кружок информатика 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
рабочая программа кружка "Информатика" для 1 класса, расчитанная на 33 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_informatika_1_kl.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Примерной программы начального общего образования, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения 2009 г., (сборник нормативных документов).
Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом «Салтыковской ОШ» - филиал МКОУ «Придорожная СШ» имени А. С. Новикова – Прибоя на 2015-2016 учебный год на 33 часа из расчета 1 час в неделю (исходя из 33 учебных недель в году).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 57/1 от 22.06.2015г «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе».
Актуальность и практическая значимость.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Кружок «Информатика» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.
Цели:
- формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
- развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
- развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Задачи:
1) обучение:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
- познакомить школьников с основными свойствами информации
- научить их приемам организации информации
- формирование общеучебных умений и навыков
- прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией
- формирование умения применять теоретичекие знания на практике
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитие:
- памяти, внимания, наблюдательности
- абстрактного и логического мышления
- творческого и рационального подхода к решению задач;
3 ) воспитание
- настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
- бережного отношения к школьному имуществу,
- навыков здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 33 часа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1час в неделю.
Программа ориентирована на учащихся 1 класса.
Формы и методы работы:
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Форма представления результатов:
Конференции.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
Модуль «Знакомство с компьютером».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
Модуль «Создание рисунков».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
- сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание проектов домов и квартир».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание компьютерных игр».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ;
- сохранять созданные игры и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать компьютерную игру и создавать её при помощи компьютера.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- что такое полное имя файла;
уметь
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
Модуль «Создание текстов».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Модуль «Создание печатных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание электронных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
- включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Модуль «Поиск информации».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Содержание программы
№ | Наименование раздела | Формы деятельности |
1 | Вводный раздел (8 ч) | Фронтальный опрос |
2 | Формальное описание предметов (9 ч) | Фронтальный опрос |
3 | Введение в логику (14 ч) | Фронтальный опрос |
4 | Повторение (2 ч) | Тестирование |
ВСЕГО: 33 часа |
Календарно – тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности | Развитие УУД | Форма контроля | Дата | |
По плану | По факту | ||||||
1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | Знакомство с правилами поведения и ТБ в кабинете информатики | Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; Р: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; К: выслушивание собеседника и ведение диалога; П: использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | Фронтальный опрос | ||
2 | Что умеет делать компьютер? | 1 | Знакомство с функциями компьютера и его основными составляющими | Л: уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; Р: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; К: признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою П: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | Фронтальный опрос | ||
3 | Из чего состоит компьютер? | 1 | Знакомство с составляющими компьютера и его устройствами | Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; Р: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; К: выслушивание собеседника и ведение диалога; П: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | Фронтальный опрос | ||
4 5 | Понятие и назначение курсора. Управление | 2 | Знакомство с понятием и назначением курсора | Л: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; Р: оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла К: признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою П: использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | Фронтальный опрос | ||
6 7 8 | Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» | 3 | Набирать текст по образцу | Л: уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; Р: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; К: выслушивание собеседника и ведение диалога; П: установление причинно-следственных связей; | Индивидуальная работа | ||
Формальное описание предметов | |||||||
9 | Выделение существенных признаков | 1 | Выделять существенные признаки описания предметов | Л: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; Р: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; К: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; П: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | Фронтальный опрос | ||
10 11 | Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное | 2 | Выделять существенные признаки описания группы предметов | Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; Р: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; К: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; П: использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | Фронтальный опрос | ||
12 13 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 2 | Знакомство с закономерностями в расположении предметов и их выявление | Л: уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; Р: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; К: выслушивание собеседника и ведение диалога; П: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | Фронтальный опрос | ||
14 | Понятие множества | 1 | Знакомство с понятием множество | Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; Р: поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. К: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; П: установление причинно-следственных связей; | Фронтальный опрос | ||
15 16 17 | Вложенность и пересечение множеств | 3 | Знакомство с вложенностью и пересечением множеств | Л: уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; Р: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; К: признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою П: использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | Фронтальный опрос | ||
Введение в логику | |||||||
18 19 | Упражнения на развитие внимания | 2 | Выполнять упражнения | Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; Р: поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. К: признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою П: установление причинно-следственных связей; | Индивидуальная работа | ||
20 21 22 | Логика и конструирование | 3 | Знакомство с понятием логика и конструирование | Л: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; Р: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; К: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; П: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | Фронтальный опрос | ||
23 24 25 | Симметрия | 3 | Знакомство с понятием симметрия. | Л: уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; Р: оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла К: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; П: использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | Фронтальный опрос | ||
26 27 | Пропедевтика отрицания | 2 | Знакомство с пропедевтикой отрицания | Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; Р: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; К: признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою П: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | Фронтальный опрос | ||
28 29 30 31 | Решение логических задач | 4 | Выполнять данные логические задачи | Л: уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; Р: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; К: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; П: установление причинно-следственных связей; | Индивидуальная работа | ||
Повторение | |||||||
32 33 | Повторение и закрепление изученного | 2 | Выполнять тест по изученному материалу | Л: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; Р: оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла К: признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою П: использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | Фронтальный опрос Тестирование |
Список литературы
Учебники | Учебно – методические пособия | Медиаресурсы |
1. Сборник «Задачи для развития логики». | Клименченко Д.В. «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год. | |
2. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год | Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год | |
Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2002 год | ||
Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звуки и буквы! кружок 1 класс
Материал для проведения кружка "Занимательная грамматика" 1 класс по теме"Звуки и буквы", с использованием электронного носителя "Обучения грамоте"....
Планирование УМК "Гармония" наглядная геометрия (кружок) 4 класс
Планирование УМК "Гармония" кружок Наглядная геометрия 4 класс 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года (1-2 класс)...
КРУЖОК ИНФОРМАТИКИ " МИКРОША"
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ...
Кружок" Информатика малышам"
Простой и интересный материал для уч-ся начальных классов по информатике для внеурочки...
Кружок Информатика 3 класс
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Программа ВД "Игротека", кружок 1 класс
Подборка игр, направленных на формирование коммуникативных навыков обучающихся....