ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ»
рабочая программа на тему
Краткая аннотация работы
В работе представлена Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Главная цель, которой - формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций Православия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
2. Установление личных связей ученика с православной культурой.
3. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
4. Воспитание патриотизма.
5. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
6. Увлечение детей творческой деятельностью.
Программа предназначена для учителей и преподавателей начальных классов, православной культуры общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования. Рассчитана на детей 7-11 лет. Основной формой обучения и воспитания является занятие, но активно применяются экскурсии, конкурсы, концерты, выставки. Основными методами реализации программы являются:
- наглядно-слуховой; словесный; практический; частично-поисковый,
- "забегание" вперед и возвращения к пройденному; "спиральное" обобщение;
Главным результатом является то, что происходит постепенная интеграция детей в православную среду: дети лучше ориентируются в православной терминологии, посещают богослужения, участвуют в выставках и концертах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_nravstvennyy_podvig_programmatyagina_e.v.doc | 641.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стемасскя средняя общеобразовательная школа
Вешкаймского района
Ульяновской области
ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ»
( Данная рабочая программа предназначена для учащихся начальной школы 7-11лет, 4 года)
Тягина Елена Викторовна,
учитель начальных классов и
основ православной культуры
с. Стемасс
2015 г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РАБОТЫ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Приволжском федеральном округе
(Ульяновская область)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Тягина Елена Викторовна
Название работы: программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ»
Номинация :
- Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Краткая аннотация работы
В работе представлена Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Главная цель, которой - формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций Православия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
- Установление личных связей ученика с православной культурой.
- Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
- Воспитание патриотизма.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Увлечение детей творческой деятельностью.
Программа предназначена для учителей и преподавателей начальных классов, православной культуры общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования. Рассчитана на детей 7-11 лет. Основной формой обучения и воспитания является занятие, но активно применяются экскурсии, конкурсы, концерты, выставки. Основными методами реализации программы являются:
- наглядно-слуховой; словесный; практический; частично-поисковый,
- "забегание" вперед и возвращения к пройденному; "спиральное" обобщение;
Главным результатом является то, что происходит постепенная интеграция детей в православную среду: дети лучше ориентируются в православной терминологии, посещают богослужения, участвуют в выставках и концертах.
Происходит формирование духовно-нравственных ценностей, установление личных связей ученика с православной культурой. Дети становятся более отзывчивыми к трудностям и сложностям в жизни окружающих людей, радуются своим успехам и успехам своих друзей. Начинают понимать и уважать культурные и религиозные традиции нашей многонациональной России. С уважением и любовью относятся к Родине, к своему народу.
Содержание
стр
I-II. Цель и задачи программы 3-10
- Пояснительная записка 3-5
- Нормативно-правовое обеспечение программы 5
- Назначение программы 6
- Порядок мониторинга процесса и результатов
реализации Программы 7
- Условия реализации Программы 7
- Этапы реализации Программы 8
- Цели и задачи Программы 9
- Принципы 9
III. Основные направления и ценностные
основы программы 10- 15
- «Знакомство с миром православия» 10
- « Мы и удивительный мир Православия» 11
- «Христианская религия и православная культура» 12
- «Православие –культурообразующая религия России» 13
- Формы и методы и работы 14-15
IV. Содержание программы 15-20
V. Совместная деятельность школы, семьи, социума 20
VI. Планируемые результаты 20-25
Перечень методических средств обучения 26-27
Литература 28
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
«Формирование духовно-нравственных ценностей
на основе изучения традиций Православия»
I-II. Цель и задачи программы
- Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно основные общеобразовательные учреждения активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.
В этих условиях заметно возрастает интерес к религии, где на смену категорического отрицания приходит не менее категоричная поддержка. Это вполне закономерно. Религия - реальность человеческой жизни, человеческой истории и культуры. Феномен религии занимает значительное место в жизни человечества, во многом определяя лицо культуры, её ценности, сам ход истории.
Оказывая влияние на формирование мировоззрения, религия не только способствует созданию комплекса представлений о мире, его происхождение, строении и развитии, но и формирует смыслополагание и целеполагание, задающие систему духовной ориентации человека в мире, обществе, культуре. Религия непосредственно влияет на формирование особой системы норм и ценностей. Религиозная идеология имеет дело не только со сферой вероучения и культа, но и с моральными и социальными доктринами. Нормативное содержание религия составляет детально разработанный кодекс поведения человека, оформленный в виде ряда предписаний и запретов, даёт четкое обоснование морально-нравственных норм и ориентиров.
«Религия и подлинная глубоко религиозная культура, основанная на высоких идеалах, - один из факторов, который предохраняет человека и человечество в целом от распада, деградации и, даже можно сказать, от нравственной гибели». (Кулаков А.Е., Религия мира. М., Аст. 1997 г. стр. 24).
По отношению к религии традиции лучше понимать как истоки, основы духовности, переходящие из поколения к поколению и составляющие суть, душу народа.
Каждый народ имеет свою традиционную религию. Традиционная религия опирается и на религиозные каноны (законы), и на традиции в культуре. В традиционной религии традиции даже могут изменять религиозные каноны, делая их привычными в образе действий, вкусах и обычаях народа. В этом их отличие и значение для культуры современного мира.
В связи с этим задача духовно- нравственного развития и воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственного человека, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Из этого вытекает необходимость выделения духовно – нравственного развития и воспитания в особую воспитательную область. Со своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Данная рабочая программа предназначена для учащихся начальной школы.
При составлении использовались программы:
Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1-11 годы обучения.–М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
Бородина А.В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7 - е, испр. – М., 200 9 .
Угольнов В.А. Традиционные религии России: история и культура: сборник учебных программ, спецкурсов для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
Реализация программы: во внеурочное время ( два раза в месяц).
- Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации).
- Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4).
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы»
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.
Все эти юридические документы и другие законодательные акты, и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры, утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призвана данная программа.
- Назначение программы:
Обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников
- Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:
- обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы, заседаниях МО классных руководителей, родительских собраний с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
- публикация в средствах массовой информации муниципального уровня;
- психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.
- Условия реализации программы
- педагог должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;
- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
- педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания подрастающего поколения;
- необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
- используются разнообразные методы и приѐмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
- теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев;
- совместная работа с родителями, школой,общественностью.
- Этапы реализации Программы
- I этап – подготовительный (2009/2010 гг.)
- Аналитико-диагностическая деятельность.
-Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
- Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта новаторов.
- Определение стратегии и тактики деятельности на 2011-2014 гг.
- II этап – практический (2011/2012гг.)
- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию.
- III этап – обобщающий (2013/2014гг.)
- Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
- Цели и задачи Программы
Целью Программы является - формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций Православия.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1.Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
3. Воспитание патриотических чувств: любви к Родине, к своему народу, уважения и любви к истории Отечества, родного края как малой Родины;
4. Воспитание умения быть отзывчивым к трудностям и сложностям в жизни окружающих людей, умения радоваться своим успехам и успехам своих друзей.
5. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном развитии и воспитании детей.
6. Увлечение детей творческой деятельностью.
8. Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников основывается на принципах:
- Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.
- Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.
- Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.
- Долготерпения в работе с воспитанниками.
- Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.
- Развития первоначального успеха ребенка.
- Воспитывающего характера обучения.
III. Основные направления и ценностные основы программы
Этапы формирования духовно- нравственных ценностей
1. Подготовительный. Общая тема: «Знакомство с миром православия»
На этом этапе закладываются основы нравственного и патриотического восприятия жизни. Дети учатся отличать хорошие поступки от плохих, грех от добродетели, видеть красоту нерукотворного мира, знакомятся с основными православными праздниками.
Учитывая, что в этот период для ребенка характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, детям предлагаются занимательные и поучительные рассказы, сказки, анимированные истории, используется большое количество иллюстративного материала. Обучение строится на образно-эмоциональном восприятии ребенком окружающей действительности.
Основными задачами подготовительного этапа являются:
- Установление личных связей ребенка с православной культурой.
- Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.
- Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.
- Воспитание любви к Родине, родному краю, своему народу, бережного отношения к природе.
Блок декоративно-прикладного творчества включает творческие задания на изготовление поделок из соленого теста, из бумаги, в технике аппликации, оригами.
К концу первого этапа обучения дети знают названия основных добродетелей и пороков, события Рождества и Пасхи, названия 2 двунадесятых праздников и умеют отличать хорошие поступки от плохих.
2. Формирование основ православной культуры. Общая тема:
« Мы и удивительный мир Православия»
На втором этапе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. Знакомятся с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Роль традиций в культуре каждого народа. Православие – традиционная религия народов России.
Данный этап призван решить следующие задачи:
- Закрепление личных связей ребенка с православной культурой.
- Развитие основ аскетического восприятия действий человека в окружающем мире.
- Приобщение к художественно - эстетическим отечественным традициям;
- Расширение и активизация словаря школьников путѐм дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- Приобщение к художественно - эстетическим отечественным традициям;
- Формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
- Воспитание умения быть отзывчивым к трудностям и сложностям в жизни окружающих людей, умения радоваться своим успехам и успехам своих друзей.
Детям преподаются начальные знания православия, каждый цикл занятий рассматривает все новые аспекты основной темы этапа.
К концу второго этапа обучения дети знают христианское представление устройства мира. Сюжеты Рождества Христова и Пасхи, двунадесятые и великие христианские праздники Православия, основные библейские сюжеты, основные добродетели, на которых строится путь восхождения к Богу, и умеют воспринимать каждого человека как ближнего, а также складывают базовые формы оригами, владеют основными приемами работы с соленым тестом и аппликацией.
3. Формирование знаний о ценностях православной культуры. Общая тема: «Христианская религия и православная культура».
На третьем этапе, когда ребёнок уже имеет определенный багаж знаний, происходит более глубокое изучение Библии, поиск ее скрытых смыслов, символики, прообразов.
Данный этап призван решить следующие задачи:
- Ознакомить детей с текстами Библии, соотносящимися с важнейшими категориями этики.
- Сформировать знания учащихся о православии, как культурообразующей религии России.
- Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.
- Развитие умения выявлять смысловое и символическое содержание текстов священного писания.
- Воспитание патриотизма
- Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.
К концу третьего этапа обучения дети знают библейские сюжеты, их символический смысл, умеют находить ветхозаветные прообразы, находить смысл в приточных проповедях Спасителя. В сознании детей развивается чувство сопричастности к истории Отечества, чувство гордости и ответственности за традиции культуры своего народа.
Блок декоративно-прикладного творчества на этом этапе включает занятия бисероплетением, поскольку техники оригами, аппликации и тестопластики уже изучены на предыдущих этапах.
4.Формирование знаний об основных положениях христианского учения. Общая тема: «Православие –культурообразующая религия России»
К этому времени у воспитанников складывается достаточно целостная картина религиозного мировоззрения, уже приняты и осмыслены ценностные ориентации.
В этот период важно формирование отношений:
- к Богу как Источнику целесообразности и смысла;
- к себе как сотворцу Бога;
- к миру как к объекту своего служения в понимании того, что он может быть и должен быть преображен.
К концу четвертого этапа обучения дети знают основные догматические положения Православной Церкви, символ веры, церковные таинства и их символический смысл, умеют распознавать догматическое учение в учениях святых отцов.
Данный этап призван решить следующие задачи:
- Формирование знаний об истории православного краеведения и ее связи с историей родной земли.
- Формирование знаний о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных святынях земли Симбирской.
- Способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
- Формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Симбирской земли.
- Познакомить с православным церковным искусством.
- Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуре.
Таким образом, последовательно проходя все этапы обучения, воспитанники ищут свое место в общей картине мира, осознают себя и свою позицию в окружающей духовно-религиозно-нравственной социокультурной среде. Отходят от упрощённого, «чёрно-белого» видения мира, рассматривают людей, их поступки с разных смысловых позиций.
- Основными методами являются:
- наглядно-слуховой (использование наглядного материала и слушание музыки);
- словесный (рассказ педагога, диалог, беседа, и т.д.);
- практический (использование на уроках декоративно-прикладного творчества);
- "забегание" вперед и возвращения к пройденному;
- "спиральное" обобщение .
Формы работы с учащимися и родителями
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения.
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Экскурсии.
- Организация выставок.
- Утренники, праздники.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Совместно организованные с родителями праздники, поездки, экскурсии.
IV.Содержание программы
I. Подготовительный этап.
«Знакомство с миром православия»
Красота Божьего мира. Что нас окружает? Что мы видим? Священная история рассказывает о мире: Бог – Творец красивого мира. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и злые ангелы. Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Понятие Грех. Добродетели. Последствия : непослушание. Печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Что мы делаем зимой? Красота зимы. Зимние игры и забавы. Рождество Христово – самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме. Как христиане понимали праздники? Святые вожди земли Русской. Защитники Отечества. Понятие о жертвенной любви. Масленица, её традиции и обряды. Масленичные гуляния. Пасха. Благовещение. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Празднование Пасхи. Праздник дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь положивших.лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец.
II. « Мы и удивительный мир Православия»
Урок заочного путешествия по России. Многонациональный состав России. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном,
историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединѐнных общими целями, идеями, языком, культурой.
Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы.
Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Праздник национального единства. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
Буквица славянская. История славянской азбуки. Кирилл и Мефодий.
Праздник Рождество Христово. Радость послушания. Радости православной веры.
Защитники земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Рассказ о христианском понимании семьи. Как рождается семья?
«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.
Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.
Празднование Дня Победы. Главные ценности для человека– Родина, семья, жизнь. Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.
III. «Христианская религия и православная культура».
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех еѐ россиян. Красота просторов России, еѐ историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Образование Симбирской губернии. Место родного края и малой Родины в истории страны. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного.
О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечество. О вере; знании и культуре в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие основная религия в России. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди
Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Шесть дней творения. Знаменитые люди - о Би6лии.
Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура. Библия
рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение
о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне
Святой Троицы.
Первые люди на Земле и их занятия. Почему возникают зависть и эгоизм. Понятие «вопиющий грех». Можно ли побороть зависть и эгоизм?
Почему зло более привлекательно для людей? Зло, как море может погубить жизнь. Ной и его семья. Построй корабль из добрых дел. Голубь мира. Радуга- радость прощения.
Общая жизнь на Земле и её преимущество. Как возникают тщеславие и гордыня? Строительство Вавилонской башни и разделение людей. Смогут ли люди вернуться к общему пониманию?
Египетское рабство иудеев. Моисей и его подвиг. Что такое преданность? Исход из Египта. Сорок лет в пустыне – долгий путь к истине.
Моисей на горе Синай. Заповеди и их толкование в христианской этике.
IV. «Православие –культурообразующая религия России»
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика.
Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, храмы Ульяновской области: Всесвятский храм, Благовещенский храм, Воскресенская церковь, комплекс Арских храмов и др.. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
Учебно – тематический план
№ | Название этапов | Количество часов |
I | Подготовительный этап. «Знакомство с миром православия» | 18 |
II | « Мы и удивительный мир Православия» | 18 |
III | «Христианская религия и православная культура». | 18 |
IV | «Православие –культурообразующая религия России» | 18 |
V.Совместная деятельность школы, семьи, социума
Работа с родителями
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
- анкетирование
- беседа
- консультации
- родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Работа с общественностью
- Участие в районных, областных, региональных конкурсах, викторинах, праздниках, фестивалях, олимпиадах, организованных по духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников.
- Посещение храмов и беседы с их настоятелями.
- Посещение музеев, библиотек.
VI. Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать и понимать:
- что Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие - основы культурных традиций многонационального народа России;
- иметь представление о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Обучающиеся научатся:
-находить красивое в окружающем мире: видеть, слышать, чувствовать красоту;
- выражать словами: поддержку, благодарность, просьбу;
- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей речи;
- быть вежливыми, внимательными, благодарными;
- понимать и объяснять значение праздников в жизни человека;
-понимать, как разговаривает икона;
- объяснить, как связаны между собой понятия «любовь– мир– красота»;
-проявлять внимание, любовь, заботу, милосердие;
-называть основные христианские праздники;
-принимать активное участие в праздничных мероприятиях;
- рассказывать о главных христианских праздниках;
-рассказывать о создателях славянской азбуки;
- рассказывать о значении, назначении православного храма;
- рассказывать о Рождении Церкви, защитниках православной веры;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-понимать, как разговаривает икона;
- сравнивать икону и картину;
Универсальные учебные действия
Личностные:
-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «красота», «родина», «любовь», «милосердие», «природа», «семья» ;
-уважение к своему народу, к своей родине;
-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
-уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера;
-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
-развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
-чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
-уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
-принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
-доброжелательность, доверие и внимательность к людям,
Регулятивные
-организовывать свое рабочее место;
-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
-уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом;
-составлять план и определять последовательность действий;
-уметь самостоятельно организовывать поиск информации;
-принятие и сохранение учебной задачи;
Познавательные:
-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
-самим задавать вопросы;
-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
-сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;
-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
-планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;
-уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом;
-уметь самостоятельно организовывать поиск информации;
-составлять план и определять последовательность действий;
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-слушать и понимать речь других;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-работать в паре, в группе;
- обсуждение в ходе совместной деятельности возникающей проблемы
Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения;
- успешность в деятельности;
- социально-психологический климат школьного сообщества детей и взрослых.
3. Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
«Модель выпускника»
В ходе освоения программы воспитанник должен обладать следующими компетенциями:
- любить свою Родину, свой народ, уважать историю Отчества, родного края;
- иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий : добро- зло, совесть, долг, правда, ложь;
- уметь соотносить права человека и достоинство личности;
- с точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам;
- дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России;
- обладать навыками межкультурной коммуникации;
- уметь ориентироваться в системе духовно- нравственных ценностей, социальной среде;
- стремиться к духовно-нравственному совершенствованию;
- быть способным понимать активную нравственную позицию в различных ситуациях;
- уметь прийти на помощь ближнему;
- знать достопамятные события отечественной истории, памятники литературы, культуры;
- уметь раскрыть особую роль Православия в России, в становлении её духовности и культуры;
- знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценивать их вклад в развитие России;
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Главная цель духовно - нравственного развития и воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации
Перечень методических средств обучения
1. Богородица: полная энциклопедия жизни и
чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир
православия).
2. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й
век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил. 17
3. Ионина Н.А. Православные святыни. Изд.РООССА. 2010.
4. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей
П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
5. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная
Культура. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций
Отечества, 2005.
6. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура»
[Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.
«ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
7. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие
«Иллюстрации»: – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки
культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.
8. Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров:
Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил.
– (Серия «Словарик школьника»).
9. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга
для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое
сентября», 2001. - 256 с.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся
мультимедиа-возможности.
2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает:
уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся
представлять результаты своей работы всему классу, эффективность
организационных и административных выступлений.
3. Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность
непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы.
Литература
1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК,1995.
2. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.
3. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.
4. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.
5. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред.
И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
6. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в
начальных классах/ – М.: Просвещение, 1980;
7. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра,
1993.
8. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут,
1994.
9. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
10. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.
11. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.
12. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.
13. Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.
14 .Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.
15. Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стемасская средняя общеобразовательная школа
Вешкаймского района
Ульяновская область
Календарно –тематическое планирование
Программа «Формирование духовно-нравственных ценностей
на основе изучения традиций Православия»
Тягина Е.В.
учитель начальных классов
и основ православной культуры
МОУ Стемасская СОШ
I этап Подготовительный «Знакомство с миром Православия»
Дата проведения (два раза в месяц) | Тематика занятий | Виды деятельности и формы организации | Практическая направленность | Понятийный аппарат | Планируемые результаты | Работа с родителями |
Сентябрь | Я и мир вокруг меня | Беседа: «Красота рукотворная и нерукотворная» | Рисование на тему: «Наш красивый мир» | Красота рукотворная и нерукотворная | Научатся: видеть красоту окружающего мира; изображать её самостоятельно; нравственно-эстетическое оценивание увиденного; | Выставка рисунков «Красота Божьего мира» |
Октябрь | Творец мира | Рассказ о Боге – Создателе красивого мира; Практическая работа: рисование «Как Бог сотворил мир» | Аппликация «Как Бог сотворил мир» | Бог- Творец мира. Любовь-доброта- красота | Научатся: понимать взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «Любовь-доброта- красота» | Беседа «Высшая ценность на Земле» |
Ноябрь | Добро и зло | Рассказ о добре и зле в окружающем мире | Изображение доброго и злого в рисунках, сочинение к ним текстов; | Благочестие, печаль, покаяние | Научатся: отличать плохие поступки от хороших; осуждать зло и поощрять добро; ценить и принимать ценности. | Консультация «Хорошо - плохо» |
Декабрь | Грех и добродетель | Рассказ: «За что были наказаны люди?» | Рисование: «Радуга- знак обещания Бога» | Грех , добродетель | Научатся: нормам правильного поведения в обществе; расширение понятий: «непослушание- зло – печаль» | Беседа о нормах поведения христиан |
Январь | Радости зимы. | Рассказ о святых днях | Изготовление поделок, сочинение рождественских колядок, стихов | Рождество, Крещение, Иисус Христос | Познакомятся с христианскими праздниками Рождество и Крещение, их традициями проведения; научатся работать по предложенному учителем плану; ценить и принимать ценности. | Выставка поделок, рисунков |
Февраль | Праздник страны – День защитника Отечества | Рассказ о Святых вождях в Земле Русской. О жертвенной любви. | Изготовление открытки ко дню защитника Отечества | Отечество, герой, слава, Православие | Узнают: что такое подвиг, что такое жертвенность; личностное пережива ние; выражение своих мыслей. | Праздник, посвящённый дню защитника Отечества |
Март | Радости Масленицы | Урок – презентация «Масленица» | Изготовление игрушки - Масленицы | Прощёное воскресенье | Познакомятся с христианским праздником «Масленица», его традициями и обычаями проведения; научатся работать по предложенному учителем плану; нравственно-эстетическое оценивание. | Празднование «Масленицы» |
Апрель | В ожидании чуда. Пасха. | Беседа- рассказ «Какого цвета праздник Пасхи?» | Рисование открыток, изготовление пасхальных яиц | Воскресение | Узнают: что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост; нравственно-эстетическое оценивание | Выставка поделок на тему «Пасха радость нам несёт!» |
Май | Любовь и уважение к Отечеству | Рассказ – беседа о об участниках Великой Отечественной войны; Радоница- что это? | Изготовление открыток ко дню Победы, рисование рисунков, чтение стихов | Память | Узнают: что главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Научатся: объяснять выражение «жизнь положить за други своя»; нравственно-эстетическое оценивание | Утренник митинг, посвящённый дню Победы |
2 этап « Мы и удивительный мир Православия»
2 –ой год обучения
Месяц | Тематика занятий | Виды деятельности и формы организации | Практическая направленность | Понятийный аппарат | Планируемые результаты | Работа с родителями |
Сентябрь | Моя многонациональная Россия | Урок заочного путешествия по России | Рисование на тему «Моя Россия»; сочинение стихотворений «Люблю свою Отчизну» | Отчизна, Родина, культурные традиции | Знать основные понятия: Отечество, Родина, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина | Выставка рисунков |
Октябрь | Праздники осени. | Рассказ о праздниках: Рождество Пресвятой Богородицы; Покров Пресвятой Богородицы | Аппликация «Красота и радость в творениях» | Благодать, благочестие, честность, лицемерие | узнают: о праздновании Рождества Пресвятой; Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы; нравственно-эстетическое оценивание | Экскурсия в природу |
Ноябрь | Православие и православная культура. Праздник народного единства | Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. | Рисование на тему «Мир вокруг меня» | Культура | Знать: что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. умение слышать, слушать и понимать партнера; | Беседа на тему «Кто такие христиане?» |
Декабрь | Буквица славянская. История славянской азбуки. | Урок - презентация | Творческая работа: написание букв Кириллицы | Глаголица | Знать: историю создания славянской азбуки; нравственно-эстетическое оценивание | Выставка работ |
Январь | Рождество Христово. Таинство Крещения | Урок – презентация, просмотр мультфильмов | Изготовление поделок техникой оригами «Светлый Ангел Рождества» | Таинство Крещения | Знать: сюжеты Рождества Христова; Таинство Крещения; учиться работать по предложенному учителем плану | «Рождественский праздник» |
Февраль | Защита Отечества | Рассказ об Александре Невском, Дмитрии Донском | Изготовление праздничных открыток ко дню защитника Отечества | Отечество защитник герой | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Ценить и принимать ценности | Утренник «Защитникам Родины посвящается» |
Март | Радость послушания. Дети и родители. | Рассказ о христианском понимании семьи. Как рождается семья? | Изготовление праздничных открыток для мам и бабушек | послушание радость красота счастье жертвенность | Понимать и осознавать ценности семьи; уважение и любовь к членам семьи; ценить и принимать ценности | Праздник бабушек и мам |
Апрель | Праздник праздников. | Рассказ – беседа : Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост | Проект пасхальных сувениров | пасхальная радость, благодарение | Знать: что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост | Экскурсия в Храм |
Май | Праздник Дня Победы | Урок – презентация «Защитники Родины» | Рисование рисунков «Нет войне!» Чтение стихотворений о войне | Отечество Долг | Знать: главные ценности для человека– Родина, семья, жизнь; нравственно-эстетическое оценивание; выражение своих мыслей. | Выставка рисунков, конкурс чтецов |
3 этап «Христианская религия и православная культура».
Месяц | Тематика занятий | Виды деятельности и формы организации | Практическая направленность | Понятийный аппарат | Планируемые результаты | Работа с родителями |
Сентябрь | Россия – наша держава. | Беседа- рассуждение | Рисование на тему «Россия – наша держава» | Добро Честь Отчизна | Осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства; развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям | Выставка работ |
Октябрь | О вере, знании и культуре | Рассказ об истории создания культуры; о религии и православии | рисование рисунка на тему «Человек среди людей» | Культура Религия Православие Духовный мир | Знать: что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Выражение своих мыслей. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. | Беседа «Что значит быть православным человеком» |
Ноябрь | Что говорит о человеке православная культура | Рассказ: какие дары Бог дал человеку | Рисование: «Доброе в цвете» | Совесть Доброта Любовь | Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; | Беседа «Какие ценности лежат в основе вашей семьи?» |
Декабрь | О чем Рассказывает Библия? | Рассказ об истории создания Библии | Аппликация «Сотворение мира» | Библия Евангелие | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, православной культуры. | Выставка работ |
Январь | Зависть и эгоизм | Чтение истории Каина и Авеля | Зависть эгоизм «вопиющий грех» | Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как отзывчивость, милосердие, сострадание | Беседа «Можно ли побороть зависть и эгоизм?» | |
Февраль | Зло рождает и умножает зло | Чтение Библейского сюжета. Ной и история Великого потопа | Аппликация «Корабль добрых дел» | Доброта Отзывчивость | Уметь: отличать добро и зло; следить за своими словами и делами; контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; ценить и принимать ценности | Беседа «Хорошо- плохо» |
Март | Что разделяет людей. Тщеславие и гордыня | Чтение истории Вавилонской башни | Бисероплетение «Дерево жизни» | Общее понимание | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг; ценить и принимать ценности | Выставка работ |
Апрель | Истина и долгий путь к ней | Чтение истории Моисея | Просмотр репродукций на данную тему | Преданность | Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг; ценить и принимать ценности | Беседа «Что такое преданность?» |
Май | Заповеди блаженства Милосердие и сострадание | урок духовности Чтение заповедей Иисуса Христа Рассказ о том, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | написать сказку, стихотворение о жизни семьи; нарисовать рисунок
калейдоскоп «Добрых дел» | заповедь кумир милостыня ближний | Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Ценить и принимать ценности Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». | Беседа «Добродетели и страсти. Какой я?» Беседа «Что значит быть милосердным?» |
4 этап «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ
РОССИИ»
(4 –ый год обучения)
Месяц | Тематика занятий | Виды деятельности и формы организации | Практическая направленность | Понятийный аппарат | Планируемые результаты | Работа с родителями |
Сентябрь | Религиозная культура в жизни человека | Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. | Рассмотрение репродукций | Религия | Знать: что такое «религиозная культура» ? О чем рассказывает религиозная культура? Духовность, культура, культурный человек, историческая память. Задают вопросы, отвечают на вопросы других. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Беседа «Как я отношусь к религии» |
Октябрь | Величайшее сокровище – русский язык | Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. | Чтение стихотворений О Родине | Язык Духовная лексика | Научатся: относится к языку, как проявлению культуры и уважения к народу. Будут знать отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды. Осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм. | Конкурс стихотворений |
Ноябрь | Православная молитва | Урок -исследование «Что такое православная молитва?» | Слушание и чтение молитв | Молитва благодать Священное предание | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Умение слышать, слушать и понимать партнера. Ценить и принимать ценности | Опрос родителей, что по их мнению дети должны знать «Отче наш» |
Декабрь | Православный храм. Икона. | Урок – экскурсия в храм | Посещение храма | Паперть алтарь амвон | Знать: что храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей; правила поведения в храме; в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Посещение храма |
Январь | О церковных колоколах | Рассказ, просмотр презентации о церковных колоколах; приход колоколов в русскую культуру. | Прослушивание звона колоколов; рисование колоколов | Клепало и било. | Знать: виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Нравственно-эстетическое оценивание. | Выставка работ |
Февраль | Русские монастыри. Духовный подвиг монашества | Рассказ о происхождении монашества; Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Комплекс Арских храмов(Региональный компонент) | Рассказ учащихся о храмах Ульяновской области | Подвиг монах инок | знать: о происхождении монашества и их духовном подвиге; о русских монастырях и их создании; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Посещение урока |
Март | Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи. | Рассказ о святых мучениках христианской церкви, о царской семье | Чтение литературы по данной теме | Мученик | знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; | Посещение урока |
Апрель | Дом и семья | Рассказ: о многоплановости проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь. Святые образы семейного благочестия. | Нарисовать рисунок, сочинить стихотворение на тему «Символы семьи» | Символ | формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; адекватно оценивать поведение свое и окружающих | Выставка работ, конкурс стихотворенией |
Май | Русь Святая | Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы | Рассмотрение Образов Святой Руси в русской художественной культуре. | Русь Святая | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Посещение урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно – нравственных ценностей.
Презентация обо мне как классном руководителе...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Формирование духовно-нравственных ценностей при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Педагогический опыт по ОРКСЭ....
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Выступление на МК учителей начальных классов ....
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое раз...
Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.
Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...
Итоговая работа Кротовой И.С. Курсы «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса «Основы православной культуры»
Конспект урока "Золотое правило этики"...