Внеурочное планирование проекта "Читательский клуб"
материал (2 класс) на тему

Петренко Лилия Владимировна

Рабочая программа «Читательский клуб» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС НОО.

Программа реализует основные позиции ФГОС НОО. Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием  метапредметных и личностных компетенций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_klub.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

ИМ. А.Г. ЛОМАКИНА

Согласовано

на заседании

методического объединения

(методического совета)

 протокол от 27.08.2015  № 1

Утверждена приказом

директора

МОБУ СОШ № 8

им. А.Г. Ломакина

от 27.08.2015 № 321

                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для 3-а класса

кружок « Читательский клуб»____________

( курс)

Срок реализации – 2015-2016 учебный год_

Учитель: _Петренко Лилия Владимировна

(Ф.И.О.)

г. Таганрог

2015


Пояснительная записка.

Рабочая программа «Читательский клуб» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС НОО.

Программа реализует основные позиции ФГОС НОО. Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием  метапредметных и личностных компетенций.

Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика курса.

4. Место курса в учебном плане.

5. Содержание курса.

6. Планируемые результаты освоения курса.

7. Условия реализации программы курса.

К настоящей программе прилагается календарно-тематическое планирование (Приложение 1).

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений области в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

 - формирование общей культуры обучающихся;

- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Общая характеристика курса.

   Цель кружка «Читательский клуб»: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности. 

       Основными задачами  курса являются:

  1. формировать у детей интерес к книге,
  2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
  3. учить отвечать на вопросы по содержанию,
  4. учить пересказу,
  5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
  6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

Кружок  необходим по ряду причин:

    1. Количество базисных часов уменьшилось.

   2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес      детей к книге.

     Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

Ценностные ориентиры:

•формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

•формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

•развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

•развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

•развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Актуальность: при переходе на ФГОС, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на повышение их познавательной и творческой активности.

Игровые технологии и технологии системно-деятельностного подхода,  применяемые в программе, дают ребенку возможность включиться в практическую деятельность. Также используются:  проблемно - диалогическая технология, здоровьесберегающая технология, проектная технология, ИКТ,

Используемые методы: наглядный, словесный,  видеометод, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения), методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Место курса в учебном плане.

В соответствии с планом внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина на 2015-2016 учебный год на курс  «Читательский клуб» отводится 1 час в неделю.

        В соответствии с календарным учебным графиком МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина на 2015-2016 учебный год предусмотрено сокращение количества часов в 3 классе (государственные праздники и «Дни здоровья»).

         Таким образом, настоящая Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), сокращение на 2 часа произведено за счет предусмотренных Примерной программой начального общего образования по внеурочной деятельности (3 класс) часов резервного времени.

        

Содержание  курса.

  1. «Самые интересные книги прочитанные летом». Веселые стихи, короткие рассказы. Синквейн. Рассказы о животных. Рассказы о Родине. (9ч.)
  2. «Не насытится око зрением, а человек знанием». Работа со справочниками. Сказки. Проба пера. (7ч.)
  3. «Мир вокруг меня». Книги-самоделки. Рассказы о природе. Конкурсы чтецов. А. Толстой, М. Пришвин, А. Барто (10ч.)
  4. «Глаз видит далеко, а ум ещё дальше». С. Михалков. Изучаем космос. Вести со всей планеты (7ч.)
  5. Резерв 2 ч.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Самые интересные книги прочитанные летом.

«Не насытится око зрением, а человек знанием»

«Мир вокруг меня»

10ч

«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше»

Резерв

 

Планируемые результаты освоения программы курса 

Универсальные учебные действия.
Личностными результатами кружка "Читательский клуб» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами кружка  "Читательский клуб»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка  «Читательский клуб»  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

        

Условия реализации программы курса.

Учебно-методическое обеспечение:

Печатные пособия:

  1. Рассказы о природе.
  2. Сказки зарубежных писателей.
  3. Сказки русских писателей

Экранно-звуковые и мультимедийные пособия:

Материально-техническое обеспечение:

1.  Компьютер.

2.  Телевизор.

3.  Принтер.

4.  Сканер.

5.  Экран.

6.  Проектор.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование занятий "Клуба юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данное КТП составлено в соответствии с представленной программой Клуба юных знатоков....

Программа внеурочной деятельности "Литературный клуб"

Программа внеурочной деятельности....

Тематическое планирование занятий клуба «Занимательная математика»

Тематическое планирование занятий клуба «Занимательная математика»...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» 2 класс, составлен в соответствии с ФГОС.

Календарно - тематическое планирование по  внеурочной  деятельности  спортивного клуба «Мир спорта» 2 класс, составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Автор - состав...

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...

Календарно - тематическое планирование «Патриотический клуб «Добрята»» для учащихся 3 класса

Работа патриотического клуба "Добрята" направлена на формирование гражданской активности школьника, через добровольчество, поисковую деятельность, изучение истории России, краеведение, разви...