Статья на тему: "Использование аналогии при изучении математических понятий в начальных классах"
статья по теме
Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
Эффективное обучение математике невозможно без организации продуктивной деятельности учащихся, что предполагает формирование и развитие основных мыслительных приемов или логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Аналогия, в переводе с греческого, означает сходство, соответствие между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. При обучении математике аналогия широко используется как для закрепления изученного материала, так и при получении новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_analogiya.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование аналогии при изучении
математических понятий в начальных классах
Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
Эффективное обучение математике невозможно без организации продуктивной деятельности учащихся, что предполагает формирование и развитие основных мыслительных приемов или логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Аналогия, в переводе с греческого, означает сходство, соответствие между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. При обучении математике аналогия широко используется как для закрепления изученного материала, так и при получении новых знаний.
Одной из характерных черт математики является ее связь с другими изучаемыми предметами, с жизнью. Задачи с межпредметным содержанием или прикладного характера помогают лучше раскрыть каждую тему, способствуют непроизвольному запоминанию, развивают интерес учащихся не только к предметам, но и самому процессу познания, повышают качество их знаний и умение их добывать. Связь математики с русским языком и литературой, с иностранным языком, историей и географией естественна. Математические термины точны и выразительны, наиболее близко передают смысл сказанного. Значение этих терминов чаще всего связано с их возникновением. Поэтому при изучении математических терминов целесообразно рассматривать их происхождение, а также значение в других областях человеческой деятельности. Это позволит повысить интерес к происхождению математических понятий, следовательно, и к математике, и к другим предметам, показать связь их с жизнью, с другими предметами.
Ниже представлены примеры некоторых понятий, изучаемых в начальном курсе математики, дополнительные сведения о которых можно использовать на уроках в начальной школе.
Значение понятия в математике | Значение понятия в других областях | Перевод с греческого, латинского |
Квадрат – 1) прямоугольник с равными сторонами. 2) вторая степень числа (а), то есть а2 | Квадрат – в полиграфии единица длины, применяемая для измерения шрифтов, формата набора. 1 квадрат = 48 пунктам (ок. 18,05 мм). | от лат . quadratus - четырехугольный |
Круг - часть плоскости, ограниченная окружностью (содержащая ее центр). Площадь круга S = R , где R - радиус окружности, а π = 3,141592654… - отношение длины окружности к диаметру. | Круг – в древности, повязка на плече как знак отличия | От лат. «кольцо» |
Линия - общая часть двух смежных областей поверхности. Движущаяся точка описывает при своем движении некоторую линию. Прямая линия – черта или прямая | Линия - 1) единица длины в системе английских мер, 1 линия = 1/12 дюйма =0,21167 см. 2) В России - мера длины, 1 линия = 10 точкам =2,54 мм. | от лат. linea – льняная нить |
Периметр - длина замкнутого контура, сумма длин всех сторон многоугольника | Периметр - в математике: граница плоской фигуры, а также длина этой границы. | от греч . perimetreo - измеряю вокруг греч. perimetron - окружность |
Ромб – параллелограмм с равными сторонами | Ромб - Название высшего офицерского знака различия такой формы на петлицах в Красной Армии | греч . rhombos |
Треугольник - геометрическая фигура - многоугольник с тремя углами. Часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (сторонами треугольника), имеющими попарно по одному общему концу | Треугольник - Созвездие Северного полушария; с территории России лучше всего видно в конце лета, осенью и зимой. | лат . Triangulum |
Угол (плоский) - геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (вершины угла). | Угол – перелом, излом, колено, локоть, выступ или залом (впадина) об одной грани. Часть плоскости между двумя прямыми линиями, исходящими из одной точки | Ср. лат. angulus – “угол” |
Шар - геометрическое тело, получающееся при вращении круга вокруг своего диаметра. Шар - часть пространства, ограниченная сферой. | Шар - у землекопов, слой, пласт земли. Класть масло шарами, в переслойку Шар - стар. церк., краска. | слой, пласт или ряд (польск. szar, ряд, гонта, черепицы) лат. sphaera шар, от греч. – мяч |
Сумма – 1. Итог, результат сложения. 2. Общее количество чего-нибудь (сумма всех данных). 3. Определённое, то или иное количество денег (затрачены крупные суммы) | Сумма - итог, общее количество. Например: «К сумме разнородных впечатлений неожиданно прибавилось ещё одно новое» (Лесков); «Сумма всех данных»; «Вся сумма человеческих знаний». | лат. summa – “итог”, “общее количество” |
Площадь – 1. В математике: часть плоскости, заключённой внутри замкнутой геометрической фигуры (площади квадрата). 2. Незастроенное большое ровное место (в городе, в селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы (Красная площадь в Москве). 3. Пространство. Помещение, предназначенное для какой-нибудь цели (полезная площадь в доме). | Площадь - часть поверхности, ограниченная каким-либо замкнутым контуром. Величина П. выражается числом заключающихся в ней квадратных единиц. | греч. plateia – “широкая”. |
Цифра – 1. Знак, обозначающий число. 2. Показатель, расчёт чего-нибудь, выраженный в числах. | Цифра - индийские математики называли знак обозначавший отсутствие некоторого разряда словом “сунья” - пустой. | лат. cifra – “цифра”, происходящего от арабск.слова “сифр”, означающего “нуль”. |
ОВАЛ - замкнутая выпуклая плоская кривая. При этом под выпуклостью понимают свойство кривой иметь с любой прямой не более двух (действительных) общих точек. | Овал - овал лица определяется соотношением ширины лба к ширине подбородка, а также пропорцией длины и ширины лица. | от лат. ovum - яйцо |
Куб – 1. Правильный шестигранник, все грани которого – квадраты. 2. В математике: произведение от умножения данного числа на само себя дважды. 3. Кубический метр как мера объёма. 4. Сосуд для перегонки и кипячения жидкостей. | Куб - кубоватый, кубастый, кубовидный, -образный, почти кубичный, близкий к кубу по виду, сундуковатый. а³ | греч. kubos – “игральная кость”. |
Сфера – 1. Область, пределы распространения чего-нибудь. 2. Среда, общественное окружение. | Сфера — сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. | греч. sfaira – “шар”, “мяч”. |
Цилиндр – 1. В математике: геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. 2. Предмет такой формы (напр., часть в машине). 3. Высокая твёрдая шляпа такой формы с небольшими полями. | Цилиндром - называется тело, которое состоит из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов | греч. kilindros – “валик”, “каток” |
Кроме того, для того, чтобы детям было интереснее изучать предмет, им можно предложить изучение материала в виде игры. Вот один из вариантов.
Подготавливаются карточки двух видов. На одних карточках написаны математические термины. Например: овал, круг, цилиндр, угол, шар, куб, площадь.
На других – перевод этих слов с латинского или греческого языков с изображением соответствующего объекта. Например:
На обратной стороне этих карточек можно написать историю происхождения и развития этих терминов, интересные сведения из опыта их использования. Это позволит повысить интерес, расширить кругозор детей, повысить мотивацию учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы педагога по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов».
Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого...
Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...
Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».
В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным н...
доклад по теме «Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальных классах»
статья, посвященная актуальному вопросу в преподавании иностранного языка в начальных классах...
Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»
Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...
Отчёт по самообразованию на тему: «Использование интерактивных ресурсов при обучении выразительному чтению в начальных классах».
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных результатов выпускника. Одним из главных моментов является то, что основой нового стандарта стан...