Рабочая программа курса "Умники и умницы. Развитие познавательных способностей."4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy._rabochaya_programma_4_klass.docx | 51.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В 4 классе 68 часов (2 часа в неделю). Программа четвертого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя/добытую самостоятельно;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты (например, математические, такие как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Тренировка психических процессов. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Задания геометрического характера. Уникурсальные кривые. Составление и моделирование предметов. Построение фигур из счетных палочек. Построение фигур из конструктора "монгольская игра", "танграм".
Нестандартные задания алгебраического характера. Арифметический шифр. Математический фокус. Арифметические лабиринты с воротами. Математические ребусы. Магические квадраты 3*3.
Нестандартные задания логического характера. Анаграмма. Комбинаторные задачи. Задачи с альтернативным условием. Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Задания повышенной сложности
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надоначертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
№ | Дата | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на достижение предметных и метапредметных результатов | ||
I четверть – 16 часов | ||||||
01.09-03-09 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить. Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться давать эмоциональную оценку деятельности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Судить о противоположных явлениях. Давать определения тем или иным понятиям. Определятьотношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлятьзакономерности и проводить аналогии. | |||
01.09-03.09 | Развитие концентрации внимания | 1 | ||||
06.09-10.09 | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
06.09-10.09 | Тренировка внимания | 1 | ||||
13.09-17.09 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
13.09-17.09 | Тренировка слуховой памяти | 1 | ||||
20.09-24.09 | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
20.09-24.09 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
27.09-01.10 | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||||
27.09-01.10 | Развитие логического мышления | 1 | ||||
04.10-08.10 | Обучение поиску закономерностей | 1 | ||||
04.10-08.10 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
11.10-15.10 | Совершенствование воображения | 1 | ||||
11.10-15.10 | Развитие наглядно-образного мышления | 1 | ||||
18.10-22.10 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | ||||
18.10-22.10 | Развитие быстроты реакции | 1 | ||||
II четверть – 16 часов | ||||||
08.11-12.11 | Развитие концентрации внимания | 1 | ||||
08.11-12.11 | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
15.11-19.11 | Развитие концентрации внимания | 1 | Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве. В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение. Учиться отличать верно и неверно выполненное задание. Ориентироваться в своей системе знаний. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать. Преобразовывать информацию. Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Выполнять различные роли в группе. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Давать определения понятиям. Определятьотношения между предметами. Выявлятьзакономерности и проводить аналогии. | |||
15.11-19.11 | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
22.11-26.11 | Тренировка внимания | 1 | ||||
22.11-26.11 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
29.11-03.12 | Тренировка слуховой памяти | 1 | ||||
29.11-03.12 | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||||
06.12-10.12 | Развитие логического мышления | 1 | ||||
06.12-10.12 | Обучение поиску закономерностей | 1 | ||||
13.12-17.12 | Совершенствование воображения | 1 | ||||
13.12-17.12 | Развитие наглядно-образного мышления | 1 | ||||
20.12-24.12 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | ||||
20.12-24.12 | Развитие быстроты реакции, умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
резерв | Развитие концентрации внимания | 1 | ||||
резерв | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
III четверть – 20 часов | ||||||
10.01-14.01 | Тренировка внимания | 1 | Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить. Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться давать эмоциональную оценку деятельности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Судить о противоположных явлениях. Давать определения тем или иным понятиям. Определятьотношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлятьзакономерности и проводить аналогии. | |||
10.01-14.01 | Тренировка слуховой памяти | 1 | ||||
17.01-21.01 | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||||
17.01-21.01 | Развитие логического мышления | 1 | ||||
24.01-28.01 | Обучение поиску закономерностей | 1 | ||||
24.0128.01 | Совершенствование воображения | 1 | ||||
31.01-04.02 | Развитие наглядно-образного мышления | 1 | ||||
31.01-04.02 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | ||||
07.02-11.02 | Развитие быстроты реакции | 1 | ||||
07.02-11.02 | Тренировка концентрации внимания | 1 | ||||
14.02-18.02 | Тренировка внимания | 1 | ||||
14.02-18.02 | Тренировка слуховой памяти | 1 | ||||
21.02-25.02 | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||||
21.02-25.02 | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
28.02-04.03 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
28.02-04.03 | Развитие логического мышления | 1 | ||||
07.03-11.03 | Обучение поиску закономерностей | 1 | ||||
07.03-11.03 | Совершенствование воображения | 1 | ||||
14.03-18.03 | Развитие наглядно-образного мышления | 1 | ||||
14.03-18.03 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | ||||
IV четверть – 16 часов | ||||||
04.04-08.04 | Развитие быстроты реакции, мышления | 1 | Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентироваться в своей системе знаний. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать объекты. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Выполнять различные роли в группе. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Давать определения понятиям. Определятьотношения между предметами. Выявлятьзакономерности и проводить аналогии. | |||
04.04-08.04 | Тренировка концентрации внимания | 1 | ||||
11.04-15.04 | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
11.04-15.04 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
18.04-22.04 | Тренировка внимания | 1 | ||||
18.04-22.04 | Тренировка слуховой памяти | 1 | ||||
25.04-29.04 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
25.04-29.04 | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||||
03.04-06.04 | Совершенствование мыслительных операций | 1 | ||||
03.04-06.04 | Развитие логического мышления | 1 | ||||
10.04-13.04 | Обучение поиску закономерностей | 1 | ||||
10.04-13.04 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | ||||
16.04-20.04 | Совершенствование воображения | 1 | ||||
16.04-20.04 | Развитие наглядно-образного мышления | 1 | ||||
23.04-25.04. | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | ||||
23.04-25.04 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"
В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и УУД....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по "Развитию познавательных способностей" разработана на основе:-авторской программы Холодовой О.А. "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных спо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", 1-4 классы + КТП для 2 класса. Рабочая программа ориентирована на УМК курса "РПС", автор:О.А.Хо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам»
Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс
Рабочая программа и КТП по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс (ЗПР)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" для учащихся 2 класса.
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» 3 класс
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка ...