ребёнку научиться ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения задач. Системная работа по подготовке к олимпиадам ориентирует на углубленное знание предмета, на успешное участие в олимпиадах .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...