РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Я-исследователь
рабочая программа на тему
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности по направлению “Проектная деятельность” предназначена для работы с детьми 1 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-issledovatel.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№4
« Центр образования»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании М\О Директор
Протокол Р.Н Гаврилова ____________
№_____________
« »____________2014г « » 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в начальной школе
Я-исследователь
УМК «Школа России»
Учитель: О.А Волкова.
Тутаев, 2012
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности по направлению “Проектная деятельность” предназначена для работы с детьми 1 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, ссузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
а) непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
б) развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
в) системности организации учебно-воспитательного процесса;
г) раскрытия способностей и поддержки одаренности детей.
Цели: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
Создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества.
Научить детей вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
Развитие способности понимать других людей.
Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.
Развитие произвольной сферы учащихся.
Развитие творческого воображения.
Развитие эмоциональной сферы учащихся; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности.
Внеурочная деятельность по направлению “Проектная деятельность” в 1 классе организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: групповые занятия. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Программа предусматривает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки. Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей.
На курс “Юные исследователи” отводится 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана “Внеурочная деятельность”, направление – “Проектная деятельность”.
В результате изучения курса “Юные исследователи” учащиеся могут научиться:
– основам информационных технологий;
– основам исследовательской деятельности;
– аналитически мыслить;
– вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
– основам оформления работ.
Содержание программы
1. Введение (1ч)
1. Что такое проект.
Цель: Знакомство с понятием “проект”; развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация.
2. Учимся делать проект (8ч)
2. Что такое проблема (1)
Цель: Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”.
Понятия: проблема, объект исследования.
3. Познаем мир (1)
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание: “Нужно – не нужно”, “Местное радио”, “Зеленый, красный, зеленый”, “Палочка, остановись!”, “Разложи правильно картинки”.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
4. Школа “почемучек” (2)
Цель: знакомство с понятием “гипотеза”; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”.
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
5. Удивительный вопрос (2)
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
6. Источники информации (2)
Цель: знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Понятия: источник информации.
3. Мы – исследователи (22ч)
7. Я и мое имя (2)
Цель: формирование представлений о своем имени; развитие интереса к исследовательской деятельности.
Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно определенно влияет на характер, а, значит, на его судьбу. Игра “В поисках своего имени”.
Результат: коллективный проект “Поляна дружных имен”.
8. Любимое число (2)
Цель: Обобщение знания учащихся о числах первого десятка; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности, представлять свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика (“Покажи цвет”, “Первый, второй”, “Задачи”). Игры с числами.
Результат: коллективный проект “Веселые числа”.
Понятия: число, нумерация.
9. Новый год – любимый праздник (4)
Цель: привитие любви к традициям русского народа, к семейным традициям; формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда; формирование умения представлять свою работу; развитие творческих способностей первоклассников.
История праздника Нового года. Традиции новогоднего праздника в нашей стране. Новый год – семейный праздник. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Результат: коллективные проекты: коллаж; изготовление новогодних игрушек дл украшения класса; изготовление новогодней гирлянды для школьной елки.
Понятия: традиции, сувенир, самооценка, презентация.
10. Алфавит (3)
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах; знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей; развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг.
Результат: коллективный проект “Азбука в картинках”.
Понятия: буква, алфавит.
11. Симметрия вокруг нас (3)
Цель: знакомство с понятием “симметрия”; развитие логического и пространственного мышления; привитие навыков учебной деятельности: анализа, синтеза; развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и асимметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Игра на внимание “Найди, покажи и объясни”.
Результат: коллективный проект “Симметрия вокруг нас”.
Понятия: симметрия.
12. Что мы знаем о растениях (4)
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных; воспитание бережного отношения к родной природе; формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Алтайском крае.
Результат: коллективный проект – выставка работ “Природа и фантазия”.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
13. Что за прелесть эти сказки! (4)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству; развитие творческих способностей учащихся; формирование умения различать добро и зло; создание условий для реализации полученных знаний в практической деятельности.
Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Костюмы героев спектакля. Конкурс загадок про героев народных сказок про животных.
Результат: Выбор темы коллективного проекта: “Моя любимая сказка”, “Сочиняем сказку”, “Театрализация сказки”.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой, театрализация сказки.
4. Заключение (2ч)
14. Что мы узнали и чему научились за год (1)
15. Моя лучшая работа (1)
Цель: систематизация и обобщение знаний детей по курсу “Юный исследователь”.
Рефлексия проведенной работы за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение | 1ч |
1 | Что такое проект | 1 |
2. | Учимся делать проекты | 8ч |
2 | Что такое проблема | 1 |
3 | Познаем мир | 1 |
4 - 5 | Школа «почемучек» | 2 |
6 - 7 | Удивительный вопрос | 2 |
8 - 9 | Источники информации | 2 |
3. | Мы – исследователи | 22ч |
10 - 11 | Я и мое имя | 2 |
12 – 13 | Любимое число | 2 |
14 - 17 | Новый год – любимый праздник. | 4 |
18 - 20 | Алфавит | 3 |
21 -23 | Симметрия вокруг нас | 3 |
24 - 27 | Что мы знаем о растениях. | 4 |
28 -31 | Что за прелесть эти сказки! | 4 |
4. | Заключение | 2ч |
32 | Что мы узнали и чему научились за год | 1 |
33 | Моя лучшая работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Я-исследователь Для 1-4 класса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»
Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...