Методы активизации родителей.
консультация на тему

Демьян Елена Борисовна

                                                             «От того, как прошло детство, кто вёл

                                                              ребенка за руку в детские годы, что вошло

                                                              в его разум и сердце из окружающего мира –

                                                              от этого в решающей степени зависит, каким

                                                              человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                                        /В. А. Сухомлинский/

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Методы активизации родителей.

    В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

     Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

    Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

    Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течение месяца (до следующей встречи), например, выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

    К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты,  которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

    Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

    Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания,  помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

    Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

    Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

                                                             «От того, как прошло детство, кто вёл

                                                              ребенка за руку в детские годы, что вошло

                                                              в его разум и сердце из окружающего мира –

                                                              от этого в решающей степени зависит, каким

                                                              человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                                        /В. А. Сухомлинский/

       Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).

      Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

     В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

    В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

     Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

   С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

   Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

                                                                 Родители у нас – народ прекрасный,

                                                                 Смысл воспитания для них, предельно ясен.

                                                                 Ведь только творчество и труд,

                                                                 Нам личность в будущем дадут.

                                                                   

                                                                                Активный родитель.

    В 1995 году я закончила школу № 20, в 1999 году – Тульский государственный педагогический университет и в этом же году пришла на работу в родную школу. 4 «Б» - это мой третий выпуск. Определенный опыт работы, в том числе, работы по активизации родителей накоплен; очень помогло  знание традиций школы.

    Много лет работаю над проблемой: организация работы родителей в школе. Работу веду по нескольким направлениям.

   Информационно-аналитическое: изучение семьи, например, с помощью анкетирования, что помогает лучше ориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи. Анализ анкет позволяет выделить три группы родителей: родители – лидеры, родители – исполнители, родители – критические наблюдатели. Становиться понятно, в какой степени и на кого можно опереться в дальнейшей работе.

    Познавательное направление: обогащение  родителей знаниями в вопросах воспитания детей. С этой целью использую активные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания (организационные, тематические, итоговые); формы различны: беседы, анализ педагогической ситуации, просмотр видеоматериалов, детских работ;

- совместное создание предметно-развивающей среды (открытие Пушкинского класса на базе Пушкинской школы – первого в России и не имеющего аналога специального (пушкинского) учреждения дополнительного образования детей);

- создание совместных проектов («Город у самого сердца России»);

-совместные экскурсии (это и награда детям по линии Пушкинской школы, и по инициативе родителей, что тоже очень важно);

-оформление классного уголка «Юные пушкинисты» (фотомонтажи, различная тематическая информация «Семейный отдых», «Моя родословная» и др.)

Считаю, что родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию: умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

    Наглядно-информационное направление включает в себя:

-тематический материал (« О правильном питании»,  «Режим дня младшего школьника»,

«Чем и как занять ребенка дома»);

-фотогазеты (пребывание в санатории «Тонус – Плюс»; выступление  на школьной научно-практической конференции «Путь к успеху»; отрытые уроки, классные часы);

-презентации (внеклассные  мероприятия: конкурсы под общим названием «Мой Пушкин»; участие во Всероссийских, региональных, муниципальных творческих конкурсах, олимпиадах).

    Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Думаю о создании специального уголка для родителей.

   Такая работа позволяет сформировать у родителей потребность воспитывать детей грамотно. Помогаю родителям овладевать понятием «педагогическая рефлексия»:  анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Всё это формирует родительскую позицию, актуализирует полученные знания,  помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

     В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

                                              Рекомендации

                                        молодым  педагогам:

-определите педагогическое кредо («Дорогу осилит идущий»);

-любите свою работу;

-читайте, читайте и ещё раз читайте.



Предварительный просмотр:

                                         Формы работы с родителями.


К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;


2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.


Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких
правил:


§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов дошкольного блока используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

педагогическая мастерская, организационно –деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

^ Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…
^ Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
^ Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации творческого мышления младших школьников

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что раз...

Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".

     Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую.  Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...

Активные методы активизации познавательской деятельности на уроках по ознакомлению с окружающим.

В материале представлены психологические методы  для разнообразия урока, проведения релаксации и повышение познавательной активности учащихся....

«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»

Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...