Кружок Информатика 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014-2015g._kruzhok_informatika_3_klass.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Салымская СОШ №2»
Программа дополнительного образования
в ОУ «Истоки»
Информатика
3 класс (9 лет)
Айтыкина Амина Худжатловна,
учитель начальных классов
п. Салым
2014-2015г.
Пояснительная записка к рабочей программе курса
«Информатика в играх и задачах» 3 класс
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи:
- Формирование навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
- развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)
Особенности построения курса «Информатика »
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ценностей семьи и общества и их уважение,
- чувства прекрасного и эстетических чувств,
- способности к организации своей учебной деятельности,
- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
- готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Логико-алгоритмический компонент
Цель: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В соответствии с учебным планом рабочая программа составлена на 36 часов (1 час в неделю),
что соответствует часам, отведенным авторами программы.
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Основное содержание учебного предмета
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учебно – методическое обеспечение:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.
- А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.
- А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Учебно-тематическое планирование
Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И..
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 3 класс /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007..
№ | Тема урока | Дата | Основные понятия и термины | Требования к уровню подготовки обучающихся | Использование ИКТ | |
I четверть | ||||||
Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» 8 ч. | ||||||
1 | Инструкция по технике безопасности. Человек и компьютер. | Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция по эксплуатации электронно-вычислительных машин. Объект изучения науки информатики. Области применения компьютера. | Технология педагогического общения | |||
2 | Алгоритм | Объект изучения науки информатики. Области применения компьютера. Понятия «алгоритм», «команда алгоритма». Последовательность команд в алгоритме. | Знать понятие алгоритма. Уметь понимать построчную запись алгоритма | |||
3 | Схема алгоритма | Схема алгоритма. Условные обозначения в алгоритме. Составление алгоритма. | Уметь: Понимать построчную запись алгоритмов; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | |||
4 | Ветвление в алгоритме | Условие в алгоритме. Стрелки «да» или «нет» в алгоритме. Ветвление в алгоритме. Выполнение алгоритмов с ветвлениями. | Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | |||
5 | Цикл в алгоритме | Вопросы с ответами «да» или «нет». Повтор выполнения шагов - цикл в алгоритме. | Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | |||
6 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами | Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. | Знать понятие алгоритма. Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | |||
7 | Подготовка к контрольной работе | Параметры. Поиск исходного положения по алгоритму и результату. Ветвления. Циклы. | Знать понятие алгоритма. Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | |||
8 | Контрольная работа№1 по теме «Алгоритмы». | Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | ||||
Раздел 2 «Свойства объекта» 8ч. | ||||||
9 | Состав и действия объекта | Описание объекта. Таблица «Состав - дейсвия».Сравнение состава и действия объектов (загадки). | Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса | |||
II четверть | ||||||
10 | Группа объектов. Общее название | Игры «Назови одним словом» или «Назови предметы группы». Определение объектов в группы. Общее название групп объектов. | Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса( группы однородных предметов) | |||
11 | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы | Общее в составе и действиях группы объектов. Особенное в составе и действиях подгруппы. | Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) | |||
12 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта. | Имена предметов и существ. Обозначение предметов. Общие имена предметов. Единичное имя предмета. Описание отдельных предметов в группе. | Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | |||
13 | Подготовка к контрольной работе | Повторение содержания раздела. | Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | |||
14 | Контрольная работа№2 по теме «Объекты». | Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | ||||
15 | Разбор контрольной работы | Анализ результатов контрольной работы. | Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | |||
16 | Повторение содержания раздела «Свойства объекта». | Повторение содержания раздела. | Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса | |||
III четверть | ||||||
Раздел 3 «Множество» 10 ч. | ||||||
17 | Множество. Число элементов множества. Подмножество | Нахождение ответов на вопросы «Почему?» и «Как понять?». Множество. Элемент множества. Число элементов множества. Подмножество. | Знать понятия множества, подмножество, элемент множества | |||
18 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | Множества и отрицание. Слово «НЕ». Игра «Что на пересечении?». | Знать понятия множества, подмножество, элемент множеств. Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | |||
19 | Пересечение и объединение множеств | Пересечение и объединение двух множеств. Слова «НЕ» и «ИЛИ». | Знать понятия множества, подмножество, элемент множеств. Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | |||
20 | Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). | Высказывание. Истинность высказывания. Истинность высказывания со словом «НЕ». | Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не») | |||
21 | Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ» | Истинность высказываний со словом «И». Истинность высказываний со словом «ИЛИ». | Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не») | |||
22 | Граф. Вершины и ребра графа. | Граф. Вершины графа. Ребра графа. | Уметь: Изображать графы; Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию | |||
23 | Граф с неправильными ребрами | Ориентированный граф. Ребра - стрелки. | ||||
24 | Подготовка к контрольной работе | Взаимное расположение множеств. Слова «И», «ИЛИ», «НЕ». Графы. Цепочки утверждений. Графы для утверждений. | Уметь: Изображать графы; Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | |||
25 | Контрольная работа №3 по теме «Множества». | |||||
26 | Разбор контрольной работы | Анализ результатов контрольной работы. | ||||
IV четверть | ||||||
Раздел 4 «Аналогия. Выигрышная стратегия» 8ч. | ||||||
27 | Аналогия | Игра «Что общего?». Использование аналогии. Мышление по аналогии. | Знать понятие аналогии. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией | |||
28 | Закономерность | Закономерность расположения объектов в цепочке и в таблице. Циклическая закономерность расположения объектов в цепочке. Другие закономерности. | Знать понятие закономерности. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией | |||
29 | Закономерность | Закономерность расположения объектов в цепочке и в таблице. Циклическая закономерность расположения объектов в цепочке. Другие закономерности. | Знать понятие закономерности. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией | |||
30 | Аналогичная закономерность | Такое же или похожее правило. Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. | Уметь: анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность | |||
31 | Аналогичная закономерность | Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. | ||||
32 | Подготовка к контрольной работе | . Повторение содержания раздела«Аналогия. Выигрышная стратегия» . | ||||
33 | Контрольная работа №4 по теме «Аналогия». | |||||
34 | Выигрышная стратегия | Анализ результатов контрольной работы. Стратегия. Выигрышная стратегия - «Секрет выигрыша». | Уметь: анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность | |||
35-36 | Повторение содержания раздела «Аналогия. Выигрышная стратегия». | Повторение содержания раздела. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звуки и буквы! кружок 1 класс
Материал для проведения кружка "Занимательная грамматика" 1 класс по теме"Звуки и буквы", с использованием электронного носителя "Обучения грамоте"....
Планирование УМК "Гармония" наглядная геометрия (кружок) 4 класс
Планирование УМК "Гармония" кружок Наглядная геометрия 4 класс 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года (1-2 класс)...
КРУЖОК ИНФОРМАТИКИ " МИКРОША"
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ...
Кружок" Информатика малышам"
Простой и интересный материал для уч-ся начальных классов по информатике для внеурочки...
кружок информатика 1 класс
рабочая программа кружка "Информатика" для 1 класса, расчитанная на 33 часа...
Программа ВД "Игротека", кружок 1 класс
Подборка игр, направленных на формирование коммуникативных навыков обучающихся....