Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)
статья по чтению по теме
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_prirodoosobraznoy_tehnologii_a._kushnira.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира
в учебно-воспитательном процессе
(из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)
«Чтение -это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя…»
В.А.Сухомлинский
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? При обучении чтению ребенка существует, как правило, один критерий проверки умения читать – проверка техники чтения. Но ребенок, сосредоточившийся на техники чтения, теряет смысловую нить. Целостность восприятия текста обеспечивается лишь после многократного прочтения, в результате чего опять же теряется актуальность повествования. Чтение остается неполноценным с точки зрения его познавательной функции. На уроке чтения должна идти не работа над развитием навыка, не работа с произведением, а жизнь вместе с героями рассказа, сопереживание им.
Построить урок, таким образом, помогает технология обучения чтению, разработанная под руководством кандидата психологических наук А. М. Кушнира. Работая в традиционной системе обучения и используя данную технологию, нам удалось оптимизировать процесс речевого развития младших школьников и повысить уровень сформированности учебных умений, который соответствует требованиям государственного стандарта образования.
На протяжении 10 лет в рамках городского методического объединения работает творческая группа по проблеме внедрения данной технологии в учебно-воспитательный процесс. В состав группы входят 15 учителей школ города и района. Наша цель – активно внедрять и использовать данную технологию для стимулирования активности учителей и детей, раскрытия их творческого потенциала. Вместе анализируем и оцениваем педагогическую практику, ищем возможные пути оптимизации чтения. Творческой группой были разработаны методические рекомендации для учителей, начинающих работать по данной технологии. Наработанным опытом по совершенствованию чтения и говорения делимся на творческих отчетах.
В классах, где обучение чтению строится по данной технологии, темп чтения вслух и про себя выше, чем в классах с традиционным обучением. В среднем к концу 2 класса скорость чтения ребенка вслух достигает 80 – 90 слов в минуту, к концу 4 класса 120 -150 слов. А осознанность чтения достигает 90%.
Главная цель нашей работы - влюбить детей в книгу, в чтение.
Опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «5» и «4») в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения от 100 слов в минуту.
С первых дней обучения в нашей школе целенаправленно идёт подготовка детей к слушанию и говорению, т.к. несформированность навыков слушания и говорения влияет на чтение и письмо.
В сентябре первоклассники знакомятся со всеми буквами одновременно. Дети учатся следить глазами по тексту, который читает учитель. Читая вместе с учителем, повторяя за ним, ученики начинают чувствовать выразительные средства языка. На всех этапах обучения грамоте детям предлагаются подобранные тематическим принципом слова, частоговорки, стихи которые помогают лучшему запоминанию букв, различные логические упражнения, хоровое чтение с элементами соревновательности. Игра расширяет кругозор детей, способствует закреплению навыков чтения. С интересом работают дети с кроссвордами, ребусами, играют в «Словесный футбол» и др.
Такой подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за 2 – 2,5 месяца.
Прежде чем приступать к самостоятельному чтению книг, ученик должен научиться знакомиться с книгами. Эта работа проводится на уроках внеклассного чтения. В каждом классе созданы маленькие библиотеки, где дети могут брать понравившиеся им книги. В первом полугодии 1 класса роль библиотекаря выполняет учитель, а затем дети выбирают библиотекаря - хорошо читающего ученика. Уроки внеклассного чтения - занятия, которые формируют в детях читательскую самостоятельность.
Технологию Кушнира используем не только на уроках чтения, но и на уроках окружающего мира, во внеклассной работе. Это чтение с диктором, экспресс-опрос, пение песен по тексту с музыкой и уроки устного слова, которые очень нравятся детям.
От чтения вслух нужно двигаться не к чтению про себя, а к совершенствованию публичного выступления – советует А.М.Кушнир. При планировании учебного материала по чтению, окружающему миру планируются уроки устного слова, как итоговый урок по изученному разделу. Методика проведения уроков устного слова используется также во внеклассной работе при проведении коллективно-творческих дел. Используются самые различные формы: поэтический марафон, клуб знатоков, фольклорные праздники, уроки-концерты, конкурсы рассказчиков и др. Сообщения, делаемые детьми, могут быть самыми разными как по содержанию, так и по форме. Содержание выступления может быть связано с читаемыми книгами, изучаемой темой по предмету, с ожидающимся праздником. Итогом таких обобщающих уроков являются творческие работы учащихся.
На сегодняшнем этапе мы имеем следующие результаты:
- дети полюбили уроки чтения;
- владеют навыками дискуссии;
- умеют сформулировать и задать вопрос по содержанию прочитанного;
- легко и грамотно работают с текстом, выражают свое отношение к герою;
- вырос объем чтения на уроках;
- выросла читательская активность;
- возросла техника чтения.
Успехи, достигнутые учащимися, радуют. Сейчас преждевременно говорить о полном совершенстве техники чтения у каждого из детей нашей школы, но тот факт, что в коллективе создана читающая среда, что дети бегут в библиотеку, приносит нам чувство удовлетворения.
Руководитель
муниципальной творческой группы: Козлова Альбина Ринатовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2016-2021гг) учителя начальных классов МБОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Кутуевой Ильсеяр Накиповны
Тема самообразования: Активация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе Цели: -обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся; - повышение качества учеб...
Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя МБОУ "Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан" Тимряковой Ирины Петровны.
Индивидуальная план на меажаттестационный период поможет учителю составить перечень мероприятий на 5 лет....
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов МБОУ "Киятская СОШ Буинского муниципального района Республики Татарстан" Никитиной Ирины Николаевны.
Развитие навыков учебной самостоятельности и самооценкимладших школьников....
ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2017-2021 гг) учителя начальных классов МБОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Салиховой Алсу Даниловны
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование – процесс с...
План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год МБОУ «СОШ №2 г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Основные задачи методической работына 2021 – 2022 учебный год Тема: «Повышение эффективности качества образования, проектно- исследовательской деятельности учащихся, как средств...
Отчет школьного методического объеденения начальных классов за 2020-2021 учебный год МБОУ «СОШ №2 г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Тема МО: «Повышение эффективности качества образования, проектно- исследовательской деятельности учащихся, как средство мотивации в обучении, в условиях реализации ФГОС НОО»...