Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
статья на тему

Способы формирования ИКТ компетентности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ikt.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: эффективное использование электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов

В соответствии с требованиями ФГОС НОО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «… активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач». Иными словаим речь идет о необходимости формирования ИКТ-компетентности,  которая предполагает знакомство обучающихся с различными средствами ИКТ, освоение школьниками общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними, осознание возможностей различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры, что способствует получению межпредметных результатов [1].

Это накладывает определенные обязательства на учителя, который должен формировать ИКТ-компетентность младших школьников. Как указывает С.А. Зайцева, «только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, осуществляя междисциплинарную и полифункциональную деятельность, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих» [Зайцева, с. 110].

 На сегодняшний день существует достаточное количество способов формирования ИКТ-компетентности школьников, среди которых особо стоит выделить использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми понимают учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий.

Электронные  образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:

  • по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
  • по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
  • по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
  • по составляющим входящего ресурса – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы;
  • по форме использования – для работы на занятиях, для самостоятельной работы учащихся;
  • по типу их использования в образовательном процессе: электронные средства обучения, прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.

В своей работе с младшими школьниками мы используем виртуальные экскурсии, особенно на уроках обществознания. Они  дают возможность «побывать» в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон.

В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий младших школьников.

Таким образом, виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам младших школьников с самыми разными интересами. Урок в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса УУД.

Стоит отметить, что в создании виртуальных экскурсий могут принимать активное участие и сами учащиеся. Это  развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников и в целом способствует формированию ИКТ-компетентности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...