Доклад "Приёмы активизации родителей и школы"
занимательные факты по теме
Есть новые приёмы, которые ещё не использовались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pravilnoy_material.odt | 11.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Некотырые приёмы активизации взаимолействия родителей и школы.
Здравствуйте уважаемые гости и члены жюри. Тема моего доклада "Некоторые приёмы активизации взаимодействия родителей и школы".
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. Василий Александрович Сухомлинский.
Когда я училась в колледже нам всегда говорили: "Необходимо и важно, чтобы школа и семья взаимодействовали. Успешность ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания".
Когда я начала работать в школе, у меня возникла необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Я училась выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Стремилась развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
С родителями пришли к выводу, что ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Антон Семёныч Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
Поэтому взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые я использую в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Отработав 3 месяца в школе №1 я поставила перед собой 2 задачи:
Первая задача: сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Часто на родительские собрания приходят 5 - 7 человек из 18. Всех пугает финансовый вопрос. Но ведь это не самое главное на родительском собрании. (Статистика 1 б класса).
На первом собрании провела опрос родителей, по каким причинам вы можете отсутствовать на родительском собрании?
Опрос на моём классе показал, что из 18 человек:
- 9 семей может отсутствовать, по причине не с кем оставить младшего ребёнка (эту проблему я решила использовав приём "Взаимопомощи", попросила вожатую посидеть с детьми во время собрания);
- 5 семей могут отсутствовать, по причине рабочей день до 8-9 часов вечера, график работы (провожу собрания в субботу).
- 4 семьи находятся в социально-опасном положении, в группе риска (с ними я работую используя приём "Холодный душ" посещение на дому, но с предварительной договоренностью, после двух посещений две семьи стали посещать родительские собрания. Также использую приём "Взаимопомощи" работаю с психологом и социальным педагогам).
Вторая задача: сделать общение с родителями живым, привлечь родителей в школу, создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать.
Весь педагогический коллектив нашей школы пытается использовать наиболее эффективные приёмы решения этой проблемы. Но не все родители хотят сотрудничить, поэтому нам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных приёмов совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Я стараюсь взаимодействовать с семьёй опираясь на потребности, запросы родителей, на особенности семейного воспитания, тем самым терпеливо приобщаю родителей к делам школы, класса.
Основными формами работы с семьёй в моём классе являются групповые и индивидуальные.
Также я использую традиционные формы взаимодействия семьи и школы.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Одной из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания.
Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Каждое родительское собрание требует тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. для этого я использую некоторые приёмы:
- Приём "Завлекание" (пригласительные, которые изготовить вместе с детьми и передать через детей родителям).
- Приём "Вступление" (спектакаль или поздравительная программа)
- Приём "Чаепитие" (неформальная обстановка при взаимодействии с родителями).
- Приём "Семья" (совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: «Алло, мы ищем таланты!» (поделись творческими умениями, презентуй свою семью); «Мама, папа, я – дружная семья!» (веселые старты, совместный выход на природу) и т. п).
- Приём "Внимание" (поздравления с днем рождения, с другими праздниками, особенно если поздравительные изготовлены совместно с детьми).
- Приём "Письмо" (передача своих положительных эмоций другим в письменной форме).
- Приём "Корзина школьных и домашних проблем" (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).
- Приём "Деловая встреча" (приглашение родителей для обсуждения одного вопроса с точно обозначенным сроком и длительностью беседы).
- Приём "Кружковая работа" (родители обучают детей тому, что умеют сами (хобби):
- вместе накормим всех (делаем пирожки сладкие и с картошкой), вместе пьём чай.
- шьём буквы;
- делаем дерево - пожеланий;
- экскурсия на Вокзал;
- экскурсия по городу на автобусе.
- Приём "Родительская гостиная" (этот приём я использую, когда в классе, есть семьи которые испытывают трудности в установлении контакта с детьми).
Статистика на сегоднешний день, собрание стали посещать 13 - 14 человек. С завучем по ВР на даный момент мы разрабатываем программу родительских собраний построиную на 5 принципах.
Заключение.
Результат работы:
- возрос интерес к жизни школы;
- характер вопросов родителей изменился;
- овладели умениями и навыками взаимодействия с детьми;
- растёт посещаемость родителей мероприятий МОУ «СОШ № 1;
- появилось понимание своей роли в жизни школы.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога.
В школьной библиотеке имеется большая подборка нормативных документов, книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.
Родители должены чувствовать, что они нужены школе и что школа работает с ними постоянно и системно.
Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника «Наши родители – выпускники школы, в которой теперь учимся мы» (посвящено 20-тилетию школы)
Если вашей школе предстоит отметить юбилей, то я предлагаю свою идею, в которой участвуют ученики начальных классов, чьи родители учились и были выпускниками этой же школы....
"ХОЧУ В ШКОЛУ ". ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ О ШКОЛЕ.
31 августаВолнуются мама, и папа, и я, Весь вечер волнуется наша семья. Давно всё готово – и форма, и бант. И чудо-цветы украшают сервант. А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» – И снова на...
Родительское собрание как средство активизации родителей
Мастер-класс на городском уровне. Цель: Заинтересовать родителей в участии детей во внеучебной деятельности. На примере участия детей нашего города в конкурсах различного уровня показано, что в нашем ...
Взаимодействие родителей и школы в рамках ФГОС или Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты. Ребёнок опирается на два крыла, на учителя и на родителей.Я с ...
Социально-педагогический проект по работе с родителями "Взаимодействие школы и родителей в обучении воспитании младших школьников"
Цель проекта: Формирование основ родительской компетенции....
Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"
Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"...