Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы
статья на тему
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_vypusknika_nach.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы
Салахова Лилия Ансаровна, учитель высшей квалификационной категории,
МБОУ «СОШ №5» Чистопольского муниципального района РТ
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
Развитие личности ребенка – процесс непрерывный. Для того, чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, ребенка нужно знать и понимать. Познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала – вот основная цель работы психологической службы начальной школы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние душевного, физического и социального благополучия.
Работа учителя организуется по трем основным направлениям:
Диагностическая работа, которая реализуется в психологическом мониторинге и позволяет изучать динамику развития учащихся;
Коррекционно-развивающая работа, которая и позволяет оказать помощь детям, имеющим проблемы в обучении и развитии, создать благоприятные психолого-педагогические условия для успешной школьной адаптации учащихся;
Консультативно- просветительская работа, которая тесно связана с работой методического объединения начальных классов, способствует построению вектора образовательного маршрута и позволяет поддерживать преемственность между начальным и средним звеном обучения.
В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Развитие ребенка в процессе обучения в начальной школе, как и любой другой этап развития, имеет свои новообразования. В своей работе я ориентируюсь на следующие, по моему мнению, наиболее важные новообразования:
Перестройка познавательных процессов - формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
Развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
Овладение навыками домашнего труда.
Развитие саморегуляции поведения, воли;
Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении;
Расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в ученическом коллективе;
Формирование способности выполнять действия в уме, в частности развития рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает.
Таким образом я считаю, что , у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
наличие сформированного контроля и самоконтроля
наличие положительной самооценки
хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Особое место в психологическом портрете выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел русским языком на уровне ,соответствующим требованиям основной школы, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.
Вся воспитательная работа в моем классе направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”
Диагностическое направление.
Психологический мониторинг позволяет выявлять определенную категорию учащихся неблагополучных в своем развитии. И своевременное сообщение родителям информации о трудностях в личностном развитии того или другого ученика позволяет немедленно оказать ему необходимую педагогическую помощь.
Диагностическая работа проводиться на каждом этапе обучения в начальной школе. Так, например, в 1ом классе приоритет остается за диагностикой уровня психологической готовности первоклассников к школе и диагностикой течения адаптационного периода (анализ мотивации, самооценки, эмоционального состояния).
Во 2-х и 3-х классах более подробно диагностируется познавательная сфера: память внимания, мышления, оценивается уровень сформированности навыков учебных действий и при необходимости анализируется мотивация, самооценка, тревожность.
Более подробно хочу остановиться на учениках 4-го класса, т.к. 4-й год обучения в младшем школьном возрасте завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это и есть наши выпускники. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет нас обратить первостепенное внимание на сформированность определенных психолого-педагогических компонентов.
Диагностическая работа проводиться в два этапа:
первый этап проводиться в выпускном классе начальной школы. Его цель – определение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуется уровень умственного, интеллектуального развития, самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности, особенности развития классного коллектива.
второй этап диагностики проводится в начале 5-го класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой учебной ситуации. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, самооценки, работоспособности и утомляемости.
Полученные результаты диагностики, проведенной в 4-м и 5-м классах, сравниваются, и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации учителям и родителям.
Мы не просто выпускаем учеников из начальной школы и передаем их другому учителю, а передаем определенные психолого-педагогические представления на ученический коллектив в целом и на каждого ученика в отдельности, чтобы новый педагог знал об особенностях развития класса и мог с успехом направлять дальнейшее развитие учащихся в среднем звене.
Немаловажное значение, имеет и коррекционно-развивающее направление в работе психологической службы.
И третье направление работы – психологическое просвещение.
Совместная работа психологической службы и педагогов способствует повышению уровня психологической компетентности учителей начальных классов, благодаря чему многие проблемы предупреждаются, решаются педагогами самостоятельно. Тематика психологического просвещения достаточно разнообразная: рассматриваются вопросы педагогической психологии, возрастные и индивидуальные особенности учеников и др.
Психологическое просвещение проводится и с учащимися, как правило, это учащиеся 4-го класса. Рассматриваются вопросы, касающиеся результатов диагностики, ребятам даются практические рекомендации по преодолению различных эмоциональных и поведенческих проблем, также учащиеся формулируют сами совой заказ по интересующим их вопросам.
Ученик в системе учебно-воспитательного процесса занимает место не пассивного объекта, а активного субъекта. Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика.
А создание благоприятного для ребенка психологического климата невозможно без тесной совместной работы педагога и психолога.. И только благодаря такому тесному сотрудничеству и повышению педагогического мастерства через опыт, создается комфортная психолого-педагогическая среда для развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портрет выпускника начальной школы
Описание выпускниканачальных классов, его личных качеств, сформированных УУД....
Доклад "Портрет выпускника начальной школы"
Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В данной статье идёт речь о педагогическом мониторинге учителя в рамках системы ФГОС....
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
В презентации представлены ожидаемые результаты: какой должен быть выпускник школы...
Портрет выпускника начальной школы
Презентация Портрет выпускника начальной школы...
Портрет выпускника Начальной школы по ФГОС
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в пр...
Семинар – практикум Тема: Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различ...