Поддержка одаренных детей в начальной школе
материал (4 класс) на тему
Выступление с докладом на научно-практической конференции педагогов начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
Работа с одаренными детьми
Секция «Поддержка одаренных детей в начальной школе»
Выполнила:
учитель начальных классов
И.В. Полуянова
г.о. Жигулевск 2011г.
Введение
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальном звене важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в МОУ №14.
Одаренные дети:
Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта («Интеллектуальная одарённость»);
- дети с высоким уровнем творческих способностей («творческая одарённость»);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (Юные музыканты, художники, математики, и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одарённость»);
- дети с ярко выраженными лидерскими способностями.
Одарённые дети всегда разные, но какие-либо способности у них должны быть выше среднего уровня; всё, что они делают, делают с удовольствием, предпочитая сложное простому.
Актуальность проблемы
Цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Цели
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности;
- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения;
Задачи
* создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
* создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
* разработка индивидуальных форм работы;
* использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
* внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
* организация системы исследовательской работы учащихся;
* обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
* индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
* кружки по интересам;
* конкурсы;
* участие в олимпиадах;
* исследовательская работа;
* творческие мастерские.
Классификация учащихся по видам одаренности
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие виды одаренности
I. Oбщая интеллектуальная одаренность:
Артюшин Илья
Галанцева Марина
Бухаров Никита
Кокотеева Ксения
Кузьмин Павел
Медведева Мария
Ромашова Элина
Хатанзейский Женя
Харламов Данила
II. Творческая одаренность:
Ауков Женя
Галанцева Марина
Кокотеева Ксения
Кузьмин Павел
Кузнецов Кирилл
Прохорова Настя
Шевченко Катя
III. Спортивная одаренность:
Бубенцова Таня
Бухаров Никита
Волобуева Камила
Кузьмин Павел
Полозов Максим
Описание работы с одаренными детьми
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.
I. Я убеждена, что только личностно-ориентированный подход откроет дорогу к себе. Так как общим для одаренных детей является потребность в знаниях, мы обращаем внимание на работу с продвинутыми детьми на уроках различных предметов.
Например, на уроках математики я использую различные задания повышенной трудности, с которыми легко справляются Артюшин Илья, Бухаров Никита, Харламов Данила, Хатанзейский Женя, Кузьмин Павел, ученики 4 «Б» класса.
На уроках русского языка предлагаю детям писать сказки, загадки, поэтические этюды. Разбирая тексты, я обращаю внимание на проблемы, которые ставятся в произведениях. Дети вместе со мной пытаются решить их, приводя аргументы. На уроке-исследовании по теме «Что главное в слове?» ученики путем исследования определили, что главное в слове его значение. (Активисты в работе: Галанцева М., Ромашова Э., Харламов Д., Шевцова Л.)
На уроках литературного чтения учащиеся занимаются поисковой работой. Готовясь к урокам, дети находят дополнительный материал о поэтах, писателях. Проводится творческая литературная неделя. Например, на тему: «Творчество А.П.Чехова». В течение этого времени ребята изучают его биографию, произведения, и в заключение проводятся викторины, блиц-турниры, показывают сценку из отрывка его произведения.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, поэтому я и уделяю особое внимание в подготовке учащихся, как к предметным, так и городским олимпиадам. В марте 2011г. проходила школьная олимпиада, в которой ученики моего класса заняли призовые места.
* Математика: Артюшин И. – 2 место, Галанцева М. – 2 место;
* Русский язык: Кокотеева К. – 2 место;
* Окружающий мир: Бубенцова Т. – 1 место, Галанцева М. – 3 место.
Учителя начальных классов работают индивидуально с каждым ребенком, развивая у них нестандартное мышление, что в будущем поможет детям справляться с тестовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ.
II. Особая форма работы с одарёнными детьми - это театрализованные праздники, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Ученики моего класса принимали активное участие в общешкольном мероприятии «Золотая Осень»; участвовали в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» на тему: «Так ли важен завтрак» и заняли 1 место в практической работе; успешно защитили проект на тему «Лекарственные растения в классе и дома»; в общешкольном мероприятии, посвященному последнему звонку, мои дети были ведущими на празднике «Прощай начальная школа». Впервые в этом учебном году группа ребят участвовала в городском конкурсе агитбригад по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
III. Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять также психомоторную или спортивную одаренность.
Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Проведение спортивных мероприятий:
- Веселые старты. (Соревнования среди 3-4 классов) – 2 место
- Экстрим-старт – игровая программа (Городское мероприятие) - 1место
- Безопасное колесо (Городское мероприятие) – 2 место
Планируемый результат
Вследствие проделанной работы я ожидаю призовые места в школьной и городской олимпиадах, показать качественные результаты мониторинга.
Вывод
Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.
В заключение, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми.
1) Безусловное понимание одаренного ребенка и уважение к его личности.
2) Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.
3) Следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легкоранимы.
4) От учителя больше всего требуются качества личностные, душевные.
5) Сотворчество учителя и ученика.
Литература
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
- Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
- Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004
6. Internet
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/16/picture-271612-1613497561.jpg)
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей
Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-83947-1579967881.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-184107-1481740449.jpg)
Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования
В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-1154349-1564602963.jpg)
Выявление и поддержка одаренных детей
Одаренные дети тяжело воспринимаются окружающими, и то, что является для одаренного ребенка нормальным познавательным процессом, другими людьми может рассматриваться как аномальная неспособность...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/21/picture-1145420-1558466512.jpg)
Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей
Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...