Поддержка одаренных детей в начальной школе
материал (4 класс) на тему
Выступление с докладом на научно-практической конференции педагогов начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_odarennye_deti.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
Работа с одаренными детьми
Секция «Поддержка одаренных детей в начальной школе»
Выполнила:
учитель начальных классов
И.В. Полуянова
г.о. Жигулевск 2011г.
Введение
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальном звене важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в МОУ №14.
Одаренные дети:
Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта («Интеллектуальная одарённость»);
- дети с высоким уровнем творческих способностей («творческая одарённость»);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (Юные музыканты, художники, математики, и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одарённость»);
- дети с ярко выраженными лидерскими способностями.
Одарённые дети всегда разные, но какие-либо способности у них должны быть выше среднего уровня; всё, что они делают, делают с удовольствием, предпочитая сложное простому.
Актуальность проблемы
Цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Цели
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности;
- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения;
Задачи
* создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
* создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
* разработка индивидуальных форм работы;
* использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
* внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
* организация системы исследовательской работы учащихся;
* обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
* индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
* кружки по интересам;
* конкурсы;
* участие в олимпиадах;
* исследовательская работа;
* творческие мастерские.
Классификация учащихся по видам одаренности
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие виды одаренности
I. Oбщая интеллектуальная одаренность:
Артюшин Илья
Галанцева Марина
Бухаров Никита
Кокотеева Ксения
Кузьмин Павел
Медведева Мария
Ромашова Элина
Хатанзейский Женя
Харламов Данила
II. Творческая одаренность:
Ауков Женя
Галанцева Марина
Кокотеева Ксения
Кузьмин Павел
Кузнецов Кирилл
Прохорова Настя
Шевченко Катя
III. Спортивная одаренность:
Бубенцова Таня
Бухаров Никита
Волобуева Камила
Кузьмин Павел
Полозов Максим
Описание работы с одаренными детьми
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.
I. Я убеждена, что только личностно-ориентированный подход откроет дорогу к себе. Так как общим для одаренных детей является потребность в знаниях, мы обращаем внимание на работу с продвинутыми детьми на уроках различных предметов.
Например, на уроках математики я использую различные задания повышенной трудности, с которыми легко справляются Артюшин Илья, Бухаров Никита, Харламов Данила, Хатанзейский Женя, Кузьмин Павел, ученики 4 «Б» класса.
На уроках русского языка предлагаю детям писать сказки, загадки, поэтические этюды. Разбирая тексты, я обращаю внимание на проблемы, которые ставятся в произведениях. Дети вместе со мной пытаются решить их, приводя аргументы. На уроке-исследовании по теме «Что главное в слове?» ученики путем исследования определили, что главное в слове его значение. (Активисты в работе: Галанцева М., Ромашова Э., Харламов Д., Шевцова Л.)
На уроках литературного чтения учащиеся занимаются поисковой работой. Готовясь к урокам, дети находят дополнительный материал о поэтах, писателях. Проводится творческая литературная неделя. Например, на тему: «Творчество А.П.Чехова». В течение этого времени ребята изучают его биографию, произведения, и в заключение проводятся викторины, блиц-турниры, показывают сценку из отрывка его произведения.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, поэтому я и уделяю особое внимание в подготовке учащихся, как к предметным, так и городским олимпиадам. В марте 2011г. проходила школьная олимпиада, в которой ученики моего класса заняли призовые места.
* Математика: Артюшин И. – 2 место, Галанцева М. – 2 место;
* Русский язык: Кокотеева К. – 2 место;
* Окружающий мир: Бубенцова Т. – 1 место, Галанцева М. – 3 место.
Учителя начальных классов работают индивидуально с каждым ребенком, развивая у них нестандартное мышление, что в будущем поможет детям справляться с тестовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ.
II. Особая форма работы с одарёнными детьми - это театрализованные праздники, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Ученики моего класса принимали активное участие в общешкольном мероприятии «Золотая Осень»; участвовали в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» на тему: «Так ли важен завтрак» и заняли 1 место в практической работе; успешно защитили проект на тему «Лекарственные растения в классе и дома»; в общешкольном мероприятии, посвященному последнему звонку, мои дети были ведущими на празднике «Прощай начальная школа». Впервые в этом учебном году группа ребят участвовала в городском конкурсе агитбригад по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
III. Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять также психомоторную или спортивную одаренность.
Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Проведение спортивных мероприятий:
- Веселые старты. (Соревнования среди 3-4 классов) – 2 место
- Экстрим-старт – игровая программа (Городское мероприятие) - 1место
- Безопасное колесо (Городское мероприятие) – 2 место
Планируемый результат
Вследствие проделанной работы я ожидаю призовые места в школьной и городской олимпиадах, показать качественные результаты мониторинга.
Вывод
Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.
В заключение, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми.
1) Безусловное понимание одаренного ребенка и уважение к его личности.
2) Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.
3) Следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легкоранимы.
4) От учителя больше всего требуются качества личностные, душевные.
5) Сотворчество учителя и ученика.
Литература
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
- Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
- Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004
6. Internet
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей
Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей....
Педагогическая поддержка одаренных детей
Выступление на педаогическом совете школы....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования
В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...
Выявление и поддержка одаренных детей
Одаренные дети тяжело воспринимаются окружающими, и то, что является для одаренного ребенка нормальным познавательным процессом, другими людьми может рассматриваться как аномальная неспособность...
Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей
Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...