урок русского языка
статья на тему
имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_r_o_k_russkogo_yazyka.doc | 50.5 КБ |
здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах | 2.01 МБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наумова Нэлли Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
РУССКИЙ ЯЗЫК
с использованием ИКТ. 2 класс.
Русский язык. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2ч.
/А.В. Полякова.- 4-е изд.- М.: Просвещение,2010.
ТЕМА: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОТВЕЧАЮЩИЕ
НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Цели:
- Познавательная:
- продолжить формировать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и лексическому значению;
- совершенствовать умение работать с текстом, отбирать языковой материал;
-2. Развивающие:
-развивать речь учащихся;
-развивать логическое и образное мышление, внимание, восприятие на слух.
3.Воспитывающие:
- создавать условия для формирования необходимых учебных качеств, усидчивости, дисциплинированности, умения работать в парах;
-формирование эстетического вкуса, создание атмосферы радости совместного труда.
ОБОРУДОВАНИЕ.
1.ИКТ.
2.УЧЕБНИК « РУССКОГО ЯЗЫКА» 2 КЛАСС. 1 ЧАСТЬ.
3.РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.
4.РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
5. НАГЛЯДНОСТЬ.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА.
1.МОТИВАЦИЯ.
А) СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА;
Б) ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ.
2.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
3УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
4.РЕФЛЕКСИЯ.
5.САМООЦЕНКА.
Ход урока
СЛАЙД№1.
1. Орг. Момент.
Ребята! У нас урок русского языка. Родного нашего с вами языка.
Давайте поднимем друг другу настроение. Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Все вместе скажем:
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас!
Перед вами лежат конверты. Вы их сами сделали на уроке технологии. Но эти конверты непростые, они с секретом. А узнаем мы эти секреты в конце урока.
Итак, в путь, в страну Знаний.
Тему урока мы определим после словарной работы.
Открыли тетради, число. Классная работа.
СЛАЙД №2.
Прочитайте слова. ( дети читают цепочкой.
– Как называются эти слова? (имена существительные.)
- Что обозначают?( предметы)
- На какие вопросы отвечают?
– Какое задание можно предложить? (Разделить слова на две группы.)
– На какие две группы их можно разделить?
(Одушевленные и неодушевленные существительные.)
-На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?
- Неодушевленные?
– Записать слова по вариантам:
1 вариант 2 вариант
Кто? Что?
ДВА ЧЕЛОВЕКА У ДОСКИ.
Оценки.
- Взаимопроверка. Оценки карандашом.
СЛАЙД № 3. проверить по слайду.
МОЛОДЦЫ!
5. Работа над темой.
А теперь, опираясь на словарную работу, назовите тему нашего урока.
СЛАЙД№ 4. ( тема)
– Правильно. На уроке мы продолжим работу по распознаванию слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
- Скажите,
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные имена существительные – живые предметы, людей и животных)
-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (остальные предметы, явления природы, события.
СЛАЙД № 5.( правило)
СЛАЙД № 6. Составьте предложения с любым словарным словом, которые вы записали.
I в а р и а н т – что?; II в а р и а н т – кто?
У доски два ученика по вариантам.
Оценки.
6. СЛАЙД№ 7. Устно.
Образуйте однокоренные одушевленные имена
существительные от неодушевленных имен существительных.
Лес – (лесник)
сад –
печь –
Проверь.
Запишите две пары однокоренных слов в тетрадь.
7. СЛАЙД № 8. ФИЗМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали!
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
8. Работа с учебником.
Упр. 215, 216 на с. 116, выполняются по вариантам.
9. Как понимаете выражения.
Слайд № 9.
Слайд № 10. в словаре фразеологизмов мы прочитаем
Слайд № 11.
Спустя рукава.
Так стали говорить очень давно, в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. Работать с такими рукавами было очень неудобно. Рукава мешали, их надо было подвернуть, чтобы дело спорилось.
Вот и стали говорить о людях, которые делали своё дело лениво, медленно, что они работают спустя рукава.
10. И г р а «Найди слово противоположное по значению».
На доске карточки со словами. По очереди дети собирают пары .
Богач - бедняк веселье – скука
Карлик – великан злость – доброта
Мудрец – глупец
- КАК понимаете слова мудрец, карлик, великан.
- КАК НАЗЫВАЮТСЯ СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ?
( Антонимы)
- НАЗОВИТЕ одушевленные имена существительные.
- На какие вопросы отвечают?
- НАЗОВИТЕ неодушевлённые имена существительные?
- На какие вопросы отвечают?
- Оценки.
Запишите в тетрадь любые три пары слов.
- Послушайте. Я скажу слово.
ГУСЕНИЦА. Что вы представляете?
В русском языке есть слова, которые в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение.
В словаре С.И. Ожегова даётся такое объяснение слову гусеница.
Это личинка бабочки, обычно червеобразная.
Одушевленный предмет. КТО?
Это замкнутое полотно, охватывающее колёса трактора, танка.
Неодушевленный предмет. ЧТО?
СЛАЙД№ 12.
По времени. Составьте и запишите предложение со словом гусеница.
СЛАЙД № 13 ( роза).
Назови одушевленное существительное.
Назови неодушевленное существительное.
12. Слайд № 14. Дом. Задание. упр. № 212 с.114, животные.
13. Рефлексия
- На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?
-На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
14. Оцените свою работу на уроке.
Смайлики.если вам понравилось на уроке, было интересно покажите
довольную рожицу.
Если не очень понравилось – покажите грустную.
Спасибо!
15. Продолжаем работать.
В конвертах карточки с текстом. Прочитайте задание.
Выполните на оценку.
Задания разноуровневые.
1. Раздели текст на предложения. Вставь подходящие по смыслу имена существительные.
Пришла настоящая _______ белое _______ укрыло землю
вот прыгает________ по дереву стучит________
- Раздели текст на предложения. Вставь имена существительные по смыслу.
Пришла настоящая _______ белое _______ укрыло землю
вот прыгает________ по дереву стучит________
Слова для справок. ЗИМА ПОКРЫВАЛО БЕЛКА ДЯТЕЛ
- Вставь в предложения имена существительные по смыслу.
Пришла настоящая _______ . Белое _______ укрыло землю.
Вот прыгает________ . По дереву стучит_________.
зима покрывало
белка дятел
СЛАЙД№ 15.
Литература:
1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры,- 3-е изд., стереотипное- М.: АЗЪ,1996- 928с.
2.Русский язык.2 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой / авт.- сост. Г.Н. Белова.- 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 335с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВАРНАЯ РАБОТА П . ТУХ М .РОЗ Б . РЁЗА З . ЯЦ КУР . ЦА ВЕТ .Р УЧ .НИК П .ЛЬТО
ПРОВЕРЬ КТО? ПЕТУХ ЗАЯЦ КУРИЦА УЧЕНИК ЧТО? МОРОЗ БЕРЁЗА ВЕТЕР ПАЛЬТО
ОЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ 25.01.2014 5 ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ЧТО ? КТО ? ТЕМА УРОКА: Имена существительные, о твечающие на вопрос
Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? и обозначают остальные предметы, явления природы, события. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа ( людей и животных)
Составь предложение. ЗАПИШИ. 1 вариант КТО? 2 вариант Ч ТО?
ОБРАЗУЙТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ЧТО ? ЛЕС САД ПЕЧЬ КТО ? ЛЕСНИК садовник печник
25.01.2014 9 физминутка
СПУСТЯ РУКАВА ЗАСУЧИВ РУКАВА КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ
с пустя рукава Небрежно, кое- как д елать что-либо
з асучив рукава Энергично браться за работу
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
Упр. 212 с. 114 животные Домашнее задание
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Наумова НЭЛЛИ ИВАНОВНА
МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
Сложная социально-экономическая ситуация, отражающая современное состояние российского общества, сопровождается резким ухудшением здоровья населения. Вместе с тем здоровье, как первая и важнейшая витальная потребность человека, относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты феномену. Оно определяет способность человека к труду, обеспечивает гармоническое развитие его личности, является важнейшей предпосылкой к познанию им окружающего мира, к самоутверждению и оптимальной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья граждан должны выступать главным приоритетом деятельности любого государства. В силу этого актуализировался поиск путей и средств укрепления здоровья российских граждан, что нашло свое отражение в Государственной программе «Здоровье нации», Концепции охраны здоровья населения РФ, приказе Минобразования РФ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», приоритетном национальном проекте «Здоровье».
Между тем последние статистические данные свидетельствуют об устойчивом снижении процента абсолютно здоровых детей, в частности детей младшего школьного возраста: их численность в различных регионах не превышает 8-10 %.
При этом научными исследованиями последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников во многом зависит от так называемых «школьных факторов риска», в ряду которых наиболее значимыми выступают стрессогенная педагогическая практика; интенсификация учебного процесса с большой нагрузкой на центральную нервную систему учащихся; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников с разными уровнями психофизиологического развития; несоблюдение физиологических закономерностей влияния больших физических нагрузок на уроках физического воспитания на восприятие и усвоение учебного материала на последующих уроках; слабая подготовленность педагогов по средствам и методам укрепления здоровья учащихся; недостатки в системе физического воспитания и использовании средств физической культуры для развития личности школьника [1: 26].
Таким образом, проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время в начальной школе является в настоящее время особенно острой.
В связи с этим о необходимости сохранения и укрепления здоровья школьников в современных условиях заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из направлений реализации обозначенной инициативы является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), в котором одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить несколько направлений поиска путей охраны здоровья учащихся, среди которых особое место занимает использование здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного процесса (Т.С. Баранова, В.И. Егозина, Е.Ф. Куликова, А.В. Митраков, Н.Д. Овчинников и др.).
Обращаясь к определению понятия здоровьесберегающих технологий, мы отметили, что на сегодняшний день существует достаточное их количество. При этом в широком смысле к ним относятся все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников. Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим, по мнению Н.К. Смирнова, будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью воспитанников и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении [3: 22].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В целом, все здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в процессе обучения и воспитания младших школьников, следует разделить на две основные группы.
Первая группа связана с технологиями, обеспечивающими гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Иными словами, от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние младших школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Говоря о технологиях оптимальной организации учебного процесса и физической активности младших школьников, необходимо особо сконцентрировать внимание на правилах построения урока с позиции здоровьесбережения. К ним исследователи (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин [2], Н.К. Смирнов [3] и др.) относят:
− правильную организацию урока: а) учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне; б) формирование интереса и мотивации к познанию, обучению; в) этапность урока;
− использование различных каналов восприятия;
− учет зоны работоспособности учащихся, поскольку биоритмологический оптимум работоспособности у младших школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели;
− распределение интенсивности умственной деятельности.
Вторая группа включает разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые учителем на уроках и во внеурочной деятельности.
Среди таких технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, использование методик группового обучения, а также методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самопознание и развитие, в том числе методы самооценки и взаимооценки и др. [4: 2].
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет младшим школьникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, что позволяет реализовывать содержание ФГОС нового поколения.
1. Власова О.Е., Попов А.В. Использование здоровьесберегающих технологий как условие повышения качества образования школьников // Актуальные проблемы науки и образования: сб. науч. тр. / Под общ. ред. С.А. Ляшко. – Балашов: Николаев, 2007. – 128 с.
2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. – 312 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 225 с.
4. Юрлова Е.С. Морфофункциональные особенности развития и адаптация детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения: Автореф. дисс. … канд. биол. наук. – Нижний Новгород, 2009. – 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....