Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", 2 класс, Холодова
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
финансово-экономический лицей г. Пензы
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей _______________________ ФЭЛ №29 Руководитель МО ______________________ Протокол № _____ «_____»________2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ФЭЛ №29 ___________________ «_____»________2014 г. | УТВЕРЖДАЮ директор ФЭЛ №29 ___________________ Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 28 августа 2014 г Приказ № __________ от «_____»________2014 г. |
Рабочая программа
Внеурочная деятельность
«Юным умникам и умницам»
на 2014/2015 учебный год
класс 2 «А»
Направление: интеллектуальное
Учитель: Карпина Валентина Александровна
Пояснительная записка к рабочей программе к курсу «Умники и умницы»:
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2010 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 34 часа (1 часа в неделю). Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Календарно-тематическое планирование (34 ч.)
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема, тип урока, форма проведения | Универсальные учебные действия |
1 четверть (8 ч.) | ||||
1 | 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |||
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |||
2 четверть ( 8 ч.) | ||||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. | ||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
3 четверть (10 ч.) | ||||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
4 четверть (8 ч.) | ||||
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек | |||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |||
34 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Развитие творческих способностей – одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей слабо развита зрительная и слуховая память, внимание, воображе...
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа курса «Почемучка» по внеурочной деятельности для 2 класса.
Представлена пояснительная записка и перспективно-тематическое планирование курса "Почемучка" 2 класс....
Рабочая программа курса "Умники и умницы.Развитие познавательных способностей"
Рабочая программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с испо...
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Размышляйка» 3 класс (ОВЗ)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Умники и умницы. Развитие познавательных способностей."4 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...