Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
статья на тему
Способы формирования ИКТ компетентности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ikt.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: эффективное использование электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
В соответствии с требованиями ФГОС НОО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «… активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач». Иными словаим речь идет о необходимости формирования ИКТ-компетентности, которая предполагает знакомство обучающихся с различными средствами ИКТ, освоение школьниками общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними, осознание возможностей различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры, что способствует получению межпредметных результатов [1].
Это накладывает определенные обязательства на учителя, который должен формировать ИКТ-компетентность младших школьников. Как указывает С.А. Зайцева, «только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, осуществляя междисциплинарную и полифункциональную деятельность, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих» [Зайцева, с. 110].
На сегодняшний день существует достаточное количество способов формирования ИКТ-компетентности школьников, среди которых особо стоит выделить использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми понимают учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий.
Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:
- по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего ресурса – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы;
- по форме использования – для работы на занятиях, для самостоятельной работы учащихся;
- по типу их использования в образовательном процессе: электронные средства обучения, прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.
В своей работе с младшими школьниками мы используем виртуальные экскурсии, особенно на уроках обществознания. Они дают возможность «побывать» в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон.
В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий младших школьников.
- http://tours.kremlin.ru - виртуальное путешествие по московскому Кремлю;
- http://www.mn.ru/files/bolshoi/tour - виртуальная экскурсия по Большому театру;
- http://www.kp.ru/daily/infografika/cosmos - виртуальное путешествие в Московский планетарий;
- http://0-360.ru/ - виртуальное путешествие по городу Казань, кремлю;
- http://www.rmtour.ru/rus - виртуальное путешествие по Русскому музею;
- http://www.pavlovskart.spb.ru/russian/palace/interior/page3.html - виртуальное путешествие по дворцу г. Павловска;
- http://novgorod-tour.ru/excursion – виртуальная экскурсия по Новгородскому кремлю;
- http://www.blog510.com - панорамы Москвы, Санкт-Петербурга, виртуальные путешествия по Байкалу, Эльбрусу и другим памятникам природы;
- http://tour3d.semenkovo.ru/ - виртуальное путешествие по этнографическому музею в деревне Семенково Вологодской области;
- http://kizhi.karelia.ru - виртуальное путешествие в Кижи;
- http://rzd.ru/steams/ - экскурсия в виртуальный музей паровозов;
- http://www.yaltazoo.org/virtualtour - виртуальная экскурсия по зоопарку г. Ялты.
Таким образом, виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам младших школьников с самыми разными интересами. Урок в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса УУД.
Стоит отметить, что в создании виртуальных экскурсий могут принимать активное участие и сами учащиеся. Это развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников и в целом способствует формированию ИКТ-компетентности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...
Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...