Изучение родословной семьи как основа формирования духовно-нравственных представлений учащихся.
материал на тему

Белых Елена Геннадьевна

Изучение родословной семьи способствует более тесному общению ее членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению ее духовных ценностей, повышает ее культурный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение родословной  семьи  как основа формирования

духовно-нравственных представлений учащихся.

         Семья – это «храм» духовности и нравственности, который созидают совместными усилиями члены семьи. Каждая семья представляет собой неповторимое сочетание индивидуальностей, характеров и нравов, но, несмотря на такие значимые особенности, является частью общества, которое регламентирует правила поведения и в значительной степени определяет ценностные ориентиры. Если по какой – либо причине семья не разделяет созданных обществом ценностей, не вписывается в его нормы, то и дети в такой семье не усваивают необходимых ценностей и норм и отличаются от сверстников отклоняющимся поведением. Если родители бездуховны, уделяют большую часть времени накоплению материальных ценностей, то, естественно, они недодают своим детям эмоционально насыщенного общения. Чем чаще мы сталкиваемся с проявлением безответственного отношения к воспитанию, тем реже мы будем встречать людей, поведение которых эквивалентно  нравственным                  требованиям. В подобных условиях ещё более значительным становится роль  школы в пропаганде общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров не только среди учащихся, но и среди их родителей.

          При определении содержания нравственного просвещения детей, учителю важно знать какие  духовно-нравственные представления дети уже имеют. Важным источником накопления знаний является знакомство с окружающим миром. Ещё более важный источник – осмысление детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Опыт просветительской работы среди родителей даёт основания предположить, что для современных родителей духовно – нравственное воспитание является наиболее сложным моментом. Сегодня родители в большей степени озабочены накоплением детьми конкретных знаний, а волнующие разговоры о человеческой сущности, добродетелях ведутся крайне редко.  

         Связь поколений, знание своих корней, понимание, какие люди окружают ребёнка, какое место в истории своей страны или малой родины занимают близкие люди, семья – это очень значимый момент в воспитании. К десяти годам учащиеся начальной школы вполне способны понимать и правильно оценивать духовно-нравственные нормы. Изучение родословной каждого ребёнка целесообразно начинать именно в этом возрасте. В наше время проблема изучения истории своей семьи наиболее актуальна, так как семьи в современном мире теряют связь поколений. Общение сведено  минимуму не только между дальними, но и между близкими родственниками. Изучение родословной семьи  способствует более тесному общению её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает её культурный уровень. «История должна давать нравственные уроки и задачи». Эти слова русского философа Павла Флоренского как нельзя лучше подтверждают то, что история отдельно взятой семьи и история всего государства в целом тесно связаны. Конечно, детям самостоятельно составить родословную невозможно, поэтому здесь нужна огромная помощь родителей. К 35-40 годам интерес к истории своих корней у людей большой и достаточно устойчивый, поэтому родители, а также старшее поколение, активно включаются в изучение родословной. Совместная работа помогает сблизить членов семьи, помогает посмотреть друг на друга по-новому. Дети с удивлением узнают многие детали из жизни своих родных. Начинают гордиться успехами и достижениями мам, пап, бабушек и дедушек. Работа по изучению родословной семьи начинается с постановки следующих задач:

  1. Объединение членов семьи общими интересами.
  2. Формирование умения работать с архивными документами (в том числе и в семейном архиве).
  3. Развитие умения анализировать, систематизировать, оформлять полученный материал.
  4. Повышение интеллектуального и культурного уровня.
  5. Использование возможностей компьютера, обучение выполнению компьютерных презентаций.
  6. Укрепление связи семьи и школы.

                 Работа строится на изучении таких понятий как «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «потомство», «предок». Изучается возникновение фамилий, степени родства, профессии членов семьи, семейные традиции и праздники, увлечения, реликвии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ»

Краткая аннотация работы  В работе представлена Программа  духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.Главная цель,  которой - формирование духовно-нравственных ценн...

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...

«Здоровьесберегающие технологии в формировании духовно-нравственных представлений у слабовидящих детей»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера ...

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...