урок русского языка
статья на тему

имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наумова Нэлли Ивановна

Учитель   начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

РУССКИЙ ЯЗЫК

с использованием ИКТ. 2 класс.

Русский язык. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2ч.

/А.В. Полякова.- 4-е изд.- М.: Просвещение,2010.

ТЕМА:  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОТВЕЧАЮЩИЕ
              НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели:

  1. Познавательная:

- продолжить формировать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и лексическому значению;

- совершенствовать умение работать с текстом, отбирать языковой материал;

-2. Развивающие:

-развивать  речь учащихся;

-развивать логическое и образное мышление, внимание, восприятие на слух.

3.Воспитывающие:

-         создавать        условия для  формирования необходимых учебных качеств, усидчивости, дисциплинированности, умения работать в парах;

-формирование эстетического вкуса, создание атмосферы радости совместного труда.        

ОБОРУДОВАНИЕ.

1.ИКТ.

2.УЧЕБНИК « РУССКОГО ЯЗЫКА» 2 КЛАСС. 1 ЧАСТЬ.

3.РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.

4.РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

      5. НАГЛЯДНОСТЬ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА.

1.МОТИВАЦИЯ.

А) СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА;

Б) ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ.

2.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

3УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

4.РЕФЛЕКСИЯ.

5.САМООЦЕНКА.

Ход урока

СЛАЙД№1.

1. Орг. Момент.

Ребята! У нас урок русского языка. Родного нашего с вами языка.

 Давайте поднимем друг другу настроение. Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.  Все вместе скажем:

Мы хороший, дружный класс.

Всё получится у нас!

Перед вами лежат  конверты. Вы их сами сделали на уроке технологии. Но эти конверты непростые, они с секретом.  А узнаем мы эти секреты в конце урока.

 Итак, в путь, в страну Знаний.

     Тему урока мы определим после словарной работы.

     Открыли тетради, число. Классная работа.

СЛАЙД №2.

      Прочитайте слова. ( дети читают цепочкой.

– Как называются эти слова?  (имена существительные.)

- Что обозначают?( предметы)

-  На какие  вопросы  отвечают?  

– Какое задание можно предложить? (Разделить слова на две группы.)

– На какие две группы их можно разделить?

                 (Одушевленные и   неодушевленные существительные.)

-На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?

 - Неодушевленные?

– Записать слова  по вариантам:

    1 вариант               2 вариант

          Кто?                        Что?

ДВА ЧЕЛОВЕКА У ДОСКИ.

Оценки.

  1. Взаимопроверка. Оценки карандашом.

  СЛАЙД № 3. проверить по слайду.

МОЛОДЦЫ!

   5.        Работа над темой.

 А теперь, опираясь на словарную работу, назовите тему нашего урока.

СЛАЙД№ 4. ( тема)

– Правильно. На уроке мы продолжим работу по распознаванию слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

-  Скажите,

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные имена существительные – живые предметы, людей и животных)

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (остальные предметы, явления  природы, события.

 СЛАЙД № 5.( правило)

 СЛАЙД № 6.     Составьте предложения с любым словарным словом, которые вы записали.

 I  в а р и а н т –  что?; II  в а р и а н т –  кто? 

У доски два ученика по вариантам.

 Оценки.

        

6. СЛАЙД№ 7.  Устно. 

                   Образуйте однокоренные одушевленные имена

                    существительные       от неодушевленных имен существительных.

Лес –  (лесник)        

сад –         

печь –

        Проверь.

                          Запишите две пары однокоренных слов в тетрадь.

7.  СЛАЙД № 8.        ФИЗМИНУТКА.

 Вы,  наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали!

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

8.      Работа с учебником.

        Упр.  215,  216 на с. 116, выполняются по вариантам.

9. Как понимаете выражения.

   Слайд № 9.

   Слайд № 10.  в словаре фразеологизмов мы прочитаем

   Слайд № 11.

Спустя рукава.

Так стали говорить очень  давно, в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. Работать с такими рукавами было очень  неудобно.  Рукава мешали, их надо было подвернуть, чтобы дело спорилось.

      Вот и стали говорить о людях, которые делали своё дело лениво, медленно, что они работают спустя рукава.

     

10. И г р а  «Найди слово противоположное по значению».

       На доске карточки со словами. По очереди дети собирают пары .

Богач   - бедняк                          веселье – скука

Карлик – великан                       злость – доброта

Мудрец – глупец                        

- КАК понимаете слова мудрец, карлик, великан.

 - КАК НАЗЫВАЮТСЯ СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ?

      ( Антонимы)

- НАЗОВИТЕ одушевленные имена существительные.

 - На какие вопросы  отвечают?

- НАЗОВИТЕ неодушевлённые имена существительные?

-  На какие вопросы отвечают?

- Оценки.

 Запишите в тетрадь любые три пары слов.

  1.  Послушайте.     Я скажу слово.

ГУСЕНИЦА.     Что вы представляете?

В русском языке есть слова, которые в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение.

 В словаре С.И. Ожегова даётся такое объяснение слову гусеница.

 Это  личинка бабочки, обычно червеобразная.  

  Одушевленный предмет. КТО?

Это замкнутое полотно, охватывающее  колёса трактора, танка.  

Неодушевленный предмет.  ЧТО?

СЛАЙД№ 12.

                По времени.  Составьте и запишите предложение со словом гусеница.

  СЛАЙД № 13  ( роза).

             Назови одушевленное существительное.

            Назови неодушевленное  существительное.

 

 12. Слайд № 14.   Дом. Задание. упр. № 212 с.114, животные.

13. Рефлексия

- На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?

  -На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?

 14. Оцените свою работу на уроке.

   Смайлики.если вам понравилось на уроке, было интересно покажите

      довольную рожицу.

 Если не очень понравилось – покажите  грустную.

 Спасибо!

15. Продолжаем работать.

      В конвертах карточки с текстом.  Прочитайте задание.

      Выполните  на оценку.

 Задания разноуровневые.

1. Раздели текст на предложения. Вставь подходящие по смыслу имена существительные.

Пришла настоящая  _______  белое _______ укрыло землю

  вот прыгает________  по дереву стучит________

  1. Раздели текст на предложения. Вставь имена существительные по смыслу.

 

Пришла настоящая  _______  белое _______ укрыло землю

 вот прыгает________  по дереву стучит________

Слова для справок.   ЗИМА              ПОКРЫВАЛО        БЕЛКА  ДЯТЕЛ

  1. Вставь в предложения имена существительные по смыслу.

Пришла настоящая  _______ . Белое _______ укрыло землю.

 Вот прыгает________ .  По дереву стучит_________.

                                         зима                покрывало

                                          белка             дятел

       СЛАЙД№ 15.

Литература:

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры,- 3-е изд., стереотипное- М.: АЗЪ,1996- 928с.

2.Русский язык.2 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой / авт.- сост. Г.Н. Белова.- 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 335с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 Наумова Нэлли Ивановна Урок русского языка

Слайд 2

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 3

СЛОВАРНАЯ РАБОТА П . ТУХ М .РОЗ Б . РЁЗА З . ЯЦ КУР . ЦА ВЕТ .Р УЧ .НИК П .ЛЬТО

Слайд 4

ПРОВЕРЬ КТО? ПЕТУХ ЗАЯЦ КУРИЦА УЧЕНИК ЧТО? МОРОЗ БЕРЁЗА ВЕТЕР ПАЛЬТО

Слайд 5

ОЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ 25.01.2014 5 ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ЧТО ? КТО ? ТЕМА УРОКА: Имена существительные, о твечающие на вопрос

Слайд 6

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? и обозначают остальные предметы, явления природы, события. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа ( людей и животных)

Слайд 7

Составь предложение. ЗАПИШИ. 1 вариант КТО? 2 вариант Ч ТО?

Слайд 8

ОБРАЗУЙТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ЧТО ? ЛЕС САД ПЕЧЬ КТО ? ЛЕСНИК садовник печник

Слайд 9

25.01.2014 9 физминутка

Слайд 10

СПУСТЯ РУКАВА ЗАСУЧИВ РУКАВА КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ

Слайд 11

с пустя рукава Небрежно, кое- как д елать что-либо

Слайд 12

з асучив рукава Энергично браться за работу

Слайд 13

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

Слайд 14

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

Слайд 15

Упр. 212 с. 114 животные Домашнее задание

Слайд 16

СПАСИБО ЗА УРОК!!!



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Наумова НЭЛЛИ ИВАНОВНА

МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Сложная социально-экономическая ситуация, отражающая современное состояние российского общества, сопровождается резким ухудшением здоровья населения. Вместе с тем здоровье, как первая и важнейшая витальная потребность человека, относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты феномену. Оно определяет способность человека к труду, обеспечивает гармоническое развитие его личности, является важнейшей предпосылкой к познанию им окружающего мира, к самоутверждению и оптимальной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья граждан должны выступать главным приоритетом деятельности любого государства. В силу этого актуализировался поиск путей и средств укрепления здоровья российских граждан, что нашло свое отражение в Государственной программе «Здоровье нации», Концепции охраны здоровья населения РФ, приказе Минобразования РФ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», приоритетном национальном проекте «Здоровье».

Между тем последние статистические данные свидетельствуют об устойчивом снижении процента абсолютно здоровых детей, в частности детей младшего школьного возраста: их численность в различных регионах не превышает 8-10 %.

При этом научными исследованиями последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников во многом зависит от так называемых «школьных факторов риска», в ряду которых наиболее значимыми выступают стрессогенная педагогическая практика; интенсификация учебного процесса с большой нагрузкой на центральную нервную систему учащихся; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников с разными уровнями психофизиологического развития; несоблюдение физиологических закономерностей влияния больших физических нагрузок на уроках физического воспитания на восприятие и усвоение учебного материала на последующих уроках; слабая подготовленность педагогов по средствам и методам укрепления здоровья учащихся; недостатки в системе физического воспитания и использовании средств физической культуры для развития личности школьника [1: 26].

Таким образом, проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время в начальной школе является в настоящее время особенно острой.

В связи с этим о необходимости сохранения и укрепления здоровья школьников в современных условиях заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из направлений реализации обозначенной инициативы является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), в котором одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить несколько направлений поиска путей охраны здоровья учащихся, среди которых особое место занимает использование здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного процесса (Т.С. Баранова, В.И. Егозина, Е.Ф. Куликова, А.В. Митраков, Н.Д. Овчинников и др.).

Обращаясь к определению понятия здоровьесберегающих технологий, мы отметили, что на сегодняшний день существует достаточное их количество. При этом в широком смысле к ним относятся все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников. Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим, по мнению Н.К. Смирнова, будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью воспитанников и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении [3: 22]. 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В целом, все здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в процессе обучения и воспитания младших школьников, следует разделить на две основные группы.

Первая группа связана с технологиями, обеспечивающими гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Иными словами, от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние младших школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Говоря о технологиях оптимальной организации учебного процесса и физической активности младших школьников, необходимо особо сконцентрировать внимание на правилах построения урока с позиции здоровьесбережения. К ним исследователи (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин [2], Н.К. Смирнов [3] и др.) относят:

 правильную организацию урока: а) учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне; б) формирование интереса и мотивации к познанию, обучению; в) этапность урока;

 использование различных каналов восприятия;

 учет зоны работоспособности учащихся, поскольку биоритмологический оптимум работоспособности у младших школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели;

 распределение интенсивности умственной деятельности.

Вторая группа включает разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые учителем на уроках и во внеурочной деятельности.

Среди таких технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, использование методик группового обучения, а также методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самопознание и развитие, в том числе методы самооценки и взаимооценки и др. [4: 2].

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет младшим школьникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, что позволяет реализовывать содержание ФГОС нового поколения.

Литература

1. Власова О.Е., Попов А.В. Использование здоровьесберегающих технологий как условие повышения качества образования школьников // Актуальные проблемы науки и образования: сб. науч. тр. / Под общ. ред. С.А. Ляшко. – Балашов: Николаев, 2007. – 128 с.

2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. – 312 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 225 с.

4. Юрлова Е.С. Морфофункциональные особенности развития и адаптация детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения: Автореф. дисс. … канд. биол. наук. – Нижний Новгород, 2009. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....