Выявление и поддержка одаренных детей
статья

Селиванова Анна Сергеевна

 

Одаренные дети тяжело воспринимаются окружающими, и то, что является для одаренного ребенка нормальным познавательным процессом, другими людьми может рассматриваться как аномальная неспособность к жизни в обществе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_odarennyh_detey.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей

Одаренные дети тяжело воспринимаются окружающими, и то, что является для одаренного ребенка нормальным познавательным процессом, другими людьми может рассматриваться как аномальная неспособность к жизни в обществе.

Особенности личности высокоодаренного ребенка:

1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.

2. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

3. Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.

Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются у подавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей.

Но одаренность не получит полноценного развития, если на нее не будут влиять определенные факторы. На развитие способностей ребенка, как и на формирование самой личности, влияют главным образом три фактора: задатки как биологические предпосылки развития способностей, воспитание и социальная среда.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.

Воспитание рассматривается как ведущий фактор, так как это специально организованная система, воздействующая на подрастающего человека, для передачи накопленного общественного опыта и формирования способностей.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Общественные отношения – не нечто внешнее для того человека, который в них включен, они – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Если сущность человека в отличие от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен. Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности.

Ученые давно доказали, что все дети рождаются одаренными, но лишь 20-30% становятся поистине одаренными. Что же на это влияет? Сами по себе задатки не являются показателями успешности ребенка или его «сверхспособностей», как уже говорилось выше, лишь определенные факторы влияют на их развитие. Только в процессе воспитания, обучения, общения и социальных взаимоотношений из задатков формируются способности.

Конечно, одаренный ребенок это всегда честь и почет для его родителей, гордость семьи! И этот «груз ответственности» ложится на еще несформировавшиеся плечи ребенка.

Есть точка зрения, что одаренность – это не что иное как вид девиации, который представляет собой отклоняющееся поведение на базе развития «сверхспособностей». Почему же так происходит? Почему из такого, на первый взгляд положительного качества, может возникнуть масса проблем? И первое, что влияет на отрицательные стороны одаренности — макросреда. Вспомните, сколько раз одаренные дети оказывались в ранге «трудных детей» лишь потому, что неадекватно воспринимались одноклассниками, учителями, родителями. Стандарты обучения принятые в школах, в дошкольных учреждениях зачастую ставят одаренного ребенка в тупик, ведь шаблоны мышления не дают ему качественно развиваться. Плюс к внешним факторам добавляются социально- психологические и личностные трудности ребенка. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление актуальных для него потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности и защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т. д. Бывает и обратная реакция — ребенок становится замкнутым, задумчивым, часто прибывает где-то во «вне», «летает в облаках», создает свой иллюзорный мир.

Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого уровня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

  • трудности в нахождении близких по духу друзей;
  • проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
  • проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
  • очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
  • диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чередой последовательных и системных социально-педагогических действий.

Одаренные дети опережают других в скорости, объеме восприятия информации и ее расшифровке. Они могут следить за несколькими событиями одновременно. Из их восприятия не выпадают интонации, жесты, мимика и модели поведения окружающих.

Одаренного ребенка нередко связывают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Но такая способность идет бок о бок с уязвимостью, ранимостью, нерешительностью. Их нормальный эгоцентризм развивается так, что они абсолютно все принимают на свой счет.

Описанные выше противоречивые тенденции в личностном развитии одаренного ребенка определяют специфические трудности в воспитании таких детей и могут приводить к возникновению нарушений в родительско-детском взаимодействии. В такой ситуации не обойтись без помощи специалистов, осознавая значимость создания благоприятной социальной ситуации развития для одаренного ребенка.

Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми должна вестись в трех направлениях: развитие интеллектуальных способностей ребенка, формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность:

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известны следующие программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения  Дж. Кэррол и Б. Блум, программа С. Каплан, педагогика индивидуализации Р. Кузине, “Свободный класс” Гилфорда, “Три вида обогащения учебной программы” Рензулли и “Таксономия целей обучения” Блума. Психолог в школе должен поставить перед собой определенный круг задач:

  1. Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей.
  2. Организация занятий на развитие и поддержание способностей у каждого конкретного ребенка.

3. Организация подготовки специалистов по работе с семьей одаренного ребенка.

4. Привлечение внимания общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах.

5. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью и т.д.

Социальный педагог в школе должен отвечать главным образом за соблюдение закона «О правах ребенка», а так же организовать работу по созданию и руководству деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми. В его обязанности входит также:

1. Организация и проведение массовых мероприятий. Организация и проведение олимпиад и научно-практических конференций.

2. Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста.

3. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.

Таким образом, вышеописанные проблемы одаренных детей позволяют с уверенностью утверждать важность для государства и общества приоритетное решение следующих задач:

- развитие законодательной базы социальной защиты и поддержки одаренных детей;

- разработка методов диагностики и психолого-педагогической поддержки одаренных детей;

- организация функционирования центров социальной, педагогической и психологической помощи одаренным детям, обеспечение особых образовательных запросов таких детей;

- профессиональная подготовка и обучение педагогов и психологов для работы с одаренными детьми;

- создание системы психолого-педагогической подготовки родителей одаренных детей.

Представляется, что конкретная и практическая проработка каждого из вышеперечисленных пунктов позволит поставить работу по развитию одаренных детей на новый качественный уровень и достичь эффективных результатов, имеющих важное значение для развития нашей страны в будущем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О реализации мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей

«Миссия … в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо ...

«Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»

Статья на тему «Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»...

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей

Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей....

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...