Технология проектной деятельности
учебно-методический материал на тему
В материале рассматривается технология проектной деятельности, виды, применен ие на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектной деятельности младших школьников | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
В последние годы в российском образовании произошли существенные изменения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
В рамках нового ФГОС реализуется системно – деятельностный подход. То есть каждый урок и внеурочное занятие создают условия для развития ученика.( Слайд 2)
Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
Таким образом, в рамках этого подхода на уроках и во внеурочной деятельности реализуется метод проектов.
Метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. ( Слайд 3 )
Основной целью проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. ( Слайд 4 )
Образовательный (учебный) проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности учащихся по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. (Слайд 5 )
Учебный проект-это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. (Слайд 6 )
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат деятельности- найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей
Для чего нужен метод проектов? ( Слайд 7)
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- научить принимать самостоятельные аргументированные решения.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. (Слайд 8, 9 )
По типу деятельности | По количеству участников | По продолжительности | По количеству предметов |
творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный | парный, индивидуальны, групповой | краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, мини-проект | монопроект, межпредметный |
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: (Слайд 10 )
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку,
Различают следующие формы продуктов проектной деятельности (Слайд 11 )
- Макет
- Газета
- Сказка
- Журнал
- Изделие
- Сценарий
- Выставка
- Рассказ
Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира.
За 2 года обучения дети оформили и защитили более 10 проектов по окружающему миру в рамках программы. В 1 классе это были такие темы: ( Слайды 12-15)
«Моя малая родина»
«Моя семья»
«Мой класс, моя школа»
Мои домашние питомцы».
Во 2 классе количество проектов увеличилось до 6. Вот их темы: ( Слайды 16-22)
«Родной город»
Красная книга»
Профессии»
«Родословная»
«Города России»
«Страны мира»
В 3 классе была проведена работа по подготовке проекта на тему «Богатства, отданные людям». Поговорили о том, из чего складывается внутренний мир человека, за какие душевные качества мы ценим людей. Таким образом, проверили знания по предыдущей теме.
Мы вспомнили, как дети готовились к выполнению проектов во 2 классе, как была организована работа над проектами. И затем я озвучила тему нового проекта, над которым нам предстояло поработать. Далее дети знакомились с жизнью и деятельностью педагога Василия Александровича Сухомлинского. Делаем вывод, что Сухомлинский – пример человека, который щедро отдавал людям богатства своей души. В ходе дальнейшей беседы с использованием портретов выясняем, с жизнью каких замечательных людей можно познакомиться. Это могут быть выдающиеся земляки, такие как Мальцев Иван Акимович, Рябок Владимир Самсонович, исторические деятели( Георгий Жуков, Минин и Пожарский), герои войны, великие ученые, космонавты, писатели. Выяснили, что материалы для проекта можно найти в школьном и городском музее, в школьной и городской библиотеке, в интернете.
Далее была проведена работа в тетради. Дети формулировали цель проекта, его задачи, план. ( Слайд-23-24)
Цель проекта: рассказать о замечательных делах, поступках и достижениях людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям.
Задачи проекта:
- собрать информацию в виде фотографий и фактов из биографии;
- подготовить рассказ презентацию;
- познакомить со своим проектом одноклассников
План проекта:
- фамилия, имя , отчество человека, о котором пойдет речь в проекте.
- обоснование выбора, почему именно этого человека выбрал
- рассказ о герое проекта
- свое отношение к данному человеку и его делам
- каким источником информации пользовался при создании проекта
- благодарность за помощь в работе
На подготовку проекта мы отвели срок-1 неделя. Результатом стали рассказы-биографии с использованием фотографий. (Слайды 25-27)
Результаты применения проектной технологии развивают: (Слайд 28 )
- Личность каждого ребенка
- Коммуникативные качества
- Исследовательские способности
- Творческие способности
- Познавательные способности
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста: от проекта к проекту. (Слайд 29)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе"
В данном выступлении на МО школы дается краткий обзор проектов, проведенных педагогами МБОУ "Красноануйская ООШ" совместно с детьми в 2010-2011учебном году. Технология проектной деятельности активно и...
Презентация "Технология проектной деятельности".
Презентация содержит этапы работы над проектом, классификацию проектов, структуру деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов....
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.
Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...
« Реализация технологий проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС».
проектные технологии для формирования УУД....
выступление МРО Технология проектной деятельности
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и...
Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»
Необходимость организации групповых проектов младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...